Тем не менее и в эти дни пойти в один из залов Консерватории просто-таки необходимо. Авторский абонемент Геннадия Рождественского «Мозаика», концерт ансамбля Марка Пекарского, посвященный 31-летию коллектива, и многое другое в нашем хит-параде, где мы предлагаем всё самое важное и нужное.
Проповедь дирижера
О Гульде знают, что он любил напевать во время игры, носил пальто и перчатки при любой погоде, в 32 оставил сцену и сосредоточился на работе в студии
Дирижер Геннадий Рождественский – уникальная фигура в отечественной музыке. Возродивший из пепла ряд забытых произведений Шостаковича, Прокофьева и многих других композиторов, первый интерпретатор большинства симфоний Альфреда Шнитке, автор незабываемых циклов «Брукнер и его время», «Мартину и чешская музыка XX века», исполнитель сотен премьер – вот малая часть того, что можно сказать о Рождественском.
Полтора года назад маэстро отметил 75-летие, однако возраст не сказывается на его активности; более того, в текущем сезоне, как и в предыдущем, Рождественский дает концерты в столице чаще обычного и не ограничивается, как прежде, четырьмя абонементными программами.
Однако самая интересная часть московского сезона маэстро, как правило, его персональный абонемент, концепция которого сложилась за прошедшие три-четыре года.
Последние абонементы Рождественского сформированы так, что концерты не рассредоточены по сезону, но следуют друг за другом в течение двух недель. Это и минус – по окончании проекта публика расстается с маэстро надолго, и плюс – в памяти остается в первую очередь абонемент как целое. Цикл концертов становится своеобразным фестивалем с тщательно выстроенной программой.
Новый цикл Рождественского называется «Мозаика», в его программах звучит музыка Гайдна, Шумана, Глазунова, Бриттена и Стравинского.
Как всегда, маэстро обращается в первую очередь к малоизвестным, редким произведениям. Традиционная «изюминка» абонемента – комментарии Рождественского, предваряющие каждый концерт; это может быть и рассказ об истории того или сочинения, и анекдот из жизни композитора, и чтение стихов, и многое другое. Абонемент открыла оратория Шумана «Странствие розы».
25 ноября – Бенджамин Бриттен; помимо интерлюдий из оперы «Питер Граймс», прозвучат Концерт для фортепиано с оркестром и «Шотландская баллада» для двух фортепиано, а также «Кантата милосердия», созданная к 100-летию Красного Креста.
28 ноября будет исполнен балет Глазунова «Раймонда». Самый интересный концерт цикла – последний, посвященный 125-летию со дня рождения Игоря Стравинского.
Прозвучат поздние, не исполнявшиеся в России сочинения – Canticum sacrum плюс «Проповедь, притча и молитва», интереснейшая музыка, не имеющая ничего общего с «Петрушкой» и «Весной священной».
Обещаны также органные мессы Йозефа Гайдна. Абонемент продлится до 2 декабря.
Приношение Гульду
В это году – две полукруглые даты, связанные с личностью культового пианиста Глена Гульда |
В это году – две полукруглые даты, связанные с личностью культового пианиста Глена Гульда: 75 лет со дня рождения и 25 лет со дня смерти. Есть и одна круглая дата, не менее важная для нас: 50 лет назад Гульд выступил в Москве и Ленинграде.
Выступление молодого канадца, никому здесь до того неизвестного, стало культурным шоком для музыкантов и слушателей. Именно Гульд впервые после долгого забвения исполнил на исторической встрече со студентами и профессорами Московской консерватории сочинения Берга, Веберна, Кшенека и новую американскую музыку.
Приезд Гульда стал одним из поворотных пунктов в русском музыкальном искусстве, для которого гульдовский дух стал мощным антидотом. 50-летию этих исторических дней посвящен концерт 30 ноября в Малом зале консерватории. На сцену выйдут пианисты Жан Демаре и Тигран Алиханов, а также ансамбль «Студия новой музыки».
О Гульде практически все знают, что он любил напевать во время игры, носил пальто и перчатки при любой погоде, в 32 года оставил сцену и сосредоточился на работе в студии.
Однако даже из тех, кто слышал его записи, далеко не всем известно, что он был еще и композитором. Струнный квартет Гульда – одно из немногих его сочинений – станет центром концерта-приношения.
Прозвучат также произведения, сыгранные Гульдом в Москве полвека назад, и опусы, которые он относил к числу своих любимых. Вечер откроет фуга Баха из «Музыкального приношения» в оркестровке Веберна, веберновская же Пассакалия прозвучит в финале.
Основную часть программы займут фортепианные сочинения Берга, Куртага, Веберна и Шенберга.
Металлические хиты
Особо следует отметить Сredo in Us Джона Кейджа |
«Каков критерий отбора репертуара в ансамбле Марка Пекарского? Не скрою, что способ оценки, найденный мною, универсален и стопроцентно точен. Без чувства ложной скромности скажу, что мне удалось освободить его от вкусовщины и личных пристрастий. Этот критерий наиболее объективен из всех, ранее известных мне. Это – мой собственный вкус».
Уверенность, с которой Марк Пекарский рассказывает о принципах своей работы, достойна уважения – далеко не всякий музыкальный коллектив может похвастаться столь же внятной эстетической платформой. Ее в полной мере отразит очередной концерт ансамбля 6 декабря в Рахманиновском зале консерватории: он посвящен 31-летию коллектива и называется «Хиты ансамбля Пекарского».
К 6 декабря 1976 года, когда состоялся первый концерт ансамбля, в отечественной музыкальной литературе удалось найти ровно два сочинения, написанные только для ударных.
С тех пор специально для коллектива было создано более ста произведений; свою лепту в репертуар ансамбля внесли и Шнитке, и Денисов, и Губайдулина, и многие другие знаменитые композиторы. На концерте прозвучит лучшее из того, что было создано за эти годы для Пекарского и его подопечных: «Успение для ансамбля ударных» Виктора Екимовского, «Действо от Луиджи» Александра Вустина, «Мадригал в металле» Александра Раскатова, «Акция» Владимира Мартынова и другие сочинения.
Особо следует отметить Сredo in Us Джона Кейджа, написанную хоть и не для ансамбля Пекарского, но для не менее впечатляющего состава из для фортепиано, ударных, электрического звонка и радиоприемника.
Без аквариумов и облаков
Музыка сопровождает нас в лифте, в ресторане, в транспорте – мы стараемся не обращать внимания. Одним из тех, кто придумал идею «музыкальных обоев» или же «меблировочной музыки» – той, которую слышат, хотя и не слушают специально, – был выдающийся французский композитор Эрик Сати.
В 1917 году в антрепризе Сергея Дягилева на его музыку был поставлен спектакль «Парад», где смешались балет, оперетта, джаз, фарс и цирк, а в партитуре присутствовали сирена, выстрелы и стук пишущей машинки. Декорации принадлежали Пабло Пикассо, либретто написал поэт и драматург Жан Кокто. Музыка, так или иначе связанная с его именем, прозвучит в Малом зале консерватории 29 ноября в программе Parade («Музыка вокруг Жана Кокто»).
«Парад» произвел огромное впечатление на молодых французских композиторов, вскоре составивших группу «Шестерка».
Главным ориентиром в музыке для них был Сати, идеологом же стал именно Кокто с манифестом «Петух и Арлекин», где он атаковал композиторов-импрессионистов: «Довольно облаков, туманностей, аквариумов и ароматов ночи – нам нужна музыка земная, музыка повседневности». «Шестерка» провозглашала приближение музыки к современности, к культу большого города и стремительных темпов.
Группа сложилась отчасти случайно, туда вошли совершенно разные композиторы, однако объединение способствовало их известности, они даже написали коллективный балет «Новобрачные на Эйфелевой башне».
Среди членов «Шестерки» наиболее известны Франсис Пуленк, Артюр Онеггер и Дариус Мийо; их сочинения прозвучат в исполнении артистов ансамбля «Солисты Москвы» и солистов московских оперных театров.
Будет и музыка Игоря Стравинского – третьего «пророка» «Шестерки», также сотрудничавшего с Кокто. Изюминкой вечера станут фрагменты сочинений Жана Кокто, которые прочитает профессор Михаил Сапонов – переводчик и первый издатель на русском языке многих текстов выдающегося французского драматурга.