Культура

1 декабря 2007, 11:45

Больше скрипа и шума

Фото: gzt.ru

Качественная музыкальная литература на русском языке нынче редкость. В отличие от прежних времен, сегодня мало кто возьмется выпускать книгу с целевой аудиторией в несколько сот человек. Поэтому письма Франсиса Пуленка, мемуары Бруно Вальтера или «Историю английской оперы» лучше искать у букинистов.

Зато теперь, когда все диктует рынок, издатель с меньшей вероятностью возьмется за случайную, проходную книгу. Все более активные позиции завоевывает музыкальный дискурс нового типа, равноудаленный как от академического музыковедения, так и от околомузыкальной болтовни для непритязательного читателя.

Результат – в нашем обзоре, где речь пойдет о книгах Глена Гульда, Игоря Стравинского, Элмера Шёнбергера.

Как настоящий зубрила

Идеал – диск со встроенной программой скрипа: при каждом следующем прослушивании чуть больше скрипа и шума, в знак износа слуховых привычек...

Международный год Глена Гульда, приуроченный к 75-летию со дня его рождения и 25-летию со дня смерти, дошел и до России, где в эти дни отмечается 50 лет с момента исторических концертов Гульда в СССР в 1957 году.

Издательство «Классика-XXI» выпускает книгу Кевина Баззаны «Очарованный странник. Жизнь и искусство Глена Гульда», повествующую о Гульде – необыкновенном человеке и исполнителе, создателе и приверженце собственной музыкальной философии. О том, какова ее специфика, рассказывают два тома избранных статей Гульда, вышедшие недавно в том же издательстве.

Как подчеркивают переводчики, они оставили почерк автора в неприкосновенности, сознательно сохранив все, что может показаться витиеватым и даже косноязычным.

В силу особенностей оформления деление на абзацы практически отсутствует, но достаточно одолеть первые сорок страниц – и авторский голос станет для вас родным, а в этом мире парадоксов вы почувствуете себя как дома.

Помимо собственно авторских текстов, здесь присутствует ряд интервью, центральное место среди которых занимают беседы Гульда... с Гульдом.

Поначалу беспокоишься насчет раздвоения личности у автора, потом раздражаешься, воспринимая текст как издевательство над читателем. Лишь позже замечаешь, что Гульд, знаменитый отшельник, шутит вполне всерьез, когда ведет сам с собой подобную беседу.

ГГ: Я потребовал бы, чтобы стены моей камеры были выкрашены в серо-голубой цвет.
гг: Я не думаю, что это представляло бы проблему.
ГГ: Но я слышал, что новый взгляд на пенитенциарную реформу требует применения лишь основных цветов спектра.
гг: Да, я понимаю.

Среди главных тем двухтомника – перспективы звукозаписи, будущее публичного концерта, смерть которого Гульд предрекал к 2000 году.

Немало внимания уделено любимым композиторам и исполнителям пианиста: от Арнольда Шенберга и Рихарда Штрауса до Леопольда Стоковского и Артура Рубинштейна.

Правда, говоря о мемуарах последнего, Гульд не может удержаться от весьма едкой пародии: «Я займусь своим пианизмом как настоящий зубрила и добьюсь почетного места среди великих мира сего, с тем чтобы положить в знак любви к ногам моей королевы».

Российский читатель обратит особое внимание на статью «Музыка в Советском Союзе» 1964 года, где за изложением истории русской музыки и анализом ее состояния в эпоху железного занавеса следует неожиданный и по-своему справедливый вывод:

«На сегодня главная ценность русского народа проистекает как раз из его склонности к изоляции. Подобная способность жить в изоляции может иметь неожиданные и чудесные последствия в будущем».

Очевидно, побывав в Советском Союзе и открыв многое нашим слушателям, Гульд открыл не меньше для себя самого. Почетного же места среди великих он добился уже раз и навсегда.

Ни в прошлом, ни в будущем

Книга Глена Гульда

Еще одна не менее важная годовщина этого года – 125 лет со дня рождения Игоря Стравинского – увы, не отмечена столь же внушительными библиографическими успехами. Если в год столетия Шостаковича на русском языке вышел ряд достойных книг, посвященных юбилею, то в случае со Стравинским остается обратиться к изданиям прошедших 2–3 лет.

Одно из них – «Хроника. Поэтика» – объединяет воспоминания «Хроника моей жизни» и цикл лекций «Музыкальная поэтика».

Бывают странные сближения: пятая глава «Поэтики», подобно вышеупомянутой статье Гульда, представляет собой не что иное, как попытку взгляда со стороны на прошлое и настоящее русской музыки.

Установлено, правда, что глава «Превращения русской музыки» была написана другом Стравинского, философом Петром Сувчинским, однако Игорь Федорович включил этот текст в свой курс лекций, авторизовав его и полностью подписавшись под ним.

Удивительно ли, что Стравинский, великий русский композитор, оказался не столь внимателен и прозорлив в своем взгляде на русскую музыку, как Гульд – житель другого полушария и представитель абсолютно иной культуры?

В ситуации, когда отечественная культура оказалась за железным занавесом, Гульд увидел огромный потенциал ее развития – его статья завершается необыкновенно оптимистичным прогнозом. Стравинский фактически отказывает русской музыке в будущем (вероятно, исключая из этого контекста лишь себя):

«Если исторические шатания России вызывают головокружение, то перспективы русского музыкального искусства смущают меня не менее. Ибо искусство предполагает культуру, воспитание, полную упорядоченность мысли, а Россия нашего времени (речь о 1940 годе. – И.О.) никогда не была сильнее всего этого лишена».

Впрочем, взгляд композитора гораздо адекватнее, когда речь идет о европейском музыкальном контексте и о месте в нем самого Стравинского.

Богатейший материал на эту тему представляет собой «Хроника моей жизни», прежде издававшаяся на русском языке лишь раз – более сорока лет назад. Это не только повествование о жизни Стравинского до 1934 года – это хроника культуры нескольких десятилетий, где присутствуют Римский-Корсаков, Дягилев, Дебюсси, Равель, Кокто, Рерих, Нижинский и многие другие персоны, определявшие лицо европейского искусства своей эпохи.

Более того, «Хроника» – пример мемуаров гения, ведущего повествование с редким достоинством и вкусом: говоря о себе среди великих, Стравинский приносит им полную дань уважения, но сознает и собственный масштаб. Он ни капли не лукавит, резюмируя:

«Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня».

Включите «Петрушку» или «Царя Эдипа», откройте «Хронику моей жизни» – и вы не оторветесь ни от музыки, ни от книги.

Произвол и неизбежность

Одна из ярчайших книг уходящего года все же имеет отношение к Стравинскому, будучи посвящена ему примерно на треть: речь о сборнике статей «Искусство жечь порох» Элмера Шёнбергера.

Нашему читателю этот нидерландский композитор и музыковед знаком в первую очередь как соавтор великолепной книги «Часы Аполлона. О Стравинском», написанной им вместе со знаменитым коллегой Луи Андриссеном в 1983 году и спустя два десятилетия переведенной на русский.

Вслед за «Часами Аполлона» по-русски вышла в аналогичном оформлении книга Андриссена «Украденное время». «Порох» Шёнбергера – естественный венец этой трилогии, хотя и оформлен иначе, отчего не воспринимается визуально как третий том. Впрочем, все три появились на русском языке по инициативе и в переводе Ирины Лесковской, блестящего специалиста по нидерландской музыке, поэтому дух, объединяющий книги, остался неизменным.

Этот дух, вероятно, и является выражением того, какой должна быть в идеале современная музыкальная литература: афористичной – книгу Шёнбергера хочется цитировать как главами, так и отдельными фразами вроде «Я глохну, но я существую»; нахальной в лучшем смысле слова – являясь композитором и руководителем известнейшего ансамбля современной музыки, Шёнбергер не боится быть на дружеской ноге с Гайдном, Бахом и тем же Стравинским; свободной от авторитетов – в статье с симптоматичным названием «Спасите Малера!» автор нападает на грандиозные малеровские фестивали и как будто на самого Малера, язвительно резюмируя: «Десять симфоний Малера подряд – чем не доза для зажиточного музыкального наркомана?»

В то же время ни нахальство, ни видимое панибратство по отношению к великим не являются здесь самоцелью: право на подобную смелость автору дает его безграничная любовь к музыке.

Если Стравинский тревожился по поводу того, что появление радио и пластинок делает слушателя менее требовательным и более избалованным, Шёнбергер говорит примерно о том же – с поправкой на новую эпоху, когда без всяких усилий доступна уже практически любая музыка.

Признавая CD абсолютным суррогатом по сравнению с концертом и даже с виниловой пластинкой, автор фантазирует: «Идеал – диск со встроенной программой скрипа: при каждом следующем прослушивании чуть больше скрипа и шума, в знак износа слуховых привычек – с обязательным уничтожением в конце гарантийного срока».

Развернутое признание в любви к Стравинскому в последней части книги возвращает нас к «Часам Аполлона», где Шёнбергер впервые заговорил по-русски, и напоминает о главном юбиляре уходящего года: «Музыка Стравинского дарит слушателю волнующее двойственное чувство произвола и неизбежности одновременно».

Текст: Илья Овчинников

Вам может быть интересно

Аксенов предупредил о неразорвавшихся ракетах ATACMS в Крыму
Темы дня

Взятие Семеновки открыло ВС России путь до Карловки

ВСУ потеряли контроль над еще одним селом в ДНР. Небольшая Семеновка была важным звеном линии обороны противника. По мнению экспертов, освобождение населенного пункта откроет перед Россией внушительный оперативный простор. Что позволило российской армии взять под контроль Семеновку и как это отразится на дальнейшем ходе спецоперации?

Оправдание Вайнштейна стало подарком для Трампа

Продюсер Харви Вайнштейн, с которого началась серия разоблачений серийных насильников в американской элите, был экстренно госпитализирован после того, как суд отменил его приговор в 23 года тюрьмы из-за «вопиющих нарушений». Согласно популярной теории заговора, Вайнштейна защищают власти США. В реальности пересмотр его дела выгоден Трампу.

ВСУ обстреляли Крым ракетами ATACMS

Президент Грузии выступила со скандальным обращением к военным

Захарова ответила на слова Блинкена о переговорах по Украине

Новости

Установлена личность одного из убитых в Германии украинских солдат

Личность одного из украинских солдат, убитых в немецком городе Мурнау, установлена, он служил в десантно-штурмовых войсках, сообщило командование его подразделения.

Журналист Карлсон взял интервью у Дугина

Американский журналист Такер Карлсон опубликовал интервью с российским философом Александром Дугиным, отметив, что «украинское правительство убило его дочь».

Военкор заявил о лжи главкома ВСУ Сырского о взятии острова Нестрига

Морпех с Днепра сообщил о том, что слова главкома ВСУ Александра Сырского о взятии под правым берегом Днепра острова Нестрига не являются правдой, сообщил военкор Александр Коц.

Экс-советник Пентагона заявил о приближении Украины к коллапсу

Украинская армия может остаться без военнослужащих до начала полномасштабного российского наступления, заявил бывший советник Пентагона и отставной американский полковник Дуглас Макгрегор.

Россия обвинила США в стремлении к глобальной цифровой диктатуре

США санкционировали процессы, ведущие к глобальной цифровой диктатуре, то есть утрате странами способности экстраполировать свой суверенитет на цифровую сферу, заявил на заседании Комитета по информации ГА ООН первый зампостпреда России при организации Дмитрий Полянский.

Военные НАТО в Латвии на учениях отразили атаку Оккакуса

Натовские военные из 14 государств на учениях «Хрустальная стрела» (Crystal Arrow) в Латвии в марте отражали нападение из вымышленной страны Оккакус, сообщает Wall Street Journal.

Экс-адвокат Ефремова получил тяжелое ранение в зоне СВО

Экс-адвокат актера Михаила Ефремова Эльман Пашаев получил тяжелое ранение в зоне специальной военной операции.

Российские средства РЭБ снизили эффективность снарядов Excalibur с 70% до 6%

Эффективность американских высокоточных снарядов Excalibur с GPS-наведением упала с 70% до 6%, это произошло после того, как российские войска стали активно использовать системы РЭБ вдоль линии фронта, сообщили старшие научные сотрудники Гудзоновского института (включен в перечень нежелательных организаций в России) Дэн Патт и Брайан Кларк.

Маск назвал взятие Одессы последним вопросом в конфликте

Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск заявил, что вопрос взятия Одессы российской армией стал последним нерешенным в конфликте на Украине после заявления главкома ВСУ Александра Сырского о плачевной ситуации в зоне боевых действий.

Украинская телеведущая назвала Зеленского главной проблемой страны

Президент Украины Владимир Зеленский является «главным злом» страны, выразила мнение на YouTube-канале Walk&Talk украинская телеведущая Снежана Егорова.

Лукашенко о поездке белорусов на Олимпиаду: Если едешь, набей им морду

Белорусским спортсменам в случае поездки на Олимпиаду во Франции следует «набить морду» своим соперникам, заявил белорусский президент Александр Лукашенко.

В России назвали распространенные мошеннические схемы при покупке дачи

Председатель Союза дачников Подмосковья, депутат Госдумы Никита Чаплин рассказал о самых распространенных мошеннических схемах при покупке дачи.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?