Культура

13 марта 2007, 10:27

Простые движения

Фото: ИТАР-ТАСС

Никогда не угадаешь, какой сюжет вдруг начнет в одночасье занимать нескольких видных художников одновременно. Чаще всего такие совпадения происходят в драматическом театре; музыкальный театр существует более обособленно, можно даже сказать, вне тенденций. Однако и здесь возможны пересечения.

В прошлом месяце видный петербургский хореограф Борис Эйфман выпустил свою версию чеховской «Чайки». Спектакль приняли неоднозначно – как, впрочем, почти все работы Эйфмана.

Теперь своя балетная «Чайка» появилась и в Москве: в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко известный сюжет интерпретировал один из самых значимых хореографов в мире Джон Ноймайер. И, несмотря на то что эта «Чайка» не является оригинальной – Ноймайер ставил ее в 2002 году в Гамбургском балете, который возглавляет, – спектакль стал важным событием для столицы.

Вышивка по канве

Хореографу удалось добиться от исполнителей не только танцевальной точности, но и предельного понимания чеховских характеров

Ноймайеру интереснее работать не с традиционными балетными сюжетами, но с известными пьесами мировой драматургии.

Самый знаменитый его балет поставлен по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (этот балет перенесен и в Москву, на сцену Большого театра).

Видимо, «Чайка» не менее привлекательный сюжет для хореографа. Очевидно, что его привлекает возможность рассказывать внятные, прозрачные человеческие истории. А Чехов подходит для этого как нельзя лучше.

Любопытно, кстати, что Ноймайер не ограничился музыкой одного композитора, а сплел воедино нескольких – от сумрачного Шостаковича до кружевного Чайковского. Сплел так удачно, что музыкальная партитура слышится единым целым. А дирижер-постановщик «Чайки» Феликс Коробов превосходно с ней справляется.

Безусловно, Ноймайер несколько видоизменил литературный первоисточник. Хотя основной конфликт остался тот же: противостояние нового и старого в искусстве, невозможность отделить творчество от жизни, трагедия непонимания.

В танцевальной версии «Чайки» и главные герои обрели соответствующие профессии: Аркадина превратилась в прима-балерину, Тригорин стал хореографом-традиционалистом, а Костя Треплев – приверженцем современных течений в танце.

Соответственно, спектакль Кости под названием «Душа чайки» представляет собой некое действо в духе contemporary dance с резкими, угловатыми движениями, броскими костюмами и, разумеется, без пуантов.

Тригорин же, как выясняется во втором акте, сочиняет классически-коммерческие балеты, успешно используя весь набор существующих штампов (в сцене премьеры спектакля Тригорина «Смерть чайки» Ноймайер довольно зло и при этом изящно высмеивает традиционный балетный театр). А в свободное от «высокого искусства» время Тригорин и Аркадина не брезгуют выступать в варьете.

Хореограф сразу четко определяет собственные пристрастия. Он очевидно сопереживает Косте Треплеву, придумывая для него самые эмоциональные сцены. Чего стоит трио «Ревность и решения», где Костя и Тригорин пытаются поделить Нину, а она, не без удовольствия, отдается то тому, то другому. Или финальный дуэт Кости и Нины – протяжный, нежный и бесконечно грустный.

Вокруг фигуры Треплева существует иная танцевальная стилистика, отличная от общей картины. Через весь спектакль проходят сцены, названные «Записная книжка Кости. Танцы мечты», где показаны пресловутые «новые формы».

Несколько полуобнаженных танцовщиков во главе с Костей выполняют сложные движения, отсылающие к истории современного танца. А в финале Костя своеобразно поступит с этими мечтами: поочередно свернет танцовщикам шеи, как птицам («Я имел наглость убить сегодня эту чайку»).

Птенцы гнезда Ноймайерова

Хореограф Джон Ноймайер

Хореограф Джон Ноймайер
Благодаря «Чайке» публика увидела целую стаю дебютантов. Для которых, вполне возможно, после этого спектакля начнется настоящая карьера.

Костю Треплева станцевал Дмитрий Хамзин, и это очевидная удача. Нервный, взъерошенный юноша, совершающий нелепые поступки, порой он смотрится почти клоуном, но вызывает при этом не усмешку, а участие. И на вопрос, возникающий при любой постановке «Чайки», – талантлив ли Костя? – хочется ответить положительно.

Эмоциональным двойником Кости выглядит Маша (Наталья Крапивина) – угловатая, печальная девушка в черном, будто раз и навсегда запретившая себе быть счастливой.

Неожиданно симпатичным оказывается в спектакле учитель Медведенко: классический «принц» Михаил Пухов делает своего героя отчаянным, эмоциональным молодым человеком, искренне любящим Машу и готовым ради нее на все. Кажется, что танцовщик и не отходит смыслово от амплуа: принц и должен быть таким – влюбленным, романтичным, жертвенным.

А Нина Заречная получилась у Валерии Мухановой настоящей роковой женщиной; она с самого начала чувствует собственную власть над мужчинами, хотя еще не очень умеет ею управлять. В итоге пресловутый рок обернется против нее и раздавит.

По-новому в спектакле предстали и опытные танцовщики. Отлично смотрится пара Аркадина – Тригорин – Татьяна Чернобровкина и Георги Смилевски.

Непрошибаемая гламурная парочка с ослепительными улыбками напоказ. Оба хороши собой, победительны и самоуверенны. Аркадина с любовью надевает пуанты и напоминает публике, как ее «принимали в Харькове» (позже Костя бросит в нее этими же пуантами, будто упрекая в узости профессиональных взглядов).

Тригорин уверенно соблазняет хорошенькую Нину и эффектно, но совсем неискренне ужасается, глядя на нее, ставшую танцовщицей в варьете. Хорошо сделаны и второстепенные партии: самоуверенный, обаятельный Дорн (Артур Пютсеп), заполошная, влюбленная Полина Андреевна (Ирина Белавина), бесконечно добрый Сорин (Дмитрий Романенко).

Всегда интересно посмотреть, насколько известное, растиражированное драматургическое сочинение будет понятным, если лишить героев возможности произносить узнаваемый текст.

Когда смотришь «Чайку» Ноймайера, будто слышишь: вот здесь Аркадина возмущенно говорит: «Это что-то декадентское!»; здесь Костя печалится о Нине: «…порой она талантливо вскрикивала, талантливо умирала…»; здесь Полина Андреевна умоляет Дорна: «Возьмите меня к себе!»

Хореографу удалось добиться от исполнителей не только танцевальной точности, но и предельного понимания характеров. И создать атмосферу, где явственно ощущаются пресловутые «пять пудов любви».

Лучшего спектакля для наступающей весны и не придумаешь.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Банк России подал в суд на Euroclear
Темы дня

«Дело Бутягина» изменит российско-польские отношения

Варшавский суд арестовал российского археолога Александра Бутягина, которого задержали польские спецслужбы по запросу Украины. Киев обвиняет ученого в «уничтожении культурного наследия» во время раскопок в Крыму. В Москве назвали обвинения абсурдными. В экспертной среде отметили научный вклад Бутягина в мировую археологию и предположили ответные шаги Москвы.

Россия открыла путь к последним «крепостям» ВСУ в Донбассе

Российская армия взяла в ходе СВО очередной значимый рубеж – освобожден город Северск, и тем самым открылась прямая дорога на Славянск и Краматорск. Как была проведена эта операция, за что Владимир Путин лично поблагодарил командующего Южной группировкой российских войск и почему происходящее имеет не только военное, но и политическое значение?

Казахстан призвал реформировать ООН

Лукьянов напомнил биографию отца генсека НАТО Рютте

Медведев назвал идею референдума Зеленского «средним пальцем» в адрес США

Новости

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Дипломаты Евросоюза утвердили письменную процедуру долгосрочного замораживания российских активов, ранее продлевавшуюся каждые полгода, сообщило датское председательство в Совете ЕС.

Financial Times назвала Дженсена Хуанга человеком года

Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг стал человеком года по версии Financial Times благодаря ключевому вкладу в индустрию искусственного интеллекта.

Ким Чен Ын отметил рост престижа КНДР после освобождения Курской области

Председатель Ким Чен Ын назвал участие армейских частей КНДР в событиях вокруг Курской области фактором, повысившим престиж страны на мировой арене.

Опубликовано видео сдачи в плен украинских военных в Димитрове

Министерство обороны России опубликовало видеозапись, на которой запечатлено, как украинские военные сдаются в плен в городе Димитров (укр. название – Мирноград) в ДНР.

Украина предложила устроить свободную экономическую зону в Донбассе

Киевский режим рассматривает возможность приглашения американских компаний в Донбасс через создание демилитаризованной свободной экономической зоны, пишут украинские СМИ.

ЦБ отозвал лицензию у «Индустриального Сберегательного Банка»

Центробанк лишил лицензии «Индустриальный Сберегательный Банк» в связи с многочисленными нарушениями законодательства и рискованной кредитной политикой.

Минобороны заявило о планах Украины взорвать «грязную бомбу» «под чужим флагом»

Ввоз на Украину отработавшего ядерного топлива и утрата источников излучения увеличивают опасность создания «грязной бомбы», заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России генерал-майор Алексей Ртищев.

В русском языке появились 90 новых слов и выражений

В русском языке за 2025 год зафиксировано 90 новых слов и выражений, среди которых появилась «лабубомания» и технологичный термин «нацмессенджер».

Стало известно о намерении Трампа пересмотреть отношение к марихуане в США

Президент США Дональд Трамп рассматривает возможность перевода каннабиса из списка самых опасных веществ в категорию менее опасных, что может значительно облегчить его легальное использование и продажу в США, пишет Bloomberg.

Пашинян проехал на велосипеде по центру Москвы

Премьер-министр Армении Никол Пашинян устроил велопрогулку по центру Москвы, выбрав маршрут по Моховой улице рядом с Манежем.

Украинских блогеров депортировали из США

Популярные украинские блогеры были вынуждены срочно уехать из США с тремя чемоданами, двумя ручными кладями, тремя посылками и собакой.

Фон дер Ляйен потребовала от Трампа не вмешиваться в выборы в ЕС

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости защищать суверенитет европейских избирателей, выступив против вмешательства внешних сил в политические процессы.
Мнения

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов