Культура

26 августа 2006, 10:57

Георгий Садовников: «Большую перемену» еще смотрят

Фото: Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД

Писатель Георгий Садовников стал известен всему СССР как автор повести «Иду к людям», по которой был снят советский телесериал «Большая перемена». Фильму в этом году исполняется 33 года, а 27 августа Россия отмечает День кино. Именно в этот день в 1919 году Владимир Ленин подписал Декрет о национализации кинодела в стране. Кинодело развивалось стремительно, а потому сегодня советские фильмы по-прежнему смотрят. Писатель Садовников полагает, что современный кинематограф идет на поводу у зрителя и даже слово «параллелограмм» пугает нынешнего потребителя.

- Фильм «Большая перемена» снят по вашей книге «Иду к людям». Режиссерский сценарий сильно отличался от текста повести?

Меня возмущало, например, что рабочий ходит в американских джинсах, да и квартиры у них в фильмах тоже ничего себе

- Сценарий писался два года, перепробовали много вариантов, во время съемок приходилось многое менять – у меня этот сценарий к концу стал вызывать даже некоторое отвращение. Когда стали соглашаться играть хорошие актеры, я даже удивился. Но когда в картину пришли такие люди, как Леонов, Быков, Крючкова, к двухсерийному сценарию решили приписать третью, а потом уже и четвертую серию. Материала было больше, но кое-что пришлось опустить – киношники иногда осознанно соглашаются на некоторые нестыковки и просчеты, потому что все снять нельзя, – это понимали и я, и режиссер Коренев. Например, не вошли в картину некоторые эпизоды с Леоновым и Быковым – Быков просто фонтанировал идеями и стал раздражать начальство, появился даже термин «быковщина».

Хотя в целом к фильму я относился достаточно равнодушно. Он поначалу воспринимался как водевиль – педагоги писали возмущенные письма, рабочая молодежь, наоборот, была в восторге. Потом выяснилось, что фильм смотрится и через много лет, серьезные люди используют в речах фразы из фильма как афоризмы, статьи ими называют.

- Многое ли теряет повесть при экранизации?
- У кино и литературы разные изобразительные средства. Кого ни бери на роль Остапа Бендера или Паниковского, исчезает авторская речь, остаются только реплики героев. Например, когда Бендер в романе проходит мимо номера отца Федора, указано, что Бендер шел, «наступая на шнурки ботинок», – замечательный зрительный образ, но в фильме его не передашь.

Каждая экранизация – частный случай. Иногда из неизвестного литературного произведения делают что-то более высокое, иногда наоборот. Есть такой термин – «по мотивам», вот «Большая перемена» снята по мотивам, конечно.

«К фильму я относился достаточно равнодушно» (фото Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)

- А вам фильм понравился?
- Сейчас уже кажется, что время не потеряно зря, хотя много лет я думал иначе. В повести были и серьезные мотивы, а в фильме этого совсем нет. Коренев – человек с чувством юмора, и это хорошо. Но меня возмущало, например, что рабочий ходит в американских джинсах, да и квартиры у них в фильмах тоже ничего себе. Фильм в целом получился – это заслуга и режиссера, и замечательных артистов, хотя не все его одинаково полюбили. Збруев не любил эту роль – несерьезная, мол. Как-то мы с ним встретились у театра, и он посетовал, что ему все время поминают Ганжу, письма мешками идут. Я ему сказал, что обаяние сыграть не проще, чем драму, – вот и Крючковой письма тоже валом шли, особенно от солдат. Когда фильм показывают, я его включаю просто так – посмотреть на лица, ведь многих уже с нами нет.

- Сегодня многие сериалы снимаются по книгам. На ваш взгляд, насколько это удается современным режиссерам?
- Ну, книгу берут по той причине, что там уже есть материал – меньше выдумывать надо. В искусстве главное идея, а уж как ее оформить – это вопрос профессионализма и таланта автора. Вот сейчас, например, Игорь Масленников собирается экранизировать всего Александра Островского. У режиссера в экранизации всегда есть где порезвиться, даже если снимается откровенная халтура, он всегда заявляет о своем видении произведения.

- Можно ли говорить о тенденции упрощенной подачи материала для зрителя?
- Режиссер от будущего зрителя более зависим, чем, скажем, писатель от читателя, – ему приходится думать о коммерческом успехе своего продукта. Впрочем, в книгоиздании это тоже появилось, и автор при написании книги думает о необходимом количестве трупов и эротики. Многое зависит и от того, справляется ли актер, – в «Большой перемене» в процессе съемок тоже менялось значение ролей. Когда Крючкова начала сниматься, ее роль была очень небольшой, но когда у них пошел дуэт с Леоновым, им стали дописывать реплики и эпизоды.

- А вам предлагали экранизировать другие ваши произведения?
- С книгой «Продавец приключений» было две попытки в кино и одна в театре. Тогда, в 70-х, многое упиралось в технические проблемы, так как действие в книге происходит в разных уголках вселенной. За это брался режиссер Могитон («Центровой из поднебесья», «Свистать всех наверх») и Майя Рошаль, но никто до конца дело не довел.

Я сейчас написал некоммерческий роман под названием «Женщина на дне вселенной». Сейчас он бродит по издательствам, и после набора комплиментов мне предлагают: у нас есть связи с телевидением, давайте сначала сделаем сериал, а потом выпустим книгу. Было три-четыре предложения, но я каждый раз отказывался – сериал неопубликованную рукопись загубит. Вот, например, Эдуард Володарский сначала пишет сценарий, а потом уже роман, – и это имеет успех, вспомните знаменитый «Штрафбат». Мне кажется, что каждый должен работать в той области, в которой он является профессионалом.

Вообще, у меня сложилось впечатление, что если в рукописи есть такие слова, как «параллелограмм», например, то менеджеры издательства сразу говорят: это для элитарного читателя. Один писатель мне рассказывал, что редактор издательства так ему и сказала: мол, наш читатель вашу книгу не поймет. А когда он спросил, а что такого сложного в моей книге, почему вы так думаете, она ему в ответ: да я сама из них, из читателей. Пришлось рукопись забрать.

«Я вообще жду многого и от литературы, и от кинематографа, и от живописи, поскольку сейчас художники стали раскованней» (фото Дмитрий Копылов/ВЗГЛЯД)

- Получается, что сложный материал не идет ни в литературе, ни на экране?
- Пожалуй, да. Посмотрите, фильмы таких режиссеров, как Феллини, Антониони, Форман, начинаются не раньше часа ночи, а режиссеру нужен прайм-тайм, вот он и работает на формат. Ну, конечно, Александр Сокуров или Алексей Герман вряд ли об этом думают – им важно снять, а не предполагать реакцию зрителя. Собственно, и писатель тоже не должен ориентироваться на читателя. Я говорил на семинарах молодым писателям: «Когда вы садитесь за стол, нужно говорить себе: сейчас я напишу нечто настолько гениальное, что мировая литература этого еще не знала. А после завершения работы вы должны себе сказать: черт возьми, и что за дерьмо я написал?!»

Сейчас мы уже живем в другом времени, а раньше художник – в широком понимании этого слова – творил понимая, что, может быть, при его жизни его творение не будет опубликовано, и писал «в стол».

- Такая «перспектива» добавляла автору ответственности за то, что он делает?
- Конечно. В 60-е была даже такая шутка: встречаются двое в ЦДЛ, и один другого спрашивает: «Чем сейчас занимаешься?» – «Да так, вот сейчас закончил «нужник», пойду писать «нетленку». История с «Мастером и Маргаритой» очень показательна – книга может выйти через 25 лет, и если она стоящая, ее будут читать рано или поздно.

- А что вы скажете о сериале по «Мастеру и Маргарите»?
- Ну, там не все получилось…Субъективно я Маргариту себе иначе представлял. И кот – хоть и не главный персонаж, но без него нельзя обойтись. Я не знаю, как снял этот фильм Юрий Кара, говорят, его скоро покажут. Конечно, как ни снимай, какого артиста ни возьми, автора там все равно нет. Тем более когда от кинопоказа очень много ждут.

Как-то я в составе делегации писателей Краснодара приехал в Москву, и к нам в гостиницу приходил Сергей Бондарчук с супругой Ириной Скобцевой – он сам из Ейска и приходился родственником одному из писателей. Он нам говорил, что ездит по писателям с директором Мосфильма и уговаривает написать сценарий «Войны и мира» – американцы, говорит, уже сняли, а мы нет. И все отказываются. Я тогда еще спросил: «А вы будете снимать?» Бондарчук тогда ответил: «Нет, ну что вы, я уже «Судьбу человека» снял, да и вообще я не кинорежиссер».

Дело было за рюмкой, и я ему посоветовал обратиться к Виктору Некрасову, который как раз приехал из Киева. Я-то думал, что он читал Некрасова, но, видимо, нет, потому что на следующий вечер он мне говорит: «А ведь вы меня подвели». Оказалось, что он съездил к Некрасову, и он ему сказал: «Вот для Сики я бы написал, а для вас – нет».

- Сейчас много говорят о «возрождении отечественного кинематографа» – происходит ли это на самом деле?
- Я в кинотеатры давно не хожу, смотрю кино только по телевизору – сложно нарисовать какую-то общую картину. Много говорили о «Гарпастуме», который снял Алексей Герман-младший – вот его я посмотрел. По фильму можно сказать, что режиссер человек одаренный, снимал в манере отца, но в этой картине меня беспокоила некоторая неряшливость в мелочах – как говорят актеры, как вообще фильм озвучен.

Я вообще жду многого и от литературы, и от кинематографа, и от живописи, поскольку сейчас художники стали раскованней. Ведь в мои времена самой страшной фигурой был не редактор и даже не цензор, а тот, кто сидел внутри тебя и не давал мысли даже появиться. В этом смысле сейчас все намного более раскованны, да и талантами наша земля далеко не бедна. Мы переживаем «эпоху Дикого Запада» и в книгоиздательстве, и в кинематографе. Когда появятся люди денежные, но при этом еще и думающие, то все наладится. Хотя ширпотреб, конечно, будет всегда.

Текст: Константин Филатов

Вам может быть интересно

Названы доходы от замороженных Euroclear российских активов
Темы дня

Оружейный шантаж США ударил Израиль в больное место

Согласно утечкам в американские СМИ, Вашингтон приостановил поставки вооружений Израилю, чего раньше не было, несмотря на все разногласия как с Израилем, так и внутри США. Насколько это критично для ЦАХАЛ в контексте большой и кровавой операции в Рафахе и Хан-Юнисе, которые станут для Израиля «тотальной войной на уничтожение»?

Путин поставил себе цели на новый президентский срок

Владимир Путин в пятый раз вступил в должность президента России. В ходе инаугурации российский лидер дал присягу народу и выступил с речью, где озвучил ключевые приоритеты своей работы. Церемония также включала смотр Кремлевского полка и благодарственный молебен в Благовещенском соборе. Эксперты считают, что инаугурация показала, какие ценности Россия будет отстаивать и продвигать в будущем.

В США назвали причины потери ВСУ больших территорий

Немцы потребовали госрегулирования цен на донер-кебаб

Агроном рассказал о работающих дачных суевериях и приметах

Новости

Французский политик рассказал об униженном Си Цзиньпином Макроне

Президент Франции Эммануэль Макрон оказался в унизительном положении в ходе трехсторонней встречи с председателем КНР Си Цзиньпином и главой Еврокомиссии (ЕК) Урсулой фон дер Ляйен, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Молдавия разрешила поставки российского газа в Приднестровье

Власти Молдавии не будут препятствовать поставкам российского газа в Приднестровье после истечения срока действия транзитного соглашения с Украиной в этом году, сообщил министр энергетики республики Виктор Парликов.

За информацию о русском хакере из LockBit пообещали миллионы долларов

Великобритания, США и Австралия ввели санкции против одного из лидеров хакерской группировки LockBit – 31-летнего россиянина Дмитрия Хорошева. За сведения, которые приведут к его задержанию, обещано 10 млн долларов.

Euroclear: Заморозка активов России приведет к дестабилизации рынков

Глава Euroclear Валери Убрэн предостерегла от конфискации замороженных российских активов, хранящихся на платформе.

Названа дата встреч кандидата на пост премьера с фракциями Госдумы

Думские фракции встретятся с кандидатом на пост премьер-министра России 10 мая.

Тарасова поддержала идею «олимпийского перемирия» на Украине

Заслуженный тренер СССР по фигурному катанию Татьяна Тарасова выступила за «олимпийское перемирие» в украинском конфликте.

В Австрии заявили об отсутствии планов вступать в НАТО

Австрия не планирует становиться членом НАТО, заявил глава МИД страны Александер Шалленберг на фоне сообщений СМИ о планах Вены нарастить сотрудничество с Североатлантическим альянсом.

Первые встречи после инаугурации Путин провел с Рошалем и со своей учительницей

Президент России Владимир Путин встретился с детским хирургом, президентом НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонидом Рошалем и своей школьной учительницей Верой Гуревич, сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Названо число переданных в кремлевский гараж мотоциклов Aurus Merlon

В Гараж особого назначения (ГОН), который обслуживает президента и премьер-министра России, передано 11 электромотоциклов Aurus Merlon.

Эксперты оценили данные о срыве покушения на Зеленского

Заявление СБУ о том, что ФСБ якобы планировала покушение на Владимира Зеленского, выглядит сомнительным. Речь идет скорее о спонтанном шаге украинских офицеров, которые хотят спасти страну, сказал газете ВЗГЛЯД политолог Владимир Скачко. Ранее СБУ разоблачила на Украине «сеть агентов ФСБ», а также задержала двух полковников управления госохраны, которых обвиняют в попытке покушения на Зеленского.

Кадыров призвал освободить Одессу и Харьков после Дня Победы

Россию ждут приятные изменения в политическом плане и в зоне СВО после 9 мая, необходимо освободить Одессу и Харьков, заявил в эфире телеканала «Россия 24» глава Чечни Рамзан Кадыров.

Путин определил национальные цели развития России

Президент России Владимир Путин подписал указ, определяющий национальные цели развития государства на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Нужно ли отгородиться от Центральной Азии

Страны Центральной Азии – это колоссальный резервуар человеческих ресурсов, отгораживаться от которого, изображая из себя прибалтов, было бы недальновидно. С другой стороны, Центральная Азия подвержена внешнему воздействию экстремистов и спецслужб стран Запада.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...

Владимир Можегов: Дугин объяснил саморазрушение Запада

Главный вопрос Такера Карлсона Александру Дугину был сформулирован предельно четко: почему западная цивилизация вдруг ополчилась на саму себя и занялась саморазрушением? Ответ Дугина был столь же предельно четким.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?