Алексей Хворостян: «Падали, но поднимались»
Национальная музыкальная корпорация, CD Land, 2007.
Мальчик захотел писать песенки сам и за свои деньги пожелал издать их. Издал вот. И весь имидж пошел прахом
Шестая «Фабрика звезд» оказалась на удивление скупа на прибытки для отечественного шоу-бизнеса. Спустя год после ее окончания сольный альбом появился только у группы «Челси», куда вошло четверо парней из проекта Виктора Дробыша. Дима Колдун засветился на «Евровидении», что его спасло. Остальные либо сгинули, либо безуспешно пытаются пробиться своими силами. Именно поэтому выход альбома Алексея Хворостяна мог бы стать звонкой пощечиной неверию Дробыша в своих подопечных.
Сам Дробыш, впрочем, не сильно напрягался для получения пощечины. Две песни альбома и общее руководство – вот и весь вклад. Впрочем, именно эти две песни –заглавная и «Я служу России» – главные хиты альбома. Так что пощечина действительно не получилась.
Как не получилось из Хворостяна и второго Расторгуева. Тут Джанго переигрывает его по всем фронтам. А все дело в том, что альбом наполнен слезливыми песнями – невозможно поверить, что поет их брутальный запыленный мачо, а не типичная золотая молодежь со стаканом дорогущего виски в руке. Все усилия Дробыша (выстроившего безупречный саунд тому же «Челси») пошли прахом. Мальчик захотел писать песенки сам и за свои деньги (как говорят злые языки) пожелал издать их. Издал вот. И весь имидж пошел прахом.
Стилистика альбома выстроена вокруг прямой бочки и легкого гитаризма. Что означает вкрапление в русскую попсу ненавязчивых гитарных штрихов. То ли неиспользованные аранжировочные идеи остались у Дробыша от работы с Димой Колдуном, то ли знакомые ему финские аранжировщики иначе писать звук не умеют.
Чуть гнусавый вокал Алексея не блещет, прямо скажем, вокальными экзерсисами. И что ему далась эта попса? Зачем соревноваться с Биланом и Лазаревым? Совершенно очевидно, что у сына главного борца с наркотиками есть широкая аудитория радио «Шансон», и петь бы ему на пьянках «у генерала КГБ», как сформулировал недавно Шевчук. Так нет – в поп-рок захотелось.
Оценка: 4 из 10.
Lumen: «Правда?»
Lumen, 2007.
Новый альбом уфимской альтернативной группы «Lumen» стал самым радикальным альбомом в ее короткой истории |
Пожалуй, новый альбом уфимской альтернативной группы Lumen стал самым радикальным альбомом в ее короткой истории. Мысль о том, что «пора играть в Че Гевару, пора им становиться!», ее лидер Тэм вбивает в голову слушателя удивительно доходчиво.
В стадионном исполнении (а группа сегодня собирает самые большие клубы) эти песни звучат еще убедительнее, чем в записи. Перед нами действительно феномен. Вместо буржуазного самолюбования – хрип о необходимости быть свободным, вместо призыва копить деньги – «не хочу, чтобы грезы пахли деньгами». Вообще, цитировать тексты нового «Люмена» хочется один за другим, настолько они выразительны и точны:
Я так устал, что со мной, как со скотом,
У кого больше прав, мерят здесь кошельком,
На родной земле я устал быть рабом,
Но моя усталость – отчаянье загнанной мыши,
Заставляет меня быть сильнее и выше…
Превосходные точные тексты, заставляющие вспомнить о ныне покойном Илье Кормильцеве в «Наутилусе Помпилиусе» и Викторе Цое, грамотно акцентируются гитарным драйвом и упругой ритм-секцией. Гитарные брейки Гарика в духе ню-металла и панк-гранджа точны и цельны. Тэм же то и дело переходит с пения на речитатив и чуть ли не в рэп-читку.
Наиболее радикален Lumen в тех песнях, где не обошлось без ненормативной лексики. Почти уверен, что можно было вполне обойтись без нее. Скорее, этот мат обесценивает посыл артиста. Как-то несерьезно слушать призывы к хорошему, спотыкаясь о ершистый мат.
Крепкие боевики «Далеко», «Иди в отмах», «Ложь» и «Иначе» сконструированы так, чтобы под них в зале зачинался слэм. Безусловно, «Люмен» сейчас именно концертная группа. И тем удивительнее услышать заключительной песней альбома тихую красивую балладу «Гореть». Агрессивный могучий месседж песни находится в логическом противоречии с манерой пения Тэма, отчего создается тот самый высокий артистизм, которого не хватает в большинстве рок-альбомов.
Альбом «Правда?» – один из лучших релизов нынешнего года. Страшное слово «неформат», вдруг прилепившееся с некоторых пор к группе, которая продолжает лучшие традиции русского рока, кажется диким. Харизматичный фронтмен и крепкий драйв пробьют эту стену, можно не сомневаться.
Оценка: 8 из 10.
«Мумий Тролль»: «Амба»
«Союз», 2007.
«Мумий Тролль» - «Амба» |
«Мумий Тролль» последние годы давал пищу для размышлений только светским хроникерам. Альбомы выходили сырыми и похожими на репетиционные этюды. То ли дело скандалы с разными гламурными красавицами, с которыми поочередно Илья выходил в свет! Даже история с Ригой-2004, где Лагутенко согласился выступить в самый разгар протестов русского населения (отказались все, кроме «Мумий Тролля»), выглядела занимательнее последних альбомов группы.
На этом фоне новый альбом одного из признанных секс-символов страны кажется все-таки событием. Конечно, он тоже состряпан на скорую руку. Полчасика из разномастных песен и четверть часа «скрытого трека». Разномастные песни никак не хотят складываться в цельный альбом (подобно «Морской» или «Икре»), но это вовсе не беда. Потому что есть хиты.
Складывается подозрение, что Лагутенко выпустил «Амбу» только потому, что сочинил два хита – «Ru.Da» и «Бермуды». Остальное подсыпано в качестве наполнителя. Однако в наше немелодичное время сочинить пусть даже два трека, которые могут стать хитами на самых разных радиостанциях, – уже много.
«Мумий Тролль» снова демонстрирует завидное умение складывать тексты песен из потока сознания постпубертатного подростка. К ним невозможно придраться, потому что они цельны в своей основе. Как неловко придираться к лепету ребенка. У него своя логика: «И затопчут ногами,// И смешается месиво с пылью, //Если это родины грязь – это стильно». Полюбить их, впрочем, тоже невозможно – поток сознания обретает смысл только с кошачьими интонациями самого Лагутенко и интонациями же исчерпывается. Полюбить можно только носителя интонации, что многие поклонницы давно сделали.
Слово «амба», которое вынесено в заголовок альбома, в просторечии означает «хана», «конец». Лагутенко и тут выдумал мифологию. Вспомнил про амбу (тигра) из «Дерсу Узала».
Судя по дворовой песне «Банды», все-таки имелось в виду более распространенное просторечное толкование. А тигры хороши для пиара, для которого «Мумий Тролль», кстати, нанял целое креативное агентство.
Помимо двух хитов, остальные песни все-таки пытаются отсылать к «золотым» альбомам «Мумий Тролля». Без неуклюжих экспериментов, как в «Похитителе книг». И тем куда ближе народу – простодушным покажется, что это почти «Икра». Пожалуй, это и есть единственное достоинство альбома.
Оценка: 6 из 10.