Культура

1 октября 2007, 09:58

Покрывало Майи

Фото: ИТАР-ТАСС

Опера для концертной сцены «Очарованный странник» написана по заказу Нью-йоркской филармонии и дирижера Лорина Маайзеля пять лет назад. Впервые в России она прозвучала этим летом в Питере в исполнении хора и оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

Теперь подоспело время московской премьеры, вылившейся в эпическое светское мероприятие – открытие фестиваля, посвященного 75-летию композитора.

Зал, забитый медийными персонами – от официальных лиц типа министра культуры до неофициальных лидеров российского искусства, устроил Щедрину и Гергиеву стоячую овацию.

А попробуй не встать, когда рукоплещут Майя Плисецкая и Владимир Спиваков, Борис Мессерер и Белла Ахмадулина.

Жираф большой, ему видней.

Облако, озеро, башня

Взрывной темперамент Гергиева добавил колебаниям водной глади силу бури в стакане воды

Композитор Родион Щедрин не зря любит писать музыку на прозаические произведения. Его опусам обязательно нужна литературная основа: вне жесткого либретто, которое постоянно держишь в голове, музыка Щедрина превращается в набор абстрактных звуковых пятен, линий, штрихов в духе абстрактного экспрессионизма или же, если быть еще точнее, позднего Жоана Миро.

Именно позднего Миро, где созвездья пульсирующих пятен, обведенных жирной черной гуашью, существуют в белом безвоздушном пространстве. Более определенности и однозначности Щедрин любит ползущие и расползающиеся по залу облака симфонического тумана, тумана почти буквального – прозрачной звуковой ваты, в которой то там, то здесь возникают, прорываясь сквозь марево, разнородные акценты.

Именно поэтому в опусах Щедрина раздолье для всяческих вспомогательных инструментов и звуковых средств, обычно скучающих на периферии большого оркестра (в «Очарованном страннике» это колокола, гусли, балалайка, разнообразно звучащие ударные).

Нужно ли говорить, что оркестру Мариинского театра, ведомому Валерием Гергиевым, лучше всего удавались именно эти синкопированные сдвиги, нарастающий и тут же, внутри одного эпизода, прогорающий драматизм.

Гнать, терпеть и ненавидеть

Музыка Родиона Щедрина словно бы лишена какого-то важного смыслового центра, она существует вокруг да около зияющего внутри провала, где должно быть «главное блюдо», мясо

Щедрину не зря нравятся глаголы действия и движения, возьмем ли мы россыпь балетов, наиболее заслушанную «Кармен-сюиту» или же «романтическую музыку для симфонического оркестра «Анна Каренина», где главным опознаваемым лейтмотивом оказывается тема железной дороги, поездов и передвижений.

Кажется, что и лесковский «Очарованный странник» привлек композитора прежде всего тем, что главное его действующее лицо, Иван Северьянович Флягин, порешивший цыганку Грушеньку, в мирской жизни своей был специалистом по лошадям.

Конский топот то и дело врывается, прорезает партитуру, рифмуясь с неотвратимостью ударов судьбы. Кроме того, важно место действие – приокский город, мимо которого идут и трубят во всю мощь пароходы, из-за чего драматизма и жутких страстей в музыке становится еще больше.

Но – только на мгновение.

Ибо после очередного закипания, поддержанного духовыми и мощным звучанием хора, музыка становится еле слышной. Тихой, ползущей, накрывающей с головой...

Иван или Груша?

Действие, действенность необходимы для того, чтобы придать ощущение жизни внутри этой достаточно статичной, многослойной музыки.

Очень важно, что музыка Родиона Щедрина словно бы лишена какого-то важного смыслового центра, она существует вокруг да около зияющего внутри провала, где должно быть «главное блюдо», мясо.

Отсюда это странное звуковое расползание, постепенно затопляющее зрительный зал. Покрывало Майи, наброшенное поверх оркестрантов, испарениями поднимающееся к потолку, вбирает в себя и главное действующее лицо драмы – роскошный хор Маринки, и трех солистов, между которыми распределены все роли из повести Лескова.

Чередование баса (Сергей Алексашкин), меццо-сопрано (Кристина Капустинская) и тенора (Евгений Акимов) отсылает к «Царю Эдипу», оратории Игоря Стравинского, а через него и далее. Ну, например, к Римскому-Корсакову, да и много еще к кому, что совершенно не страшно в ситуации постмузыки и посткомпозиторства.

Это уже даже не заимствование, но естественная природа обитания современного симфонизма, который есть чаще всего рефлексия над рефлексией.

И в этом смысле, конечно, очень интересно понять, с кем из трех действующих лиц «Очарованного странника» ассоциирует себя композитор, собственноручно написавший всё, до последнего слова, либретто.

С ветреным Князем, выкупающим цыганку за 50 тыс. золотых рублей, а потом бросающим ее на произвол судьбы? Или с Иваном Флягиным, что оставил бренный мир и после пережитых страданий затворничает в монастыре? Или же все-таки с цыганкой Грушей, которая просит влюбленного в нее Флягина зарезать постылую, ибо нет сил жить дальше?

Отмечу лишь, что вокальная партия для меццо-сопрано (Кристина Капустинская) в опере самая интересная и эмоционально насыщенная.

Другая музыка

Щедрин – композитор искушенный и зело умный. Понимая, что от теней прошлого освободиться нет никакой возможности, он либо вскрывает прием, обрабатывая чужой опус (как в случае с «Кармен-сюитой»), или же устраивает головокружительный слалом, пытаясь по спирали объехать великих предшественников.

Однако, убегая от одних важных и серьезных влияний, он тут же, незаметно попадает под другие, понимает это и начинает выворачивать суставы. Красота здесь существует, но это весьма мудреная и непростая красота, когда ни слова в простоте.

«Очарованный странник» Лескова – Щедрина – холодная, отчужденная, просчитанная конструкция, на что вот только рассчитанная? Катарсис невозможен, повествовательность сбита, многослойность изысканна и неподкупна. Не случайно рассказ внутри оперы ретроспективен: поломанный жизнью, потухший Иван Северьянович рассказывает о том, что было, он вспоминает, и на воспоминаниях этих лежит толща пепла.

Композиторы ХХ века переживали невозможность цельности, гармонии. Красота возникала в их изломанных опусах на какие-то мгновения, чтобы затем вновь раствориться в гротеске, додекафонии или звуках, вызывающих зубную боль.

Гармония романтиков или классиков была уже невозможна, однако же у опусов ХХ века все еще оставались цельность, хотя бы и цельность страдания; глубина, хотя бы и глубина боли.

Современная музыка поверхностна и иллюстративна в постмодернистском смысле, она вся почти – складки на поверхности, более уже не проникающие в толщу воды ни соленым солнечным лучом, ни даже медленными движениями водорослей.

В этом смысле «меланхолический» Щедрин и «харизматичный» маэстро Гергиев идеально нашли друг друга. Взрывной темперамент питерского маэстро добавил этим колебаниям водной глади логику бури в стакане воды, спроецированной на большой экран и многократно увеличенной.

Постскриптум

Когда я работал завлитом в челябинском академическом театре драмы, то постоянно таскал нашему худруку тонны дисков и кассет с записями красивой, как мне тогда казалось, музыки.

Но многомудрый режиссер Наум Юрьевич Орлов, царствие ему небесное, задумчиво слушал минималистов и голливудских киношников, кивал и вставлял в очередной спектакль что-нибудь из Родиона Щедрина или Андрея Эшпая. На его рабочем столе всегда лежала целая стопка дисков Щедрина, выпущенных BMG.

– Понимаете, Дима, – сказал мне Наум Юрьевич, когда ему надоела моя активность, – музыка у вас действительно очень красивая и очень яркая, поэтому она не годится для моих спектаклей (Орлов тогда ставил «Вишневый сад» Чехова и «Последних» Горького), в спектакле она будет слишком заметной, она будет слишком тянуть одеяло на себя...

И вот ты приходишь в Зал Чайковского на концертное исполнение такого вот сплошного музыкального промежутка, состоящей из подводок к отсутствующим апофеозам, из пауз, зияний, ожиданий и чистых интенций. Очень своевременная, современная музыка.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?