Культура

17 октября 2006, 20:12

Париж, который мы потеряли

Фото: galeria.origo.hu

Так уж получилось, что тот Париж, которым мы восхищаемся, – многоголовую гидру искусства и модернизма, – создали иностранцы: в литературе Хемингуэй, Миллер и Аполлинер, в живописи – Пикассо и Модильяни, в фотографии – Кертеш и Брассай. И если Миллер, скажем, Париж описал, то Брассай его живописал: венгерский художник по иронии судьбы стал французским фотографом, первым запечатлевшим на пленке смурную парижскую душу.

Самые известные фотографии Брассая были сделаны в том историко-культурном пространстве (начало 30-х), когда мир копался в «волшебном блокноте» Фрейда. Когда пытался узнать свое лицо в портретах Пикассо, когда кинематограф окончательно перешел от развлекательных tableaux vivants к более серьезным материям. Звуку, метрополису Фрица Ланга и мифопоэтике Жана Кокто.

Фотограф по Фрейду

У Брассая, фотографирующего дно Парижа, образы предельно четки. Впрочем, не обошлось и без иронии разгулявшегося времени

Вытеснение, по словам Фрейда, не отталкивает, не бежит и не исключает какой-либо внешней силы. Оно содержит внутреннее представление, очерчивая внутри самого себя пространство подавления.

Парижская бурная жизнь 30-х, с ее проститутками и гомосексуалистами, покадровой сексуальной раскрепощенностью, вычерчиваемая в нашем подсознании фотографиями Брассая.

И предстает перед нами с той отчетливой внутренней насыщенностью невиданного, тем движением, кое в любом другом случае бежит от фотообъектива.

Фрейдовское «удерживать все, сохраняя способность воспринимать»… Кажется, весь ХХ век попался на эту удочку, занятый исключительно попыткой собрать калейдоскоп собственных воспоминаний.

«Как ты знаешь, я работаю над гипотезой о том, что наш психический механизм составился в результате напластования различных слоев; иначе говоря, материал, фактически присутствующий в форме следов-воспоминаний, время от времени подвергается переустроению согласно новым отношениям, переписыванию. Таким образом, существенно новое в моей теории – это положение, что память присутствует не раз и навсегда, но повторяется, что она излагается в различного рода знаках...»

Что-то в этом роде происходит и с фотографиями Брассая. Тот Париж, который в них запечатлен, – романтичный, беззаботный, беззащитный, – давно уже не существует, стертый последующими сознательными социально-политическими наслоениями – forum les Halles давно оккупирован арабами. Монахини в белых чепцах и проститутки в белых подвязках готовятся натянуть хиджаб. Толпы туристов ночью серы на Монмартре.

Но память ищет знакомые знаковые архетипы: торчащую фаллосову Эйфелеву башню, круглые столики уличных кафе под газовыми фонарями – неприхотливая и полная эротических аллюзий эстетика ар-нуар.

Изменился мир, изменилось восприятие мира и двух его основных движущих сил, верней, по Киньяру, двуликого Януса, незатронутого десакрализацией модернизма, – секса и страха.

Мир ар-нуар психологичен и емок в каждой детали, от навязчивого мотива в ланговском «М» до ночных кошмаров сюрреалистов и стекающих часов Дали. Монстры же современных фантазий, от правительства до Голливуда, одержимы смутным и бессмысленным желанием.

У Брассая, фотографирующего дно Парижа, образы предельно четки. Впрочем, не обошлось и без иронии разгулявшегося времени. На одной из его работ, «Лесбийская пара в Le Monocle, Париж», позировала Виолетт Морис. Позже она будет сотрудничать с гестапо и пытать женщин-заключенных, видимо, тех, с кем когда-то «не получилось», и бесславно канет в Лету от рук кого-то из сопротивленцев в 1944 году.

Недаром Брассай выбирает фоном своих работ ночь. Темнота значит для него то же, что солнечный свет – для Моне.

Со своей камерой Voigtlander 6і9 см с объективом Heliar, снимавшей на стеклянные пластины (впоследствии он приспособит эту камеру под пленку), огромным неуклюжим штативом, сам фотограф, похожий на полубога, по старинке пользующийся магниевым порошком и заставляющий своих жертв позировать часами (Пикассо назвал его террористом, а Генри Миллер – глазом Парижа), пишет летопись жизни, которая вскоре канет в небытие вместе со своими героями, оставшимися на фотополотнах Брассая.

Вон нервно курят Жене и Миллер, терзают камеру напряженным взглядом Пикассо и Дали.

Бездушный Дракула

Североамериканские индейцы верят, что фотография забирает душу, – не то же ли произошло и с Брассаем?

Североамериканские индейцы верят, что фотография забирает душу, – не то же ли произошло и с Брассаем? Фотография забрала у него и душу и имя, словно сказочный черт в немецких романтических сказках.

Своим родителям он написал: «Мог ли я придумать себе лучшее занятие, нежели ничего не делать?.. Здесь и правда столько вещей, требующих внимания, – в особенности такого человека, как я: интересующегося каждой частицей этого живого монстра; его внутри, его снаружи; тем, как он дышит, живет, двигается».

Урожденный Дьюла Халаш, трансильванец и очаровашка, как пресловутый Дракула, с мадьярской яростной кровью и страстью к кочевью, полный тем горьким знанием центральноевропейца начала века, о котором Конвицкий сказал: «Мы любили свой край, но не знали, будет ли он существовать завтра», Брассай прибыл в Париж в 1924 году, вооруженный разве что безалаберностью юности и умением бегать от официантов, не заплатив по счету.

Границы европейских государств в те дни перекраивались швеей-историей посезонно, но король все равно оставался гол: потому толпы выходцев с европейских окраин, поляков, мадьяров, русских хлынули в большую Европу в поисках счастья, признания и титула.

Так сражавшийся против Франции в Первую мировую журналист и начинающий художник и попал на землю своего недавнего противника – чтобы остаться на ней и прославить ее.

Сам он говорил о себе с улыбкой: мол, помните Айседору Дункан? Известная балерина ненавидела сопровождавшего ее выступления музыканта, да так, что отгораживалась от него ширмой во время репетиций. Но однажды коляска дернулась, и Айседора упала в объятия презренного – так и случился дцатый по счету роман.

Так и у меня – единожды от нечего делать занявшись презренным искусством, я посвятил ему всего себя без остатка. Даже имя взял другое: Халаш – были подписаны забытые ныне рисунки. А душа его растворилась в городе, сделав одушевленным каждый уголок бесчисленных парижских кафе.

В этой мифопоэтике нет ничего удивительного – бок о бок с Брассаем по Парижу шлялись Раймон Кено и Робер Десно, Анри Мишо и Жак Превер, Леон-Поль Фарг и Генри Миллер, то есть та поэтическая богема, что творила новый язык и новое высказывание.

На долю Брассая выпало творить новый облик. Для него, иностранца и провинциала, все было внове и прекрасно, как никогда не будет даже у самого талантливого коренного парижанина; ведь лицом к лицу лица не увидать. Он не только сумел разглядеть, но заставил и нас через столетие увидеть.

Тело фото

После смерти Брассая небольшая часть его работ перешла французскому правительству; основной же фонд остался в руках вдовы

Аукцион работ самого известного художника провели не Christie’s и не Sotheby’s.

750 работ Брассая, включая как известные работы ночного Парижа 30-х годов, так и ранее непубликовавшиеся, а также рисунки и скульптуры стоимостью от 200 евро и выше, пошли с молотка на фактически неизвестном, но очень независимом французском аукционе Millon and Associates, созданном еще в XIX веке и проведшем сотни аукционов, правда, второстепенной величины.

И все же такой аукцион был неизбежен. После смерти Брассая небольшая часть его работ перешла французскому правительству; основной же фонд остался в руках вдовы, Жильберты Брассай, с 1948 года делившей с ним не только жизнь, но и кошелек.

Оставшись одна, она ревниво оберегала наследие мужа, а на 100-летие со дня его рождения подарила большую часть архивов (более 35 тыс. негативов, а также все, что выставлялось в галерее Hayward в Лондоне) Центру современного искусства Помпиду, безобразному уродцу посреди Парижа, столь рифмующемуся и с модернизмом, и с Брассаем.

Святая святых коллекции – лучшие снимки, которые Жильберта берегла для себя, – досталась в попечительство Аньес де Гувьон Сан-Сир, что во Франции самая главная по фотографии.

Ну а Мадам Фото, как называют ее французы, решила их раздраконить и продать. Видно, не нужна нынешнему Парижу его сфотографированная некогда душа – как Калибан, смотрящийся в зеркало, он испытывает разве что ярость.

Нет ничего особенного в том, что работы Брассая разошлись по цене от 700 до 20 тыс. евро, все эти сказочные постановки чужой и прекрасной жизни.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Зеленский прибыл в США
Темы дня

На Украине перетряхивают «слуг» Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по убийству из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Путин провел встречу с Назарбаевым в Кремле

В Кремле состоялась встреча президента России Владимира Путина с бывшим президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, сообщили в пресс-службе главы российского государства.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Наступление в Запорожской области идет на плечах противника

Президент Владимир Путин отметил, что российские войска на Украине развивают наступление в Запорожской области с высокой скоростью, продвигаясь «на плечах противника».

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров (Мирноград).

Лавров назвал ЕС главным препятствием к миру на Украине

Евросоюз не скрывает подготовки к войне с Россией и становится ключевым препятствием к миру на Украине, заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров (Мирноград), начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов