Культура

27 июня 2006, 17:37

Милые грешники

На прошедшем минувшей осенью фестивале «Новая драма» было представлено несколько современных британских пьес, переводы которых осуществлялись в рамках специального переводческого семинара. Цель этого мероприятия была в основном практическая – познакомить российские театры с пьесами и осуществить ряд постановок по ним. Итогом этой работы стал Фестиваль современной британской драматургии, организованный Британским советом совместно с «Новой драмой».

На протяжении 9 дней на площадке Центра имени Мейерхольда показывались спектакли, проходили читки, мастер-классы и встречи с режиссерами и драматургами. В результате как у профессионалов, так и у зрителей сложилось полное представление о том, что такое современная британская пьеса.

По ходу дела стало очевидно: основное, во что утыкаются лбом постановщики новых пьес, – проблема интерпретации. Об этом постоянно говорилось на дискуссиях последней «Новой драмы». Новая пьеса требует нового сценического языка, а его поиск идет довольно медленно. И результатом порой становится изрядное несоответствие текста и зрелища. Поэтому качество спектаклей на нынешнем смотре не всегда отвечало нужным требованиям. Однако для фестиваля – процесса, нацеленного сначала на изучение проблемы, а уже потом на ее решение, – это вполне нормально.

Смеяться над страшным

Марк Равенхилл
Собственно английских опытов на фестивале оказалось три. Самым примечательным стал авторский спектакль Марка Равенхилла «Продукт»; знаменитый драматург не только создал текст, но и блистательно исполнил его. В простую фабулу – продюсер, запускающий «первый фильм года», убеждает пришедшую к нему актрису сыграть главную роль – вместились и политические, и религиозные, и нравственные мотивы. Пропущенные через жесткую иронию и сдобренные вывернутыми наизнанку голливудскими штампами. Равенхилл заставил зал от души смеяться над по-настоящему страшными вещами, соединяя насмешку и подлинную боль. Подтвердив свою репутацию превосходного драматурга, он открылся российской публике и как хороший, убедительный актер.

Ирландский драматург Мартин Макдонах за последние пару сезонов буквально ворвался на российские подмостки и все лучше приживается. Британский фестиваль стал еще одним тому подтверждением. Помнится, в минувшем сезоне показанный в рамках фестиваля «Сезон Станиславского» спектакль Драматического театра имени Стояна Бычварова из Варны по пьесе Макдонаха «Человек-подушка» – страшной и трогательной истории о фантазийном монстре, избавляющем детей от ужасов жизни путем подвода к самоубийству, – основательно встряхнул столицу. Макдонаха стали активно переводить и с удовольствием ставить. Странные, чудаковатые герои его пьес, способные как на самые жестокие, так и на необычайно нежные проявления, превосходно выписаны, а потому просятся на сцену. Правда, пока Макдонаха осваивают исключительно в провинции. Скажем, пермский театр «У моста» поставил его знаменитую линнэнскую трилогию – «Красавицу из Линнэна», «Череп из Коннемары» и «Сиротливый Запад» (два первых названия коллектив привозил в столицу). Хотя со следующего сезона ситуация изменится: за Макдонаха ухватились многие яркие режиссеры – от Генриетты Яновской до Кирилла Серебренникова. А первой премьерой нового сезона станет та же «Красавица из Линнэна» – ее ставит в Вахтанговском театре Михаил Бычков. Спектакль Бычкова по другой пьесе Макдонаха – «Калека с острова Инишмаан», – сделанный им в своем Камерном театре в Воронеже, стал одним из самых заметных событий нынешнего фестиваля.

Никогда не увлекающийся бытом, Бычков не изменил себе и здесь. Не стал для режиссера важным и национальный колорит. Он придумал мрачную историю о богом забытой глуши, где люди почти потеряли человеческий облик. Две тетушки главного героя (Татьяна Чернявская и Татьяна Сезоненко), одетые в черное, – не то ведьмы, не то монахини, – ежедневно выполняют ритуалы, смысл которых ясен только им. Калека Билли (Борис Алексеев) – юноша с вывернутой душой, озлобленный и умный, напоминает самых ярких героев новой драмы всего мира. Любые человеческие проявления здесь редки – и из-за этого оцениваются на вес золота. Кажется, эти герои живут в постоянном полумраке и давно забыли, как выглядит солнце. Однако у каждого в душе есть свое маленькое солнышко. Бычков сочетает несочетаемые черты в образах персонажей, завораживая и увлекая в их загадочный мир.

Еще одного «Калеку…» показал на фестивале омский «Пятый театр». И зрелище это оказалось куда менее радостным. Англичанин Стивен Рентмор сделал из обаятельной и сердитой истории о людях из ирландской глубинки, мечтающих о высоком и недостижимом, добротный, но скучный спектакль. Неторопливый, перегруженный бытовыми подробностями, омский «Калека» не раздражал, но и не радовал. Впрочем, с этим сочинением примиряли некоторые актерские работы.

Сыновья ошибок трудных

Марина Карр
Новосибирский театр «Красный факел» привез свою версию одной из лучших представленных на фестивале пьес – «Порцию Кохлан» Марины Карр. Жесткая психологическая драма о кризисе среднего возраста и поиске смысла жизни, в которую ювелирно вплетены мистические и эротические мотивы, требует предельной актерско-режиссерской концентрации. Таковой не последовало: герои приобрели грубовато-провинциальный облик, а все конфликты свелись к банальной бытовухе. Зато в этом спектакле оказалась великолепная сценография: художник Олег Головко поместил на сцене гигантскую раковину-жемчужницу, служащую и помостом, и экраном; кажущееся незыблемым, но насквозь непрочное пространство, уходящее из-под ног и расплывающееся красками, точнейшим образом символизировало шаткое душевное состояние заглавной героини.

К неудачам фестиваля можно причислить и спектакль «Собачье счастье» театра «Парафраз» из Глазова. Умная, страшная пьеса Лео Батлера о праздновании Рождества в семье, давно разорванной по всем швам, впрямую перекликается со знаменитыми сочинениями Эдварда Олби. А у режиссера Дамира Салимзянова она превратилась в дешевый бессмысленный карнавал. Засыпанное блестящими предметами пространство, диковатый клоунский грим у актеров, раздражающее педалирование каждого слова… До смысла текста можно было добраться с трудом, а до смысла происходящего на сцене не суждено добраться вовсе. «Собачье счастье» – красноречивый пример того, как вокруг пьесы можно придумать все что угодно, но постановщику со столь буйной фантазией стоит вовсе обойтись без текста.

После этого фестиваля очень хочется думать. Осмыслять процесс развития новой драмы как литературного и сценического процесса. Сравнивать мышление британских и русских авторов. И признавать за первыми ряд очевидных достоинств, в том числе умение экстравагантно и умно выстраивать сюжетную динамику и придумывать отличные роли. Возможно, фестиваль позволит многим театрам, в первую очередь столичным, находящимся в поиске хороших пьес, пополнить свой репертуар. Ибо показанные тексты стоят внимания и воплощения.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Первую в мире космическую систему для наблюдения за Арктикой создали в России
Темы дня

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Почему армяне готовы отдать свою землю Азербайджану

В Армении бушуют протесты против процесса делимитации границ и передачи Азербайджану нескольких сел в регионе Тавуш. Однако есть основания полагать, что вскоре они утихнут, а армянское общество смирится с пораженческой логикой Пашиняна. В чем именно состоит эта логика и почему армяне больше не хотят с оружием в руках бороться ни за свою историю, ни за свою родную землю?

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Россия уничтожает переданное Киеву вооружение НАТО еще до попадания на фронт

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Импортозамещенный Superjet-100 начали готовить к летным испытаниям

Опытный образец импортозамещенного ближнемагистрального самолета Superjet-100 завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл в подмосковный Жуковский.

Россиян и белорусов пытаются вербовать на границе с Латвией и Литвой

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы на пограничных пунктах пропуска пытаются завербовать граждан России и Беларуси. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов.

Путин наградил певца Стаса Михайлова орденом

Певец Стас Михайлов награжден орденом «За заслуги в культуре и искусстве», соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин.

Bloomberg: Россия ударами по тылу Украины мешает поставкам оружия из США

Россия наносит удары по военным объектам и логистическим маршрутам на Украине, чтобы затруднить доставку американского оружия украинским войскам, пишет Bloomberg.

Ужесточение мобилизации на Украине призвано помочь Байдену на выборах

Белый дом перед выборами решил сделать ставку на успехи во внешней политике, поэтому он сильно нуждается в успехах Украины. Вашингтон решил, что слабым звеном является личный состав ВСУ, отсюда и требование усилить мобилизацию, сказал газете ВЗГЛЯД американист Владимир Васильев. Ранее газета The New York Times узнала о давлении США на Украину для ужесточения мобилизации.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Уважение к традиционым ценностям станет условием для въезда иностранцев в РФ

В Государственную думу внесен на рассмотрение законопроект, нацеленный на повышение эффективности федерального госконтроля в миграционной сфере.

В Ровно снесли монумент в честь победы в Великой Отечественной войне

В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам, который был установлен на холме Славы.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там острее.

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?