Никакая реклама и никакие рекомендации коллег, видевших фильм Велединского на «Кинотавре», не могли наполнить меня уверенностью, что «Живой» действительно получился. Этот скепсис никак не относился к предыдущим работам режиссера – скорее к ситуации в российском кино как таковом. Тем приятнее (хотя в данном случае это не самое подходящее слово) было вынести из зала мощный эмоциональный заряд, который держал не отпуская в течение нескольких часов.
«Живой»
Кадр из фильма «Живой» (фото: film.ru) |
Чечня – наша общая боль. Как и Афганистан и другие вооруженные конфликты и войны, в которых гибли наши ребята. За что они гибли – другой вопрос, но погибали молодые парни, которые еще толком не успели пожить.
Фильмов о том, как отчаянно бились необстрелянные солдатики, брошенные своими командирами умирать, и как не менее отчаянно пытались адаптироваться к мирной жизни немногие выжившие из них, снято немало. А если подходить к ним с точки зрения общего уровня – даже с избытком. Из практически бесспорно удачных работ вспоминается разве что «Война» Алексея Балабанова. Хотелось бы упомянуть и «9 роту», но уж слишком много имеется к ней вполне обоснованных претензий.
Поскольку тема «Живого» не была тайной, его выход трудно было ожидать без усталого вздоха. В конце концов совсем недавно вышел «Прорыв» – лента вообще за гранью добра и зла. Так что и от Велединского проще было и полезнее для собственного душевного и физического здоровья не ждать чудес. В конце концов не зря умные люди говорят: «Надейся на худшее – разочарован не будешь».
Но «Живой» порадовал. Нельзя сказать, что лента поражает воображение картинкой или что актерская игра вызывает искреннее восхищение (хотя большая часть актеров отработали отлично). Более того, как и сюжеты практически всех фильмов, содержащих элемент мистики, сюжет картины Велединского вызывает множество вопросов. Однако есть в нем какая-то правда. В первую очередь она в диалогах, написанных так, словно это стенограмма разговоров реальных людей. Именно поэтому и мат, которым пестрит лексика главных героев, не раздражает – без него, возможно, ушла бы естественность.
Впрочем, те, у кого нецензурные выражения вызывают отторжение, могут не расстраиваться. Продюсер фильма подготовил два варианта звуковой дорожки – с матом и без, предоставив директорам кинотеатров самим выбрать, какую версию прокатывать. Что-то подсказывает, что большинство выберут цензурную.
Придираться в «Живом» есть к чему. Но не хочется. Потому что его сила не в технических характеристиках и деталях. Она в настроении и чувствах, которые льются с экрана и заставляют сопереживать. Эмоциях, которые оставляют долгое послевкусие даже у злобных критиканов и циников вроде меня. Так что все, что хочется, – это понять, как же ему это при подобном минимализме, черт возьми, удалось. А еще хочется сказать спасибо. За замечательного Никича, за юмор, за сумасшедший саундтрек и особенно за «Гражданскую оборону», за «Точку» и Сашу Васильева (дай бог этому парню здоровья и творческого долголетия – «Романс» зазвучал как-то по-новому и уже третий день крутится в голове)… Спасибо, что живой.
«Башни-близнецы»
Кадр из фильма «Башни-близнецы» (фото: film.ru) |
Пять лет пролетели быстро. Хотя, конечно, кому как. Голливудские продюсеры терпеливо ждали, но все же постукивали пальцами по столу и посматривали на часы, когда же наконец кончится негласный мораторий на фильмы о трагедии 11 сентября. Как результат, «Башни-близнецы» – уже третья картина на эту тему за этот год. Первые две были посвящены третьему самолету, героические усилия пассажиров которого сорвали страшные планы террористов. Оливер Стоун обратился к тем двум самолетам, которые все-таки долетели до цели.
Однако, те, кто полагал, что «Башни-близнецы» – это фильм-катастрофа, который рассказывает о подвиге полицейских и пожарных, ценой собственных жизней спасавших людей в ВТЦ, будут очень удивлены. Нет, это совсем не второй «Огненный вихрь». Скорее это вторая «Команда 49». И можно только поражаться, насколько это сравнение бьет в цель.
В этой постановке поражают две вещи. Во-первых, то, что рассказывает она о двух копах, выживших в тот день и никого не спасших. Они и выжили-то только потому, что не очень торопились кого-то спасать. Во всяком случае, так это подано в фильме. Во-вторых, тут нет и следа от Стоуна, которого мы знаем и любим. Нет его жесткости, его упрямого стремления сказать правду, пусть и ценой карьеры. Наоборот, нисколько не сомневаясь в чистоте душевных порывов создателей «Башен», при просмотре можно поймать себя на мысли, что лента отдает дурно попахивающей патокой.
Можно приплюсовать и третье: совершенно непонятно, зачем кому бы то ни было, за исключением друзей и родственников Джона Маклохлина и Уилла Химено, вторая «Команда 49».
«Свора»
Кадр из фильма «Свора» (фото: film.ru) |
Сюжет этого южноафриканского (!) слэшера примитивен до зубовного скрежета. Сценаристы не заморачивались поиском новых тем и смысловой логикой. Как обычно, группа молодых людей оказывается на ограниченной территории, с которой трудно убежать (в данном случае это остров – привет «Дому мертвых») и на которой они становятся потенциальной пищей (в данном случае собак – привет «Обители зла», хотя и отчасти). Игра актеров – соответствующая. Даже как-то странно видеть среди них вполне состоявшуюся Мишель Родригес.
Впрочем, потому что не за сюжетом идут на такие фильмы, нет в «Своре» ничего нового. Какая разница, что скажут и сделают герои в первой части фильма, если все равно заранее известно, что потом они будут бегать, кричать, бояться и умирать один за другим. Единственная интрига – выживет ли кто-нибудь, или авторы ленты настолько беспощадны, что положат всех.
А вот за чем идут, так это за кровавой расправой. И тут, надо отдать должное дебютанту Николасу Мастрандеа и, по всей видимости, его продюсеру Уэсу Крейвену (участие в проекте мастера ужасов – главный козырь «Своры»), порезвились они на славу. То, как псы рвут на части своих жертв, может лишить сна, если, не дай бог, пойти на вечерний сеанс. Некоторые сцены по натуралистичности возносятся к лучшим хоррорам итальянских «псевдодокументалистов» вроде Руджеро Деодато с его приснопамятным «Адом каннибалов»
«Живой»
Звезды – Андрей Чадов, Алексей Чадов, Владимир Епифанцев
Жанр – мистическая драма
Про что – про парня, вернувшегося из Чечни, где из-за него погибли два его боевых товарища.
«Башни-близнецы» (World Trade Center)
Звезды – Николас Кейдж, Мария Белло, Мэгги Гилленхал
Жанр – драма
Про что – про двух полицейских, оказавшихся заживо погребенными под обломками Всемирного торгового центра.
«Свора» (The Breed)
Звезды – Мишель Родригес
Жанр – молодежный хоррор
Про что – про группу подростков, имевших глупость отправиться на остров, где обитает свора кровожадных собак.