Культура

23 октября 2007, 13:54

Югославская трагедия

Только после книги «Контрудар» югославского генерала Велько Кадиевича осознаешь, какой Балканы сложнейший регион. В общем-то не слишком территориально большая Югославия (СФРЮ) состояла из шести республик – Сербии, Хорватии, Словении, Македонии, Черногории, Боснии и Герцеговины. И вся эта федерация рассыпалась в 1991 году.

Велько Кадиевич был министром обороны СФРЮ в эти трагические годы (1988–1992) и, соответственно, оценивает произошедшее глазами непосредственного участника событий.

Выгодная близость Югославии к западным границам в мирное время обернулась трагедией в военное

Черногория окончательно отделилась от Сербии в 2006-м. Вопрос о предоставлении независимости автономному краю Косово (пока в составе Сербии) – сейчас на повестке дня в ООН. США – за, Россия – против. И это стратегически осознанные позиции.

Не случайно вторая книга Кадиевича (первая – «Войско без державы. Мой взгляд на развал Югославии» – вышла в 1993-м) появилась именно в этот напряженный момент.

На мой вопрос на презентации «Контрудара»: «Какой вы ждете сейчас поддержки от России?» – он ответил: «В первую очередь в ООН по статусу Косова». И тут же с горечью добавил: «Хотя наше руководство стоит лицом к Москве только в вопросе Косова. В остальных – поворачивается спиной».

В крае – уже большинство албанцев (в силу разных причин), но для сербов Косово – колыбель государственности (центр Сербского королевства).

Генерал называет режим, который у него сейчас на родине, «оккупационным» (войска НАТО и ООН по-прежнему контролируют территорию бывшей СФРЮ). А «врагами» именует США и Германию. Его чувства особенно понятны после бомбардировок Югославии весной – летом 1999 года силами НАТО (без санкции ООН).

Между США и СССР

В фильме «Завет», который представлял режиссер Эмир Кустурица на 29-м ММКФ (июнь 2007-го), югославы в прозападниках видят растлителей и врагов, а в славянофилах – защитников и носителей духовных ценностей. Тут Кустурица полностью совпадает с Кадиевичем. Однако в конце 80-х югославское отношение к Западу было далеко не таким радикальным.

СФРЮ после Второй мировой была мостиком не только между Западом и Востоком, но и между капиталистическим и социалистическим мирами. Это «посредническое» положение, учитывая самостоятельность политики югославского лидера Иосипа Броз Тито (1892–1980), привело страну к небывалому расцвету. Югославия умело лавировала между СССР и США, извлекая всевозможные выгоды из своего положения.

Не случайно генерал Кадиевич закончил командно-штабную Академию сухопутных войск США, а Кустурица в начале 90-х преподавал кинорежиссуру в Колумбийском университете.

Оба югослава (с 30-летней разницей в возрасте) – мощные, высокие, статные, в них чувствуются сербские корни. Режиссер родился в семье сербов-мусульман (сказалась 500-летняя оккупация Сербии Османской империей), у генерала отец – серб, мать – хорватка. Сербы были костяком, нацией, формирующей менталитет страны (как русские в Советском Союзе).

Фазы распада

В югославской конституции была предусмотрена территориальная защита целостности страны, что является обычным делом во всех странах мира

Распад в СССР и СФРЮ происходил параллельно.

От «военного решения» проблемы, то есть путча, Верховный Штаб СФРЮ отказывался. Поскольку «это практически означало, кроме ареста вождей сепаратистки настроенных народов, необходимость физически разрушить Загреб и Любляну (столицы Хорватии и Словении. – К.Р.)», пишет Кадиевич. Хотя и планировались аресты. Однако после «проверок» выяснилось, что количество участников митингов «за единую Югославию» значительно уступало «активности сепаратистских сил».

О том, что подобное насильственное предприятие вряд ли бы имело успех, свидетельствует и опыт ГКЧП (участник которого маршал Язов присутствовал на презентации в качестве личного друга Кадиевича).

В советской поддержке югославам было отказано. Как справедливо указывает Кадиевич, «последнюю надежду убил Горбачев. Косвенно тем, что сам далеко зашел в развале собственного государства, а непосредственно тем, что открыто встал в ряды разрушителей Югославии, предлагая и поддерживая санкции ООН против нее».

Остается Запад.

Стоит подробнее остановится на разделе книги со стенографией пяти бесед (период с июля 1990 по июль 1991 года) между Кадиевичем, тогда министром обороны СФРЮ, и Уорреном Циммерманом, послом США в Югославии.

Вначале их сотрудничество было весьма продуктивно. Они договорились по Ираку. У Югославии в ремонте было два иракских самолета. Америку тревожило их наличие перед атакой на это восточное государство. Кадиевич дает гарантии, что самолеты не попадут в Ирак. Циммерман развивает мысль «о сотрудничестве военно-индустриального комплекса США и Вооруженных сил СФРЮ». И утверждает, что он и его руководство «все мы – за единую Югославию!».

Усилиями Кадиевича ЮНА (Югославская народная армия) сохраняла нейтралитет: армия должна служить политике, а не наоборот. Однако сам же в одну из встреч с американцем заметил: «Любой, кто знает Югославию, к сожалению, также знает, что в ней нет других партий, кроме национальных и националистических».

Это внутренние факторы, приведшие к краху СФРЮ. Внешние: недюжинные усилия Германии (объединенной) по развалу южнославянского государства. Если победители в холодной войне укрепляли свои позиции (слияние ФРГ и ГДР ), то проигравшие (соцлагерь) – распадались.

США с опозданием подхватывают немецкую инициативу. По стенограммам видно: чем сильнее в Югославии развал, тем наглее тон американского посла. У Циммермана даже вырывается фраза: «Продажа вооружения и военного обмундирования какой бы то ни было стране должна происходить ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АМЕРИКАНСКИХ ВЛАСТЕЙ». К 1991 году США уже считали себя «владычицей мира».

Они зорко следили, чтобы ЮНА оставалась в рамках законности, в то время как националистические военные формирования росли в геометрической прогрессии. Соответственно, это и привело к гражданской войне и к уничтожению югославской формации.

Косово

Вскоре самым серьезным стал конфликт в Косове, который западные СМИ стали освещать исключительно в пользу албанцев-мусульман. Кадиевич приводит отрывок из книги бельгийского журналиста Мишеля Колона «Внимание СМИ»: «Нам продолжают лгать по поводу причин конфликта. Нас убедили, что сербы извне пришли в Боснию и напали на живших там мусульман, поэтому были агрессорами и их нужно было заставить уважать международное право.

В действительности перепись населения показывает, что в Боснии жили мусульмане, хорваты и сербы. Последние занимали большую территорию по той причине, что жили в сельской местности, в отличие от живших в городах мусульман.

В югославской конституции была предусмотрена территориальная защита целостности страны, что является обычным делом во всех странах мира. Возбуждение сепаратизма и призыв к выходу из состава федерации относились к уголовным преступлениям, поскольку все республики были смешанными.

В Хорватии проживало 12% сербов, которые теперь изгнаны. Ясно, речь идет об этнической чистке. Не следовало развивать конфликт 1991 года». По поводу роли Германии и США: «С 1979 года разведслужба бундесвера поддерживала хорватских сепаратистов, среди которых был и Франьо Туджман – президент Хорватии.

В 1991 году под давлением Германии европейцы признали Хорватию и Словению, чему противодействовали США. Но когда признание состоялось, Вашингтон стал настаивать на признании независимости Боснии».

Колон изложил стадии конфликта, которые можно проследить и в диалогах между Кадиевичем и Циммерманом.

К точке равновесия

На мой вопрос о всегдашней «политико-сейсмической» опасности Балкан» генерал ответил: «Да, «сейсмический» фактор здесь будет всегда. Тут пересекаются две цивилизации и три религии. Если у нас стабильность – это отражает равновесие полярных сил в мире. Но до этого, к несчастью, далеко».

Получается, из-за проигрыша соцлагеря в холодной войне на югославском «перекрестке» она перешла в горячую фазу. Выгодная близость Югославии к западным границам в мирное время обернулась трагедией в военное. Отсюда бомбежки Сербии.

Велько Кадиевич надеется, что с укреплением авторитета России начнется и возрождение Югославии. В ООН Россия поддерживает Сербию, тормозя дробление славянских государств и пытаясь восстановить западно-восточное равновесие в этом пограничном регионе.

А свое творение генерал отсылает молодым патриотам Югославии, которые, как он надеется, восстановят былую репутацию его отечества.

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?