Культура

9 января 2007, 08:49

Антигерои нашего антивремени

Фото: ozon.ru

Появляются все новые и новые свидетельства популярности книги Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Возникли клоны, пытающиеся хоть как-то сыграть на успехе минаевского романа у читателей.

Я говорю о книге Елены Токаревой «Лохness. Роман с чудовищем» (М.: Яуза, Эксмо, 2006). Точнее, это даже не клон. Скорее всего суетливая попытка сесть на хвост чужому коммерческом успеху.

Книга сляпана в худших традициях бульварного чтива – примитивный язык, картонные герои, сюжет, который не потянет даже на плохонький сериал.

Герои Минаева и Пелевина ведут предназначенный им авторами образ жизни – вампирический или корпоративный, неважно: объект их внимания, то есть современный мир, – един

Зато есть надежда, что читатели, заинтересовавшиеся «Духless», будут выискивать параллели, пародии или что-то в этом духе.

Не зря на обложке издатели повесили наживку – «Реальный антигламур», а чтоб уж не выглядеть совсем плохо, внедрили в текст жиденькую альтернативу – книга, дескать, в первую очередь учитывает интересы обывателя, который гламурным персонажам по барабану.

«Может, мне написать повесть о несуществующем человеке, обо мне, о себе любимом?» – заманивают создатели книги устами одного из героев, намекая на минаевский подзаголовок.

Цепляется токаревская поделка неизбежно и за Пелевина – ведь «Ампир В. Повесть о настоящем сверхчеловеке» содержит прямые обращения к Минаеву.

О зыбкости сравнений

А ведь начиналось наоборот – еще до выхода «Ампира В» минаевский «Духless» сразу вызвал сравнение с Пелевиным.

Это сравнение не могло не напрашиваться: Минаев явил некую альтернативу пелевинскому взгляду на скорбный портрет «поколения пи».

Пелевин в новом романе иронически отреагировал: «Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты.

«Бездуховность» – это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера».

По порядку. Если Пелевин явно учитывал «Духless», то обвинения Минаева в прямой литературной зависимости от Пелевина «вообще» носят характер косвенный.

Можно провести другие параллели; мне, например, убедительной кажется вот какая. Не так уж давно, а именно в 2001 году, вышла замечательная книжка Кристиана Крахта «Faserland» в издательстве Ad Marginem.

Герой этой книги кажется мне реальным литературным предшественником героя «Духless»: молод, обеспечен и независим. Он тоже из потерянного поколения, он тоже позиционирует себя как интеллектуальную элиту, те же проблемы обесценивания всего лучшего.

Даже о культурных символах (музыкальных, вещественных) герои говорят как-то одинаково, сходные брезгливые интонации в отношении того, что они считают пошлостью.

Одиночество в толпе, поиск смысла в жизни, попытка найти ответ на важные вопросы в «свободных кругах» – только у Крахта не бездарные сетевые тусовщики, как у Минаева, а хиппи. Те же наркотики, тупой секс.

В финале книги отчаявшийся герой Крахта садится в лодку, чтобы доплыть до середины озера…

Герой Минаева обходится без лодки, он просто укладывается на мосту, разорвав все технические возможности связи с миром. Параллель с книгой Крахта, думаю, не единственно возможная, аналогов можно найти немало (и нашли).

И дело не только в родственных литературных персонажах – раз они возникают, стало быть, в воздухе что-то носится. Да и как далеко можно зайти в вопросе о предшественниках?

Минаеву ли не знать, что «потерянным поколением» кого только не называли и, наверное, только описание книжных образов «потерянных поколений» и «героев времени» может потянуть на кандидатскую, а то и на докторскую?

Между прочим, исканиями классических героев не пренебрегли оба автора.

У Минаева связь с предшественниками заявлена программно:

«Кого ни возьми, любого «героя нашего времени» – Чацкого, Онегина, Печорина, – все персонажи вели абсолютно бесцельное существование, искали смысл жизни, духовные очаги и т.д. А поиски «духовности» <…> продолжаются так уже века три. А воз <…> и ныне там».

У Пелевина иронически опосредованно задействованы Набоков, Толстой, Тютчев и др., но герой всерьез, подобно Онегину и Печорину, вызывает соперника на дуэль – и это борьба не столько за женщину, сколько за право на свою неповторимую духовность.

Сказочник-теоретик и реалист-практик

Минаевский герой – внутри пусть элитной, но все-таки человеческой тусовки и, стало быть, должен соответствовать, то есть совершать «социальные маневры»

Но поговорим о современных «разборках» на нашей отечественной территории.

Итак, герои Минаева и Пелевина ведут предназначенный им авторами образ жизни – вампирический или корпоративный, неважно: объект их внимания, то есть современный мир, – един.

Пелевинский герой наблюдает мир в «измененном» состоянии, с точки зрения вампира. Минаев как будто принцип своего героя «честность в жизни (бизнесе) – честность во всем» распространяет на повествование – никакой мистики, все «по правде».

Поэтому пелевинский герой, став представителем вампирской элиты, описывает низменные состояния и низменные структуры (то есть людей) как бы сверху – он стоит на другой ступени иерархической лестницы.

Но вместе с тем автор время от времени иронизирует над новообращенным вампиром, который чисто по-человечески никак не может подобрать для себя соответствующий имидж, хотя бы одежду.

Минаевский герой – внутри пусть элитной, но все-таки человеческой тусовки и, стало быть, должен соответствовать, то есть совершать «социальные маневры».

Если герой Минаева с отвращением живописует нам гламурные картинки, то Пелевин, обойдясь без них, почти с места в карьер – уходит в теорию:

«Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать… Этому подчинены все социальные маневры».

Идеология режима – гламур, и, следовательно, важнейшим из искусств является реклама. Два главных аспекта гламура – «мучительный стыд за нищее убожество своего быта и телесное безобразие», во-первых, и, во-вторых, «мстительное злорадство при виде нищеты и убожества, которое не удалось скрыть другому человеку».

Еще одна формулировка: «Гламур – это секс, выраженный через деньги». Второе понятие в вампирическом учении, равное по значению гламуру, – это дискурс. Дискурс – это сублимация гламура, секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет. Дискурс – это гламур духа.

Герои Пелевина и герой Минаева переживают сходные ломки, и ломки эти происходят из-за одного и того же: герой неординарен.

У Минаева он загнан по статье «ответить за все», самому, лично, здесь и сейчас, чего он сделать не может и поэтому просто демонстрирует читателю картину полного кризиса.

У Пелевина герой не в силах стать винтиком мистической вампирической системы, он «больше», он выламывается, но его «ухо» обращено не только вовнутрь. Он, награжденный автором сверхъестественными способностями, видит и чувствует то, что простому смертному недоступно (другое дело, что описывает он «несказуемое» в довольно-таки комических образах – одна Иштар со сменной головой чего стоит!).

Он терпим даже, грубо говоря, к минаевскому герою: «Я люблю наш ампир. Люблю его выстраданный в нищете гламур и выкованный в боях дискурс. Люблю его людей. Не за бонусы и преференции, а просто за то, что мы одной красной жидкости, – хоть, конечно, и под разным углом».

Правда, сплотить ряды, по Пелевину, надо из политических соображений: «Смотрю на державные вышки, сосущие черную жидкость из сосудов планеты, – и понимаю, что нашел свое место в строю. Превед, комарищ!»

В финале же – чтоб читателю мало не показалось – Пелевин кратко и по-свойски посулил нам страшную космическую угрозу. Минаевский же «реальный» герой весь сущий ад сконцентрировал внутри себя – он сам себе наказание, его внутренний тупик продиктован неспособностью противостоять тупику внешнему.

Минаев сравнительно со сказочником-философом-мечтателем Пелевиным беспросветнее. Хотя в финале дает читателю вздохнуть: «В любом случае мне почему-то очень хочется верить, что этот огонь никогда не погаснет…»

Очень разное кино

Напоследок две цитаты без комментариев. Мысли о прошлых событиях оба героя сравнивают с кино, и это очень разное кино.

Минаев: «…я мысленно прокручиваю прошедшие события. Vogue Café, совещание в офисе, поездка в Питер, история с деньгами. А между всем этим – тусовки, вечеринки и вечериночки, клубы и рестораны, какие-то девочки и мальчики и т.д. И я ловлю себя на мысли, что посмотрел какое-то очень херовое кино. С ужасным сценарием и абсолютно лишенное смысла. Единственное мое желание – это сдать диск обратно в прокат и рассказать всем своим знакомым, чтобы они никогда его не смотрели. Остается только одна проблема: главный герой всей этой говносаги – Я. Это противно, омерзительно, жутко до дрожи в коленях. Но так оно и есть».

Пелевин: «Я даже не помню, каким я был. То, что всплывает в моем сознании, больше похоже на эхо просмотренных фильмов, чем на отпечаток моей собственной истории. Я вижу внизу пунктиры света и вспоминаю, что там улицы, где я совсем недавно гонял на роликовой доске. Тогда у моих перемещений не было никакой цели. Потом меня возили по этому городу в черной машине, но я еще не знал до конца, куда я еду и зачем. А теперь я знаю все – и лечу высоко в ночном небе на упруго скрипящих черных крыльях. Вот так, постепенно и незаметно для себя, мы становимся взрослыми. Приходят покой и ясность – но мы платим за это нашей наивной верой в чудо».

Текст: Анна Сафронова

Вам может быть интересно

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие
Темы дня

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Продвижение российской армии в зоне СВО ускорилось, вся кампания 2025 года Вооруженных сил Украины (ВСУ) фактически сорвана, ВС России перемололи лучшие части украинской армии, заявил министр обороны Андрей Белоусов в ходе инспекции группировки «Север».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?