Культура

9 января 2007, 08:49

Антигерои нашего антивремени

Фото: ozon.ru

Появляются все новые и новые свидетельства популярности книги Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке». Возникли клоны, пытающиеся хоть как-то сыграть на успехе минаевского романа у читателей.

Я говорю о книге Елены Токаревой «Лохness. Роман с чудовищем» (М.: Яуза, Эксмо, 2006). Точнее, это даже не клон. Скорее всего суетливая попытка сесть на хвост чужому коммерческом успеху.

Книга сляпана в худших традициях бульварного чтива – примитивный язык, картонные герои, сюжет, который не потянет даже на плохонький сериал.

Герои Минаева и Пелевина ведут предназначенный им авторами образ жизни – вампирический или корпоративный, неважно: объект их внимания, то есть современный мир, – един

Зато есть надежда, что читатели, заинтересовавшиеся «Духless», будут выискивать параллели, пародии или что-то в этом духе.

Не зря на обложке издатели повесили наживку – «Реальный антигламур», а чтоб уж не выглядеть совсем плохо, внедрили в текст жиденькую альтернативу – книга, дескать, в первую очередь учитывает интересы обывателя, который гламурным персонажам по барабану.

«Может, мне написать повесть о несуществующем человеке, обо мне, о себе любимом?» – заманивают создатели книги устами одного из героев, намекая на минаевский подзаголовок.

Цепляется токаревская поделка неизбежно и за Пелевина – ведь «Ампир В. Повесть о настоящем сверхчеловеке» содержит прямые обращения к Минаеву.

О зыбкости сравнений

А ведь начиналось наоборот – еще до выхода «Ампира В» минаевский «Духless» сразу вызвал сравнение с Пелевиным.

Это сравнение не могло не напрашиваться: Минаев явил некую альтернативу пелевинскому взгляду на скорбный портрет «поколения пи».

Пелевин в новом романе иронически отреагировал: «Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты.

«Бездуховность» – это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера».

По порядку. Если Пелевин явно учитывал «Духless», то обвинения Минаева в прямой литературной зависимости от Пелевина «вообще» носят характер косвенный.

Можно провести другие параллели; мне, например, убедительной кажется вот какая. Не так уж давно, а именно в 2001 году, вышла замечательная книжка Кристиана Крахта «Faserland» в издательстве Ad Marginem.

Герой этой книги кажется мне реальным литературным предшественником героя «Духless»: молод, обеспечен и независим. Он тоже из потерянного поколения, он тоже позиционирует себя как интеллектуальную элиту, те же проблемы обесценивания всего лучшего.

Даже о культурных символах (музыкальных, вещественных) герои говорят как-то одинаково, сходные брезгливые интонации в отношении того, что они считают пошлостью.

Одиночество в толпе, поиск смысла в жизни, попытка найти ответ на важные вопросы в «свободных кругах» – только у Крахта не бездарные сетевые тусовщики, как у Минаева, а хиппи. Те же наркотики, тупой секс.

В финале книги отчаявшийся герой Крахта садится в лодку, чтобы доплыть до середины озера…

Герой Минаева обходится без лодки, он просто укладывается на мосту, разорвав все технические возможности связи с миром. Параллель с книгой Крахта, думаю, не единственно возможная, аналогов можно найти немало (и нашли).

И дело не только в родственных литературных персонажах – раз они возникают, стало быть, в воздухе что-то носится. Да и как далеко можно зайти в вопросе о предшественниках?

Минаеву ли не знать, что «потерянным поколением» кого только не называли и, наверное, только описание книжных образов «потерянных поколений» и «героев времени» может потянуть на кандидатскую, а то и на докторскую?

Между прочим, исканиями классических героев не пренебрегли оба автора.

У Минаева связь с предшественниками заявлена программно:

«Кого ни возьми, любого «героя нашего времени» – Чацкого, Онегина, Печорина, – все персонажи вели абсолютно бесцельное существование, искали смысл жизни, духовные очаги и т.д. А поиски «духовности» <…> продолжаются так уже века три. А воз <…> и ныне там».

У Пелевина иронически опосредованно задействованы Набоков, Толстой, Тютчев и др., но герой всерьез, подобно Онегину и Печорину, вызывает соперника на дуэль – и это борьба не столько за женщину, сколько за право на свою неповторимую духовность.

Сказочник-теоретик и реалист-практик

Минаевский герой – внутри пусть элитной, но все-таки человеческой тусовки и, стало быть, должен соответствовать, то есть совершать «социальные маневры»

Но поговорим о современных «разборках» на нашей отечественной территории.

Итак, герои Минаева и Пелевина ведут предназначенный им авторами образ жизни – вампирический или корпоративный, неважно: объект их внимания, то есть современный мир, – един.

Пелевинский герой наблюдает мир в «измененном» состоянии, с точки зрения вампира. Минаев как будто принцип своего героя «честность в жизни (бизнесе) – честность во всем» распространяет на повествование – никакой мистики, все «по правде».

Поэтому пелевинский герой, став представителем вампирской элиты, описывает низменные состояния и низменные структуры (то есть людей) как бы сверху – он стоит на другой ступени иерархической лестницы.

Но вместе с тем автор время от времени иронизирует над новообращенным вампиром, который чисто по-человечески никак не может подобрать для себя соответствующий имидж, хотя бы одежду.

Минаевский герой – внутри пусть элитной, но все-таки человеческой тусовки и, стало быть, должен соответствовать, то есть совершать «социальные маневры».

Если герой Минаева с отвращением живописует нам гламурные картинки, то Пелевин, обойдясь без них, почти с места в карьер – уходит в теорию:

«Главная мысль, которую человек пытается донести до других, заключается в том, что он имеет доступ к гораздо более престижному потреблению, чем про него могли подумать… Этому подчинены все социальные маневры».

Идеология режима – гламур, и, следовательно, важнейшим из искусств является реклама. Два главных аспекта гламура – «мучительный стыд за нищее убожество своего быта и телесное безобразие», во-первых, и, во-вторых, «мстительное злорадство при виде нищеты и убожества, которое не удалось скрыть другому человеку».

Еще одна формулировка: «Гламур – это секс, выраженный через деньги». Второе понятие в вампирическом учении, равное по значению гламуру, – это дискурс. Дискурс – это сублимация гламура, секс, которого не хватает, выраженный через деньги, которых нет. Дискурс – это гламур духа.

Герои Пелевина и герой Минаева переживают сходные ломки, и ломки эти происходят из-за одного и того же: герой неординарен.

У Минаева он загнан по статье «ответить за все», самому, лично, здесь и сейчас, чего он сделать не может и поэтому просто демонстрирует читателю картину полного кризиса.

У Пелевина герой не в силах стать винтиком мистической вампирической системы, он «больше», он выламывается, но его «ухо» обращено не только вовнутрь. Он, награжденный автором сверхъестественными способностями, видит и чувствует то, что простому смертному недоступно (другое дело, что описывает он «несказуемое» в довольно-таки комических образах – одна Иштар со сменной головой чего стоит!).

Он терпим даже, грубо говоря, к минаевскому герою: «Я люблю наш ампир. Люблю его выстраданный в нищете гламур и выкованный в боях дискурс. Люблю его людей. Не за бонусы и преференции, а просто за то, что мы одной красной жидкости, – хоть, конечно, и под разным углом».

Правда, сплотить ряды, по Пелевину, надо из политических соображений: «Смотрю на державные вышки, сосущие черную жидкость из сосудов планеты, – и понимаю, что нашел свое место в строю. Превед, комарищ!»

В финале же – чтоб читателю мало не показалось – Пелевин кратко и по-свойски посулил нам страшную космическую угрозу. Минаевский же «реальный» герой весь сущий ад сконцентрировал внутри себя – он сам себе наказание, его внутренний тупик продиктован неспособностью противостоять тупику внешнему.

Минаев сравнительно со сказочником-философом-мечтателем Пелевиным беспросветнее. Хотя в финале дает читателю вздохнуть: «В любом случае мне почему-то очень хочется верить, что этот огонь никогда не погаснет…»

Очень разное кино

Напоследок две цитаты без комментариев. Мысли о прошлых событиях оба героя сравнивают с кино, и это очень разное кино.

Минаев: «…я мысленно прокручиваю прошедшие события. Vogue Café, совещание в офисе, поездка в Питер, история с деньгами. А между всем этим – тусовки, вечеринки и вечериночки, клубы и рестораны, какие-то девочки и мальчики и т.д. И я ловлю себя на мысли, что посмотрел какое-то очень херовое кино. С ужасным сценарием и абсолютно лишенное смысла. Единственное мое желание – это сдать диск обратно в прокат и рассказать всем своим знакомым, чтобы они никогда его не смотрели. Остается только одна проблема: главный герой всей этой говносаги – Я. Это противно, омерзительно, жутко до дрожи в коленях. Но так оно и есть».

Пелевин: «Я даже не помню, каким я был. То, что всплывает в моем сознании, больше похоже на эхо просмотренных фильмов, чем на отпечаток моей собственной истории. Я вижу внизу пунктиры света и вспоминаю, что там улицы, где я совсем недавно гонял на роликовой доске. Тогда у моих перемещений не было никакой цели. Потом меня возили по этому городу в черной машине, но я еще не знал до конца, куда я еду и зачем. А теперь я знаю все – и лечу высоко в ночном небе на упруго скрипящих черных крыльях. Вот так, постепенно и незаметно для себя, мы становимся взрослыми. Приходят покой и ясность – но мы платим за это нашей наивной верой в чудо».

Текст: Анна Сафронова

Вам может быть интересно

Лавров заявил об отсутствии у Киева готовности к конструктивным переговорам
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

С начала 2026 года в России увеличится МРОТ и вступит в силу целый ряд реформ, включая ежегодный призыв в армию и новые правила социальной поддержки.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Путин: Военным есть чем порадовать граждан насчет результатов в зоне СВО

Во время посещения пункта управления войсками президент России Владимир Путин отметил, что военным есть чем порадовать граждан и отметил успешный ход выполнения задач СВО.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов