Культура

1 декабря 2007, 11:45

Больше скрипа и шума

Фото: gzt.ru

Качественная музыкальная литература на русском языке нынче редкость. В отличие от прежних времен, сегодня мало кто возьмется выпускать книгу с целевой аудиторией в несколько сот человек. Поэтому письма Франсиса Пуленка, мемуары Бруно Вальтера или «Историю английской оперы» лучше искать у букинистов.

Зато теперь, когда все диктует рынок, издатель с меньшей вероятностью возьмется за случайную, проходную книгу. Все более активные позиции завоевывает музыкальный дискурс нового типа, равноудаленный как от академического музыковедения, так и от околомузыкальной болтовни для непритязательного читателя.

Результат – в нашем обзоре, где речь пойдет о книгах Глена Гульда, Игоря Стравинского, Элмера Шёнбергера.

Как настоящий зубрила

Идеал – диск со встроенной программой скрипа: при каждом следующем прослушивании чуть больше скрипа и шума, в знак износа слуховых привычек...

Международный год Глена Гульда, приуроченный к 75-летию со дня его рождения и 25-летию со дня смерти, дошел и до России, где в эти дни отмечается 50 лет с момента исторических концертов Гульда в СССР в 1957 году.

Издательство «Классика-XXI» выпускает книгу Кевина Баззаны «Очарованный странник. Жизнь и искусство Глена Гульда», повествующую о Гульде – необыкновенном человеке и исполнителе, создателе и приверженце собственной музыкальной философии. О том, какова ее специфика, рассказывают два тома избранных статей Гульда, вышедшие недавно в том же издательстве.

Как подчеркивают переводчики, они оставили почерк автора в неприкосновенности, сознательно сохранив все, что может показаться витиеватым и даже косноязычным.

В силу особенностей оформления деление на абзацы практически отсутствует, но достаточно одолеть первые сорок страниц – и авторский голос станет для вас родным, а в этом мире парадоксов вы почувствуете себя как дома.

Помимо собственно авторских текстов, здесь присутствует ряд интервью, центральное место среди которых занимают беседы Гульда... с Гульдом.

Поначалу беспокоишься насчет раздвоения личности у автора, потом раздражаешься, воспринимая текст как издевательство над читателем. Лишь позже замечаешь, что Гульд, знаменитый отшельник, шутит вполне всерьез, когда ведет сам с собой подобную беседу.

ГГ: Я потребовал бы, чтобы стены моей камеры были выкрашены в серо-голубой цвет.
гг: Я не думаю, что это представляло бы проблему.
ГГ: Но я слышал, что новый взгляд на пенитенциарную реформу требует применения лишь основных цветов спектра.
гг: Да, я понимаю.

Среди главных тем двухтомника – перспективы звукозаписи, будущее публичного концерта, смерть которого Гульд предрекал к 2000 году.

Немало внимания уделено любимым композиторам и исполнителям пианиста: от Арнольда Шенберга и Рихарда Штрауса до Леопольда Стоковского и Артура Рубинштейна.

Правда, говоря о мемуарах последнего, Гульд не может удержаться от весьма едкой пародии: «Я займусь своим пианизмом как настоящий зубрила и добьюсь почетного места среди великих мира сего, с тем чтобы положить в знак любви к ногам моей королевы».

Российский читатель обратит особое внимание на статью «Музыка в Советском Союзе» 1964 года, где за изложением истории русской музыки и анализом ее состояния в эпоху железного занавеса следует неожиданный и по-своему справедливый вывод:

«На сегодня главная ценность русского народа проистекает как раз из его склонности к изоляции. Подобная способность жить в изоляции может иметь неожиданные и чудесные последствия в будущем».

Очевидно, побывав в Советском Союзе и открыв многое нашим слушателям, Гульд открыл не меньше для себя самого. Почетного же места среди великих он добился уже раз и навсегда.

Ни в прошлом, ни в будущем

Книга Глена Гульда

Еще одна не менее важная годовщина этого года – 125 лет со дня рождения Игоря Стравинского – увы, не отмечена столь же внушительными библиографическими успехами. Если в год столетия Шостаковича на русском языке вышел ряд достойных книг, посвященных юбилею, то в случае со Стравинским остается обратиться к изданиям прошедших 2–3 лет.

Одно из них – «Хроника. Поэтика» – объединяет воспоминания «Хроника моей жизни» и цикл лекций «Музыкальная поэтика».

Бывают странные сближения: пятая глава «Поэтики», подобно вышеупомянутой статье Гульда, представляет собой не что иное, как попытку взгляда со стороны на прошлое и настоящее русской музыки.

Установлено, правда, что глава «Превращения русской музыки» была написана другом Стравинского, философом Петром Сувчинским, однако Игорь Федорович включил этот текст в свой курс лекций, авторизовав его и полностью подписавшись под ним.

Удивительно ли, что Стравинский, великий русский композитор, оказался не столь внимателен и прозорлив в своем взгляде на русскую музыку, как Гульд – житель другого полушария и представитель абсолютно иной культуры?

В ситуации, когда отечественная культура оказалась за железным занавесом, Гульд увидел огромный потенциал ее развития – его статья завершается необыкновенно оптимистичным прогнозом. Стравинский фактически отказывает русской музыке в будущем (вероятно, исключая из этого контекста лишь себя):

«Если исторические шатания России вызывают головокружение, то перспективы русского музыкального искусства смущают меня не менее. Ибо искусство предполагает культуру, воспитание, полную упорядоченность мысли, а Россия нашего времени (речь о 1940 годе. – И.О.) никогда не была сильнее всего этого лишена».

Впрочем, взгляд композитора гораздо адекватнее, когда речь идет о европейском музыкальном контексте и о месте в нем самого Стравинского.

Богатейший материал на эту тему представляет собой «Хроника моей жизни», прежде издававшаяся на русском языке лишь раз – более сорока лет назад. Это не только повествование о жизни Стравинского до 1934 года – это хроника культуры нескольких десятилетий, где присутствуют Римский-Корсаков, Дягилев, Дебюсси, Равель, Кокто, Рерих, Нижинский и многие другие персоны, определявшие лицо европейского искусства своей эпохи.

Более того, «Хроника» – пример мемуаров гения, ведущего повествование с редким достоинством и вкусом: говоря о себе среди великих, Стравинский приносит им полную дань уважения, но сознает и собственный масштаб. Он ни капли не лукавит, резюмируя:

«Я не живу ни в прошлом, ни в будущем. Я – в настоящем. Я не знаю, что будет завтра. Для меня существует только истина сегодняшнего дня».

Включите «Петрушку» или «Царя Эдипа», откройте «Хронику моей жизни» – и вы не оторветесь ни от музыки, ни от книги.

Произвол и неизбежность

Одна из ярчайших книг уходящего года все же имеет отношение к Стравинскому, будучи посвящена ему примерно на треть: речь о сборнике статей «Искусство жечь порох» Элмера Шёнбергера.

Нашему читателю этот нидерландский композитор и музыковед знаком в первую очередь как соавтор великолепной книги «Часы Аполлона. О Стравинском», написанной им вместе со знаменитым коллегой Луи Андриссеном в 1983 году и спустя два десятилетия переведенной на русский.

Вслед за «Часами Аполлона» по-русски вышла в аналогичном оформлении книга Андриссена «Украденное время». «Порох» Шёнбергера – естественный венец этой трилогии, хотя и оформлен иначе, отчего не воспринимается визуально как третий том. Впрочем, все три появились на русском языке по инициативе и в переводе Ирины Лесковской, блестящего специалиста по нидерландской музыке, поэтому дух, объединяющий книги, остался неизменным.

Этот дух, вероятно, и является выражением того, какой должна быть в идеале современная музыкальная литература: афористичной – книгу Шёнбергера хочется цитировать как главами, так и отдельными фразами вроде «Я глохну, но я существую»; нахальной в лучшем смысле слова – являясь композитором и руководителем известнейшего ансамбля современной музыки, Шёнбергер не боится быть на дружеской ноге с Гайдном, Бахом и тем же Стравинским; свободной от авторитетов – в статье с симптоматичным названием «Спасите Малера!» автор нападает на грандиозные малеровские фестивали и как будто на самого Малера, язвительно резюмируя: «Десять симфоний Малера подряд – чем не доза для зажиточного музыкального наркомана?»

В то же время ни нахальство, ни видимое панибратство по отношению к великим не являются здесь самоцелью: право на подобную смелость автору дает его безграничная любовь к музыке.

Если Стравинский тревожился по поводу того, что появление радио и пластинок делает слушателя менее требовательным и более избалованным, Шёнбергер говорит примерно о том же – с поправкой на новую эпоху, когда без всяких усилий доступна уже практически любая музыка.

Признавая CD абсолютным суррогатом по сравнению с концертом и даже с виниловой пластинкой, автор фантазирует: «Идеал – диск со встроенной программой скрипа: при каждом следующем прослушивании чуть больше скрипа и шума, в знак износа слуховых привычек – с обязательным уничтожением в конце гарантийного срока».

Развернутое признание в любви к Стравинскому в последней части книги возвращает нас к «Часам Аполлона», где Шёнбергер впервые заговорил по-русски, и напоминает о главном юбиляре уходящего года: «Музыка Стравинского дарит слушателю волнующее двойственное чувство произвола и неизбежности одновременно».

Текст: Илья Овчинников

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?