Эти последние строки заметно меняли весь смысл стихотворения:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Обмен колкостями
Дом Лавалей в котором произошла ссора Лермонтова с де Барантом |
Стихи моментально разошлись по рукам. Николай Первый получил по почте копию с надписью: «Воззвание к революции». 21 февраля Лермонтов был арестован и помещен в одной из комнат верхнего этажа Главного штаба. 25 февраля последовало высочайшее повеление: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Поэт отбыл на Кавказ. Стараниями и хлопотами бабушки – Е. А. Арсеньевой – Лермонтова переводят в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, а затем в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Поэт снова погружается в светскую жизнь столицы. Как будто угроза жизни с отъездом с театра военных действий миновала, но это было затишье перед бурей.
16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль Лермонтов оказывал внимание молодой вдове княгине Шербатовой. Красавица привлекла внимание и сына французского посла де Баранта. Последовал обмен колкостями. Де Барант заявил, что если б находился в своем отечестве, то знал бы, как кончить дело. Лермонтов ответил, что в России следуют правилам чести так же строго, как и везде, и что россияне меньше других позволяют себя оскорблять безнаказанно. Последовал вызов на дуэль. Невольно вспоминается сцена дуэли из «Евгения Онегина» и, конечно, «Лепажа стволы роковые»:
Спешит Онегин одеваться,
Слуге велит приготовляться
С ним вместе ехать и с собой
Взять также ящик боевой.
Готовы санки беговые.
Он сел, на мельницу летит.
Примчались. Он слуге велит
Лепажа стволы роковые
Нести за ним, а лошадям
Отъехать в поле к двум дубкам».
Роковые пистолеты
Пистолеты Лепажа |
Так как господин Барант почитал себя обиженным, то я предоставил ему выбор оружия. Он избрал шпаги, но с нами были также и пистолеты. Едва успели мы скрестить шпаги, как у моей конец переломился, а он мне слегка оцарапал грудь. Тогда взяли мы пистолеты. Мы должны были стрелять вместе, но я немного опоздал. Он дал промах, а я выстрелил уже в сторону. После сего он подал мне руку, и мы разошлись».
Несмотря на то, что француз не пострадал, Лермонтова предают военному суду. Он содержится на Арсенальной гауптвахте. 13 апреля Николай Первый повелевает «поручика Лермонтова перевесть в Тенгинский пехотный полк тем же чином». Лермонтову предстоит новая поездка на Кавказ. Там он участвует в экспедиции в Чечню и выказывает немалое мужество во время битвы на реке Валерик, при переходе через Гойтинский лес и в других случаях, где всюду действовал «как личною храбростию, так и знанием военного дела».
Из списка представленных к награждению золотой саблей «За храбрость» его фамилию вычеркивает Николай Первый, но отпуск Лермонтов получает. Е. П. Ростопчина утверждала: «Три месяца, проведенные Лермонтовым в столице, были самые счастливые и самые блестящие в его жизни». Попытка выйти в отставку поэту не удается. Говорят, что перед возвращением на Кавказ Лермонтов побывал у гадалки Кирхгоф, некогда напророчившей Пушкину смерть от «белого человека». На просьбу поэта сообщить, когда он вернется в столицу и получит ли отставку, гадалка ответила, что в Петербург он не вернется, а отставку вскоре получит такую, после которой ничего уже просить не будет...
Прибыв в Пятигорск, Лермонтов посылает командиру Тенгинского полка рапорт о том, что заболел по дороге лихорадкой и остается в Пятигорске для лечения. «Лечится» он с друзьями, посещая балы и вечера. На вечере в доме генеральши Верзилиной Лермонтов пригласил дочь хозяйки Эмилию на тур вальса. Поначалу она отказала, но Лермонтов настоял на своем, уверяя, что этот вальс будет последним в его жизни – слова оказались пророческими. На этом же вечере был и Мартынов, который ухаживал за младшей сестрой Эмилии.
Ссора между старыми приятелями возникла из-за пустяка. Вышедший в отставку Мартынов продолжал носить черкеску с несоразмерно большим кинжалом. Лермонтов в разговоре с Эмилией назвал его «горец длинный кинжал» и последнее слово прозвучало неожиданно громко. «Я же просил вас оставить свои шутки при дамах», – обиделся Мартынов и вышел. А на следующий день прислал к Лермонтову секундантов. Дуэль состоялась 15 июля на склоне горы Машук. По команде «сходитесь» Мартынов подошел к барьеру; Лермонтов же не тронулся с места. Оба не стреляли. «Скоро ли это кончится?» – заметил один из секундантов. И Мартынов спустил курок. Лермонтов был убит на месте.
На похоронах присутствовали представители всех полков, в которых служил Лермонтов: Нижегородского драгунского, Тенгинского пехотного, лейб-гусарского, Гродненского гусарского. Декабрист Лорер вспоминал: «На плечах наших вынесли мы гроб из дому и донесли до уединенной могилы кладбища на покатости Машука, и похороны совершены были со всеми обрядами христианина и воина».
Однако в метрической книге Пятигорской Скорбященской церкви осталась запись: «Убит на дуэли пятнадцатого июля, а семнадцатого погребен, в погребении пето не было» (дуэль церковью приравнивалась к самоубийству, отпевание не полагалось). Могила Лермонтова существует в Пятигорске и сейчас, однако прах поэта, по воле бабушки, в 1842 году был перевезен в их родовое имение Тарханы.
«Роковые пистолеты» хранятся в музее почты провинциального французского городка Лимрэ. Музей был создан по инициативе одного из почтовых служащих, а когда он узнал, что на аукционе продаются пистолеты, имеющие непосредственное отношение к гибели человека, написавшего повесть «Станционный смотритель», выкупил их.