Потом был выпущен, потом снова учился, потом писательствовал. В конце 50-х удивил мир романом «Жестяной барабан». Непрерывно издавал романы, пьесы, эссе. Выступал за национальное покаяние, против мало-мальского шовинизма. В 1990-м горячо осуждал идею объединения двух Германий, ибо полагал, что новая мощная страна может стать источником европейской и мировой напряженности. В резкой форме осудил вторжение американцев в Ирак. В 1999 году получил Нобелевскую премию по литературе.
Сдирая луковую кожуру
Получил бы Грасс Нобелевскую премию и ряд других престижных наград, если бы его причастность к СС была известна раньше? |
Что же изменилось в последние дни? Грасс написал мемуарный роман, который в приблизительном переводе на русский называется «Сдирая луковую кожуру». Книга должна была поступить в продажу в сентябре. Однако за месяц до этого Грасс рассказал в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что всю свою сознательную жизнь скрывал от общественности один факт биографии. Оказывается, в самом конце войны он некоторое время служил в элитной танковой дивизии СС.
Это сообщение поистине взбудоражило мир! Войска СС – это элитные подразделения нацистской партии. Именно эсэсовцы принимали самое активное участие в организации концентрационных лагерей. Автоматически возникает тысяча вопросов. Как юный Гюнтер туда попал? По доброй воле, сознательно? Или по принуждению? Есть ли на его совести не просто боевые действия, но «военные преступления»?
Если таких преступлений нет, то почему он столько лет молчал? Получил бы Грасс Нобелевскую премию и ряд других престижных наград, если бы его причастность к СС была известна раньше?
Мир забурлил. Чешский ПЕН-центр объявил, что будет думать, не отобрать ли у Грасса премию Чапека. Нобелевский комитет, напротив, заявил, что ничего отбирать не собирается. Немецкие критики страшно возмутились: «Признания такого рода выглядят как неудачная попытка рекламы своей книги. Даже после признания Грасс остается выдающимся немецким писателем. Однако он утратил право считаться нравственным авторитетом. Нельзя осуждать его за службу в СС. Осуждению подлежит лишь тот факт, что он лгал нам в течение 60 лет».
Или вот такая, совсем уже убийственная претензия: «Я не понимаю, как человек, который десятки лет стоял в позе нравственного превосходства, да еще какого, мог на такое решиться!» Многие требуют, чтобы Грасс перевел денежную составляющую Нобелевки Фонду помощи жертвам эсэсовцев.
Медиа сапиенс
Гюнтер Грасс |
«В то время, – утверждает Грасс, – в названии СС для меня не было ничего отталкивающего. Сам я не сделал ни единого выстрела. Хотел оттуда вырваться. Заразил себя желтухой, но болел лишь пару недель…» Любопытно, что документы, подтверждающие факт службы Грасса в войсках СС, были переданы Германии американской стороной еще в 1964 году, и с тех пор они находились в режиме открытого доступа. Просто никто из журналистов и даже биографов знаменитого художника слова не удосужился к ним обратиться.
«Гюнтер Грасс, мирная профессия «школьник», взят в плен 8 мая 1945 года под Мариенбадом, заряжающий в танковом подразделении эсэсовской дивизии «Фрудсберг», – все черным по белому, без утайки. Всю свою предшествовавшую жизнь Грасс не решался озвучить факт своей причастности к СС. Теперь, в старости, он решился на признание и моментально попал во всеобщую немилость.
Правда, некоторые всемирно известные писатели поднялись на защиту коллеги. Таковы Салман Рушди и Джон Ирвинг. Сам Грасс отражает нападки и подозрения с достоинством: «Пусть те, кто хочет судить, судят. Я скажу лишь, что вся моя зрелая жизнь отмечена чувством стыда».
Как бы то ни было, небывалый успех новой книги уже очевиден. На волне всеобщих ожиданий она поступила в продажу досрочно. Некоторые газетчики издевательски заметили: «Эсэсовец Грасс начал продавать мемуары! Две трети населения страны узнали о книге Грасса лишь из его эсэсовских откровений, теперь многие купят ее вслепую».
Тут же подсчитали, что в самом худшем случае Грасс может рассчитывать на чистую прибыль в 1,7 млн. евро, и это только от немецкого издания, стартовый тираж которого составил 150 тыс. экземпляров. Всего же немецкие издатели готовятся продать 500 тыс. книг в твердом переплете и минимум 1 млн. в мягком!
Можно верить в то, что публичное признание Грасса не подразумевает коммерческого расчета, можно не верить. Важнее другое. Западные обозреватели единодушно сходятся на том, что всего несколько лет назад подобный сюжет невозможно было даже вообразить: «Чтобы признание такого рода сознательно или непредумышленно использовалось для раскрутки тиража? Это что-то новенькое!»
Теперь-то документ, из которого следует, что Гюнтер Грасс был эсэсовцем, исследован вдоль и поперек. В верхней части справки – краткая запись: «СС 10.11.1944». Это дата вступления в СС. Злополучный день, который аукнулся спустя 62 года. Признание Грасса и сопутствовавший ему скандал ознаменовали какую-то новую эпоху, название которой еще не придумано, подлинное содержание которой еще непонятно.