Культура

12 февраля 2006, 13:11

Триумф Гриши Брускина

Выставка шпалер, то есть «стенных безворсовых ковров с сюжетной или орнаментной композицией, вытканных вручную перекрестным переплетением нитей», в нашей музейной практике дело достаточно редкое. Даже если в музее есть такая роскошная коллекция шпалер, как в Пушкинском музее на Волхонке. Формироваться она начала в 1924 году, когда туда свозили реквизированные Советами ценности из помещичьих усадеб.

Попадались истинные шедевры, как, например, «Триумф Надежды» первой половины XVI века, сотканная мастерами брабантского Брюсселя. Когда-то ее уже из самого ГМИИ едва не «реквизировала» Оружейная палата Кремля. Пришлось спрятать в реставрационном центре. Зато сейчас она красуется на самом почетном месте в Белом зале музея. Выставлять шпалеры в постоянной экспозиции музея невозможно из-за огромных их размеров, а также из-за нужды в постоянной реставрации.

«Алефбет» шагает по стране

На выставке в ГМИИ Гриша Брускин выставил огромную (11 метров в длину на 3 метра в высоту) шпалеру «Алефбет»

Выставка так и осталась бы ретроспективной – от Брабанта до небольших работ Жана Люрса и Фернана Леже, если бы директору музея Ирине Антоновой не пришло в голову пригласить к участию в ней одного из ярких представителей современного концептуализма – Гришу Брускина, ныне проживающего в Нью-Йорке, но волею судеб часто сотрудничающего с ГМИИ (ныне это уже третья его выставка там).

Если кто не помнит, Гриша Брускин проснулся знаменитым после того, как летом 1988 года на первом московском аукционе Sotheby's его картины из серии «Фундаментальный лексикон» ушли по несусветной не только для того, но и для нашего времени цене. Тогда же он уехал в Америку.

На выставке в ГМИИ Гриша Брускин выставил огромную (11 метров в длину на 3 метра в высоту) шпалеру «Алефбет», которая привлекает внимание зрителей больше старых европейских раритетов, представляющих ядро аристократической «культуры великолепия».

Как же определить тогда работу Брускина? Ее смысл сам художник определяет как личную транскрипцию мифологии иудаизма и Книги как ее центра. Книги, созданной до творения. В ней скрыты все смыслы, судьбы, шифры и тайны, включая имя написавшего ее Автора. Согласно Каббале, «мир был соткан». Кому, как не выпускнику художественного факультета текстильного института Грише Брускину, знать это лучше остальных.

Работа над гигантской шпалерой, состоящей из пяти «страниц» (по величине ткацкого станка), продолжалась два с половиной года. Полгода Брускин делал сложнейший эскиз работы, в которой 160 различных фигур, имеющих свой символический смысл, множество значков, букв, почеркушек между ними. А потом два года шпалеру ткали вручную в частной московской мастерской, достигнув плотности нитей и качества, сравнимых со средневековыми.

Работа настолько сложна и насыщена и визуально, и тайными смыслами, что к выставке выпущен не только большой альбом, представляющий произведение целиком и в деталях, но и специальный «мифологический словарь-комментарий», где толкуется каждая из фигур.

Вот, например, что можно прочитать по поводу 93-й фигуры – падающего красного ангела. «Числовое значение имени Сатаны равно 364. Число дней в году равно 365. Из чего, согласно Каббале, делается вывод, что существует один день в году, когда Сатана не властен в этом мире».

Если вам повезет, то это будет тот день, когда вы посетите выставку в ГМИИ.

Архипелаг Good Luck

Хармс работы Ватагина с выставки «Обитаемые острова»
Третьяковская галерея на Крымском Валу отметила грядущее 150-летие детища купца Третьякова выставкой пятнадцати современных художников «Обитаемые острова».

Живописцы и скульпторы Иван Лубенников, Екатерина Корнилова, Михаил Дронов, Дмитрий Крымов, Лев Табенкин, Виктор Русанов и другие объединены 1950-ми годами рождения. А также приятельством и общей биографией по молодежной секции МОСХа, домами творчества в Сенеже и Горячем Ключе, выставками, сосредоточенностью на мастерстве, молчаливым противостоянием советскому официозу.

Получилось, что их поколение так и осталось потерянным – между отцами Союза художников и детьми инсталляций и хеппенингов. Какое-то время казалось, что их нет, что их искусство, будь оно фигуративным, экспрессивным или абстрактным, так и останется востребованным разве что музеями будущего, а не актуальной современностью.

Все они, одиноко противостоящие «совку», оказались беззащитными перед натиском молодых и неумелых по классическим нормам концептуалистов и «актуальщиков».

Выставка «Обитаемые острова» задумывалась в этой ситуации едва ли не как реванш. Нашли хороших спонсоров из DaimlerChrysler, на открытие приехал германский посол, играл оркестр, которым дирижировал Сергей Стадлер, художникам обещали купить их картины с выставки за хорошие деньги. Сейчас русское искусство опять в цене, как в первые годы перестройки. Только покупают не западные музеи и коллекционеры за гроши и вагонами, а наши новые богачи – точечно и задорого. При этом разбирают художников всех направлений и периодов, как горячие пирожки. Дошли руки и до потерянного поколения.

Не им, профессиональным, хорошим мастерам, теряться на рынке искусств. Но какого-то судьбоносного акта «возвращенной справедливости» не вышло. Выставка как выставка. Прежде такие – в Манеже, в залах МОСХа – проходили десятками. Хорошо, что они опять есть. А пафос можно будет отжать, как воду. Чай не концептуалисты, которые криком о себе должны обозначать пустое свое место.

В клетке газетки

Портреты советских вождей

В галерее «Ковчег» на улице Немчинова до конца марта проходит выставка «Желтые страницы», посвященная теме газет в изобразительном искусстве ХХ – начала XXI века. Она продолжает здешние тематические экспозиции, которые были посвящены еде и курению, отдыху на воде и собраниям, разнообразно отраженным в живописи, рисунках и сопутствующих им формах искусства.

Именно такие выставки могут объединить художников самых разных направлений – реалистов и концептуалистов, бумажных скульпторов с затейливыми придумщиками. И тогда выясняется, что хорошее искусство едино. Тут делить нечего.

Ну что можно сотворить на тему газет? Нарисовать читающих их людей, что и делают Вл. Лебедев в середине 20-х, Амшей Нюренберг в середине 50-х, Владимир Фаворский, Николай Чернышев, Ростислав Барто. Можно включить газету в полуабстрактную композицию, как Оскар Рабин. Можно нарезать из газетных фрагментов коллаж, как Александр Ливанов в 60-е и Эдуард Гороховский в конце 90-х.

Можно сделать из газетной бумаги объемные портреты вождей – Сталина, Буденного, Жданова, Молотова и Берии, как Даниэль и Максим Митлянские. Можно рисовать по газетному листу, достигая этим еще одного смысла, как Павел Шевелев в серии «По ту сторону «Эха Москвы» с размашистыми портретами Панюшкина, Петровской, Проханова на газетных полосах.

Но то же самое делали Илларион Голицын и Сергей Городецкий, Юрий Аввакумов и Нина Симонович-Ефимова, последняя сразу после революции. Она же с мужем вырезала из газет фигурки кукол для театра теней. А их правнук Иван Голицын сделал уже вариацию на их театр теней, прорезав в газете, где были материалы о художнике Иване Ефимове, портрет прадеда, отражающийся на стене.

Рисунки еще можно просто печатать в газете, что и было с представленными на выставке знаменитыми работами Гарифа Басырова (1944–2004), известными по перестроечным «Московским новостям». Можно изобразить на пачке газет «Плачущий глаз», как придумал классик концептуализма Дмитрий Александрович Пригов. Все, что делают с газетами художники, даже перечислить невозможно – посетителей выставки ждет много сюрпризов.

Но самое неожиданное – газеты можно читать. Старые газеты – это, оказывается, произведение то ли соц-арта, то ли черт-арта. «Полярная звезда», выходившая в ГУЛАГе, в разделе «Наши передовики» печатает статью о старшем надзирателе Д. Шевчуке. Тамошний «Производственный бюллетень» поздравляет «С наступающим Новым годом тружеников заполярной кочегарки». Расстрельный список классовых врагов и шпионов – в сентябре 1919 года.

«Советский художник» скорбит об умершем Сталине. Граждане требуют расстрела троцкистской мрази. Постановление ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград». «Комсомолка» 22 августа 1991 года выясняет, чего там заявили в дни ГКЧП руководители ЦК ВЛКСМ.

И газета «Беднота», сообщая про средство от поноса у телят, украшает фуршетный стол с квасом, водкой, колбасой с черным хлебом и солеными огурчиками, за которым художники обсуждают животрепещущую тему – где найти в Москве датские продукты, чтобы скупить их в знак протеста против мусульманской блокады. Нет, из газет выхода нет.

Текст: Игорь Шевелев

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?