Культура

12 февраля 2006, 13:11

Триумф Гриши Брускина

Выставка шпалер, то есть «стенных безворсовых ковров с сюжетной или орнаментной композицией, вытканных вручную перекрестным переплетением нитей», в нашей музейной практике дело достаточно редкое. Даже если в музее есть такая роскошная коллекция шпалер, как в Пушкинском музее на Волхонке. Формироваться она начала в 1924 году, когда туда свозили реквизированные Советами ценности из помещичьих усадеб.

Попадались истинные шедевры, как, например, «Триумф Надежды» первой половины XVI века, сотканная мастерами брабантского Брюсселя. Когда-то ее уже из самого ГМИИ едва не «реквизировала» Оружейная палата Кремля. Пришлось спрятать в реставрационном центре. Зато сейчас она красуется на самом почетном месте в Белом зале музея. Выставлять шпалеры в постоянной экспозиции музея невозможно из-за огромных их размеров, а также из-за нужды в постоянной реставрации.

«Алефбет» шагает по стране

На выставке в ГМИИ Гриша Брускин выставил огромную (11 метров в длину на 3 метра в высоту) шпалеру «Алефбет»

Выставка так и осталась бы ретроспективной – от Брабанта до небольших работ Жана Люрса и Фернана Леже, если бы директору музея Ирине Антоновой не пришло в голову пригласить к участию в ней одного из ярких представителей современного концептуализма – Гришу Брускина, ныне проживающего в Нью-Йорке, но волею судеб часто сотрудничающего с ГМИИ (ныне это уже третья его выставка там).

Если кто не помнит, Гриша Брускин проснулся знаменитым после того, как летом 1988 года на первом московском аукционе Sotheby's его картины из серии «Фундаментальный лексикон» ушли по несусветной не только для того, но и для нашего времени цене. Тогда же он уехал в Америку.

На выставке в ГМИИ Гриша Брускин выставил огромную (11 метров в длину на 3 метра в высоту) шпалеру «Алефбет», которая привлекает внимание зрителей больше старых европейских раритетов, представляющих ядро аристократической «культуры великолепия».

Как же определить тогда работу Брускина? Ее смысл сам художник определяет как личную транскрипцию мифологии иудаизма и Книги как ее центра. Книги, созданной до творения. В ней скрыты все смыслы, судьбы, шифры и тайны, включая имя написавшего ее Автора. Согласно Каббале, «мир был соткан». Кому, как не выпускнику художественного факультета текстильного института Грише Брускину, знать это лучше остальных.

Работа над гигантской шпалерой, состоящей из пяти «страниц» (по величине ткацкого станка), продолжалась два с половиной года. Полгода Брускин делал сложнейший эскиз работы, в которой 160 различных фигур, имеющих свой символический смысл, множество значков, букв, почеркушек между ними. А потом два года шпалеру ткали вручную в частной московской мастерской, достигнув плотности нитей и качества, сравнимых со средневековыми.

Работа настолько сложна и насыщена и визуально, и тайными смыслами, что к выставке выпущен не только большой альбом, представляющий произведение целиком и в деталях, но и специальный «мифологический словарь-комментарий», где толкуется каждая из фигур.

Вот, например, что можно прочитать по поводу 93-й фигуры – падающего красного ангела. «Числовое значение имени Сатаны равно 364. Число дней в году равно 365. Из чего, согласно Каббале, делается вывод, что существует один день в году, когда Сатана не властен в этом мире».

Если вам повезет, то это будет тот день, когда вы посетите выставку в ГМИИ.

Архипелаг Good Luck

Хармс работы Ватагина с выставки «Обитаемые острова»
Третьяковская галерея на Крымском Валу отметила грядущее 150-летие детища купца Третьякова выставкой пятнадцати современных художников «Обитаемые острова».

Живописцы и скульпторы Иван Лубенников, Екатерина Корнилова, Михаил Дронов, Дмитрий Крымов, Лев Табенкин, Виктор Русанов и другие объединены 1950-ми годами рождения. А также приятельством и общей биографией по молодежной секции МОСХа, домами творчества в Сенеже и Горячем Ключе, выставками, сосредоточенностью на мастерстве, молчаливым противостоянием советскому официозу.

Получилось, что их поколение так и осталось потерянным – между отцами Союза художников и детьми инсталляций и хеппенингов. Какое-то время казалось, что их нет, что их искусство, будь оно фигуративным, экспрессивным или абстрактным, так и останется востребованным разве что музеями будущего, а не актуальной современностью.

Все они, одиноко противостоящие «совку», оказались беззащитными перед натиском молодых и неумелых по классическим нормам концептуалистов и «актуальщиков».

Выставка «Обитаемые острова» задумывалась в этой ситуации едва ли не как реванш. Нашли хороших спонсоров из DaimlerChrysler, на открытие приехал германский посол, играл оркестр, которым дирижировал Сергей Стадлер, художникам обещали купить их картины с выставки за хорошие деньги. Сейчас русское искусство опять в цене, как в первые годы перестройки. Только покупают не западные музеи и коллекционеры за гроши и вагонами, а наши новые богачи – точечно и задорого. При этом разбирают художников всех направлений и периодов, как горячие пирожки. Дошли руки и до потерянного поколения.

Не им, профессиональным, хорошим мастерам, теряться на рынке искусств. Но какого-то судьбоносного акта «возвращенной справедливости» не вышло. Выставка как выставка. Прежде такие – в Манеже, в залах МОСХа – проходили десятками. Хорошо, что они опять есть. А пафос можно будет отжать, как воду. Чай не концептуалисты, которые криком о себе должны обозначать пустое свое место.

В клетке газетки

Портреты советских вождей

В галерее «Ковчег» на улице Немчинова до конца марта проходит выставка «Желтые страницы», посвященная теме газет в изобразительном искусстве ХХ – начала XXI века. Она продолжает здешние тематические экспозиции, которые были посвящены еде и курению, отдыху на воде и собраниям, разнообразно отраженным в живописи, рисунках и сопутствующих им формах искусства.

Именно такие выставки могут объединить художников самых разных направлений – реалистов и концептуалистов, бумажных скульпторов с затейливыми придумщиками. И тогда выясняется, что хорошее искусство едино. Тут делить нечего.

Ну что можно сотворить на тему газет? Нарисовать читающих их людей, что и делают Вл. Лебедев в середине 20-х, Амшей Нюренберг в середине 50-х, Владимир Фаворский, Николай Чернышев, Ростислав Барто. Можно включить газету в полуабстрактную композицию, как Оскар Рабин. Можно нарезать из газетных фрагментов коллаж, как Александр Ливанов в 60-е и Эдуард Гороховский в конце 90-х.

Можно сделать из газетной бумаги объемные портреты вождей – Сталина, Буденного, Жданова, Молотова и Берии, как Даниэль и Максим Митлянские. Можно рисовать по газетному листу, достигая этим еще одного смысла, как Павел Шевелев в серии «По ту сторону «Эха Москвы» с размашистыми портретами Панюшкина, Петровской, Проханова на газетных полосах.

Но то же самое делали Илларион Голицын и Сергей Городецкий, Юрий Аввакумов и Нина Симонович-Ефимова, последняя сразу после революции. Она же с мужем вырезала из газет фигурки кукол для театра теней. А их правнук Иван Голицын сделал уже вариацию на их театр теней, прорезав в газете, где были материалы о художнике Иване Ефимове, портрет прадеда, отражающийся на стене.

Рисунки еще можно просто печатать в газете, что и было с представленными на выставке знаменитыми работами Гарифа Басырова (1944–2004), известными по перестроечным «Московским новостям». Можно изобразить на пачке газет «Плачущий глаз», как придумал классик концептуализма Дмитрий Александрович Пригов. Все, что делают с газетами художники, даже перечислить невозможно – посетителей выставки ждет много сюрпризов.

Но самое неожиданное – газеты можно читать. Старые газеты – это, оказывается, произведение то ли соц-арта, то ли черт-арта. «Полярная звезда», выходившая в ГУЛАГе, в разделе «Наши передовики» печатает статью о старшем надзирателе Д. Шевчуке. Тамошний «Производственный бюллетень» поздравляет «С наступающим Новым годом тружеников заполярной кочегарки». Расстрельный список классовых врагов и шпионов – в сентябре 1919 года.

«Советский художник» скорбит об умершем Сталине. Граждане требуют расстрела троцкистской мрази. Постановление ЦК КПСС о журналах «Звезда» и «Ленинград». «Комсомолка» 22 августа 1991 года выясняет, чего там заявили в дни ГКЧП руководители ЦК ВЛКСМ.

И газета «Беднота», сообщая про средство от поноса у телят, украшает фуршетный стол с квасом, водкой, колбасой с черным хлебом и солеными огурчиками, за которым художники обсуждают животрепещущую тему – где найти в Москве датские продукты, чтобы скупить их в знак протеста против мусульманской блокады. Нет, из газет выхода нет.

Текст: Игорь Шевелев

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?