Бывают такие забавные проекты, когда очень смешно послушать известные песни в чудной обработке, а то и вовсе вывернутыми наизнанку. Один раз. Но артист продолжает выпускать еще и еще. Он работает. Слушать это становится все несмешнее и несмешнее. А потом и вовсе становится неловко за то, что когда-то улыбался шуткам этого персонажа. И неловко за того артиста.
Профессор Лебединский – «И снова здравствуйте»
CD. «CD Land», 2007.
Становится неловко за то, что когда-то улыбался шуткам этого персонажа
Именно такая грустная история произошла с Профессором Лебединским.
В далеком 1996 году появился совместный альбом неизвестного ранее Профессора Лебединского и группы «Русский размер» под названием «Давай-давай!». Он произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Ироничные каверы Меладзе, Варум и других звезд получились действительно задорными и пригодными для дискотек.
Очень быстро Алексей Лебединский расстался с «Русским размером» и выпустил свой сольный альбом «Хеллоу-гудбай». Альбом был отчаянно плох, однако одна-единственная песня в нем покорила весь шоу-бизнес. Ею стала «Я убью тебя, лодочник».
Хриплый издевательский голос Лебединского, отсылающий то ли к Высоцкому, то ли к блатному шансону, на фоне стандартной поп-баллады стал постмодернистским откровением для отечественной поп-музыки. Увы, на этом артефакте заслуги Профессора Лебединского и закончились.
После «Лодочника» он выпустил еще один неудачный альбом «Танцы-шманцы, Кныш и Смородина» (1999), из которого только кавер «Спят усталые игрушки» имел относительно скромный резонанс. С концертами было совсем плохо – представить себе зрителей, готовых пару часов слушать этот неестественный хриплый голос, почти невозможно. Лебединский – мастер одной песни в сборном концерте.
Он произвел впечатление разорвавшейся бомбы |
И вот новый альбом с красноречивым названием «И снова здравствуйте». После успешных занятий фотографией, обустройством своих выставок и выпуска фотоальбомов у Профессора дошли руки до музыки. Лучше бы не доходили. Перед нами – опустившийся маргинальный персонаж, работающий на грани банального русского шансона и пошлейшего стеба.
Он неизобретательно пародирует Шнура и Валерию, перепевает подзабытый хит O-Zone Dragostea Din Tei, прикалывается над Billy’s Band и подпевает «Жукам». Всё это необязательно и как-то обреченно. Кроме каверов на чужие песни Лебединский пытается сочинять сам. «Плакала береза», «Я никому не скажу»… Разумеется, это плаксивая лирика с претензией на «нетленку». А по существу – штампованный русский шансон.
«И снова здравствуйте» получился наспех составленным сборником из того, что скопилось «за последнее время». Не случайно Лебединский признается в том, что не любит сочинять в стол. Но когда такие песни лежат в столе – это к лучшему. Артист вроде жив и цветет, а по альбому так не скажешь.
Оценка: 2 из 10.
Сергей Жуков – «В поисках нежности»
«Монолит Рекордс», 2007.
Жуков всегда был самым циничным из профессионалов. Самым из самых, даже в нашем лишенном многих императивов шоу-бизнесе. Он умеет ловко рифмовать стерильные детские мечты о любви так, что самые человеческие чувства кажутся сюжетом из мультика. И жестко-трезво делит всю музыку на танцы и медляки. Безошибочно угадываешь, каким будет продолжение трека по первым же тактам, и мастер никогда не обманет.
После распада дэнс-агрегата «Руки вверх» Сергей Жуков задышал как дельфин в открытом море. Пачками конструировал удачные и не очень проекты («Фактор-2», «К.У.К.Л.А.», «Сказка»), раскрутил популярную среди геймеров онлайн-игру «Территория», купил Mp3.ru и сделал там легальный интернет-магазин… Странно, что дошли руки до третьего сольного альбома. Пока не прослушаешь его и не выяснишь, что Жуков просто соскучился.
Соскучился по непритязательному грубому отжиму слез у всё тех же 13-летних. Отсюда эскапады гнусавого бубнежа, символизирующие «искренние страдания». Отсюда нарочитые вскрики под ретро-бумбокс, к танцам зовущие. Можно было бы назвать это очередным альбомом «Руки вверх», если бы не… Жуков не умеет быть честным как артист, но всегда честен как профессионал.
«Я никогда тебя не забуду, ты моя нежность, ты так прекрасна» – подобные непритязательные строчки льются из души певца, и чего же их не спеть, не оттенить одобрительным придыханием «ага…». Баловать аранжировками в таком жанре не принято, так что когда среди однотипного бита на первую долю встречается вдруг танго, положенное на упрощенный хип-хоп-ритм – можно простить даже привычные аляповатости в тексте. Валерий Леонтьев зря не зовет Жукова себе в аранжировщики.
Главная проблема Жукова – возраст. Артист, ориентированный исключительно на детскую аудиторию, очевидно смешон в роли романтичного подростка. Переломить образ пока не получается. Сергей мог бы превратиться во фрика вроде Бориса Моисеева. Но мешает самоощущение Жукова как успешного бизнесмена. Ремикс иронического трэш-боевика Павла Чехова «Лена Смирнова» как попытка стать «взрослым» забавна и не более. Так что проблема пока не решена. Хиты есть, а артиста нет.
Оценка: 5 из 10.
МакSим – «Мой рай»
GalaRec, 2007.
Сами песни сочинения МакSим всё так же мелодичны и искренни |
Всё тот же мгновенно узнаваемый голос, всё те же «школьные» темы песен. Выпустив чрезвычайно успешный альбом «Трудный возраст», выпрыгнувшая как черт из табакерки певица с мужским именем неизбежно должна была столкнуться с проблемой второго альбома. Первый альбом почти полностью состоял из слезливых и сопливых баллад одинокой девчушки школьного возраста. Как-то надо меняться…
«Мой рай» поражает обилием гитарного саунда и ритмических конструкций из «черной» музыки. Вряд ли можно было ожидать такого звука от МакSим. Можно гадать, захотел ли такого звука выпускающий лейбл или сама певица захотела примодниться. Но факт остается фактом – новый альбом выглядит каким-то неровным, надерганным из разных опер.
Рассыпанные крошки от r’n’b, ошметки поп-рока, гулкие отзвуки электро-попа… Как будто одежка с чужого плеча. Сами песни сочинения МакSим всё те же – мелодичные и искренние. Но слушать их в «актуальном звучании» совершенно не хочется, вот ведь в чем проблема. «Продвинутость» уничтожила всё лучшее в МакSим.
Жалостливые интонации ушли, уступив место светской вкрадчивости. Действительно, под циничный r’n’b («Любовь») или диско-техно в духе Майкла Джексона (Open Air Sochi) как-то неловко уже шептать о своем наивно-девичьем. Слова и мелодии живут в этом альбоме отдельно от аранжировок.
Назвать однозначным провалом этот альбом не позволяет пара хитов, которые смогли продраться сквозь частокол якобы «модных» звуков. Заглавная «Мой рай» вырулила на звук классической эстрады, сев на хребет одновременно «АBBА» и Валерии. И искренне-смущенная баллада «Лучшая ночь», продолжающая традиции первого альбома, чудесным парадоксальным образом вдруг отсылает к лучшим балладам Виктора Цоя.
Увы, весь альбом на таком уровне записать не удалось. Выпускающему лейблу стоило бы задуматься о более чутком отношении к лучшему артисту своего каталога. Хотя бы презентацию альбома организовать.
Оценка: 8 из 10.
«Северный цвет» – «Круг земной»
«Перекресток Рекордс», 2007.
Песни «Северного цвета» необычайно эклектичны |
Сословие юных археологов уже дало обильные всходы на ниве этномузыки. Достаточно вспомнить черноморский фестиваль Майка Гуляева «Археология» и его же одноименный фолк-клуб в Москве. Так что еще один побег на ниве археологов-музыкантов в лице «Северного цвета» – скорее продолжение славных традиций. Дебютный альбом фолк-рокеров вышел на молодом лейбле «Перекресток Рекордс», что вселяет надежду на скорый переход отечественного фолк-сообщества от количества релизов к их качеству.
Песни «Северного цвета» необычайно эклектичны. Основываясь в аранжировке на логике стандартной рокерской ритм-секции, мелодику группа берет из североевропейских традиций. Тексты же вовсе отовсюду – и переводы народных песен, и поэты Серебряного века, и даже Шекспир (от мужского лица, что невероятно смешно слышать из женских уст).
Заметно желание объять необъятное в первом же альбоме, понятное для начинающей группы. И, как обычно, блистание кругозором приводит к самым печальным последствиям. Разница в уровне песенных текстов поражает. Группа пока не нашла собственного лица. Скорее, можно одобрить некоторые удачные попытки поиска оного.
Скажем, русская народная песня «Степь» в минималистичном обрамлении из варгана и нервного трепета тарелок хороша ровно до середины, когда тривиальный рок-бит уничтожает пробудившуюся магию русского распева. Визитными карточками группы стремятся стать задорные финские польки, благо баянист имеется – остается ему более уверенно овладеть своим инструментом. Tishi tishi и особенно Pornapolka с неординарными гармониями запоминаются с первого прослушивания.
Основная вокалистка Вельва (Виктория Константинова) имеет приятный тембр голоса и превосходный дыхательный аппарат. Как только она научится не форсировать голос безо всякой нужды, а просто из волнения или напряжения – цены ей не будет. В любом случае, стоит запомнить это имя – Вельва способна на гораздо большее, чем можно услышать на дебютном альбоме.
К безусловным минусам релиза стоит отнести неуверенную ритм-секцию. Это бич многих фолк-команд. Не идут техничные барабанщики и басисты играть фолк! Или же им не делают таких предложений, от которых невозможно отказаться. К тому же после выхода альбома группу покинула вторая вокалистка и флейтистка Любава. Будущее покажет жизнеспособность «Северного цвета».
Оценка: 5 из 10.