Но в России все обретает свой неповторимый колорит. И вырастает он не только из эстетических пристрастий нации, но и из социального контекста.
Профи в тени звезд
Чтобы с интересом смотреть конкурс бальных танцев, где все танцуют не очень здорово необходимо чувствовать прелесть и сложность бального танца как такового (фото: rutv.ru) |
В России бальные танцы не слишком популярны. Если бы не этот проект, о них еще сто лет никто и не вспомнил бы. Так же, как в свое время о теннисе, если этот вид спорта не любил бы Ельцин.
Чтобы с интересом смотреть конкурс бальных танцев, где все танцуют не очень здорово, но все-таки на разном уровне, необходимо чувствовать прелесть и сложность бального танца как такового. Если глаз зрительской аудитории хорошо наметан на фигурном катании, то про бальные танцы этого не скажешь. Есть опасность, что большинство зрителей проморгают тонкости многообразных «па», ошибки и удачи танцующих, не говоря уж об изначальной сути каждого танца. А ведь даже для возникновения любительских суждений необходимо уметь видеть, что тебе показывают. Честное слово, устрой наше ТВ «Русский балет со звездами», аудитория оказалась бы более подготовленной. Только звездам пришлось бы совсем тяжко.
Пока же в первом раунде «Танцев со звездами» скорее всего для зрителей осталось загадкой, за что замечательный режиссер пластики Валентин Гнеушев «влепил» Вячеславу Грунскому четыре балла – самую низкую оценку. Или - чем Лариса Голубкина в глазах жюри лучше Елены Яковлевой. У Голубкиной танец был проще, не требовал очевидных физических усилий, в отличие от более динамичного танца у Яковлевой. Тут бы компетентного комментатора.
Но вместо этого шоу проходит с двумя ведущими. Кто из них хуже, трудно решить. Выбор на эти роли явно был продиктован заботами о рейтинге. Анастасия Заворотнюк – для привлечения поклонников, а вернее поклонниц «Няни». Трудно представить более чужеродную фигуру для бальных танцев, требующих хотя бы умения изображать благородную породу. Вульгарные интонации, как и движения, могут быть лишь стилизованно игровыми. Актриса Заворотнюк, не выходящая из образа бойкой простецкой няни с провинциальным акцентом, воплощает все прямо противоположное. Вторым ведущим стал Юрий Николаев – для тех, кто всю жизнь смотрел «Утреннюю почту». Сейчас ведущий той популярнейшей программы выглядит как изваяние, вышедшее из музея советской эстрады, не очень ориентирующееся в реальности нового тясячелетия. Если устроители проекта уважали бы сами бальные танцы, они выбрали б других ведущих.
Резонно предположить, что основная надежда у телепродюсеров - на интерес аудитории к самим участникам. То есть к звездам, конечно, а не к профессионалам танца, которые здесь, увы, на десятистепенных ролях. После каждой презентации такого «профессионала» с помощью видеофрагмента его нормального выступления - хочется плакать. Потому что слишком резок контраст между свободой, виртуозностью, эмоциональной раскованностью в родной профессиональной сфере и выступлением в данном проекте, даже не в полноги, а в одну сотую ноги. Видимо, иначе танцевать невозможно, чтобы приладиться к непрофессиональному партнеру и образовать с ним пару.
Другие танцы
Поскольку говорить о серьезном отношении к танцу не приходится, новая программа провоцирует на размышления о самой атмосфере данного конкурса (фото: rutv.ru) |
Поскольку говорить о серьезном отношении к танцу не приходится, новая программа провоцирует на размышления о самой атмосфере данного конкурса. При этом неминуемо возникают и ассоциации с фильмом Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Тем более что сейчас тема танцевального конкурса снова актуализирована. Театральный режиссер Сергей Алдонин выпустил одноименный спектакль по тому же роману Хораса Маккоя.
Когда в 1969 году выходил фильм про американскую великую депрессию 1930-х, стояла эпоха холодной войны. И в советские 70-е впечатляющее зрелище с неотразимой Джейн Фондой смотрелось как захватывающий психофизический триллер о жестоком, но загадочном и притягательном Западе. О далеком мире за «железным занавесом», где борьба за место под солнцем обретает самые экстравагантные формы. Главное зрительское умозаключение было о другом – про то, что там можно снять об этой борьбе увлекательное и, по советским меркам, эпатирующее откровенное кино. Потому что общественная борьба протекает там не только жестоко, но интересно, с обоюдным азартом, которого был напрочь лишен советский застой. В СССР запоем смотрели, как люди страдают от необходимости танцевать до упаду в прямом смысле слова. Как беременная женщина с мужем пускаются во все нелегкие, чтобы заработать сразу много денег. Как из физических и душевных мучений, из социальной конкуренции негодяи-капиталисты делают шоу.
Но вот наступила новая эра, не признающая открытой конфронтации, - социальной и классовой борьбы. Теперь никого не удивишь физическим напряжением на грани возможного. И чего стоит слишком сильно сбитое дыхание у потанцевавшей Елены Яковлевой после реалити-шоу на MTV, после «Форта Байярд» и «Последнего героя»?
К тому же невыгодный парадокс бального танца, как и любой эстетической формы, состоит в том, что усилия для достижения красоты и совершенства должны оставаться невидимыми. И чем меньше они будут заметны, тем лучше для этой самой формы. Но не для телешоу в его сегодняшнем формате.
Весь социальный «серьез» бесследно испарился.
Конкурсы с жесткой системой выбывания сделались рутиной телевизионных зрелищ. Перспектива победы или проигрыша не есть вопрос жизни и смерти. Выражение «дорога не победа, а участие» превратилось из утешительной демагогии в несомненную истину, поскольку именно участие тождественно рекламе самого участника. И реалити-шоу настаивает на этом коммерческо-игровом формате, для которого серьезное отношение к чему-либо, кроме телерейтинга, – позиция неприличная в силу своей старомодности. Танцы танцуют в основном те, кто свое место под солнцем уже застолбил, кто в сфере зрелищного или визуального бизнеса уже состоялся. В «Танцах для звезд» собрались те, кто уже вырвался из реальности, где царствуют беды в духе Сидни Поллака.
А в нашей прочей, общественной реальности многие остаются жить в условиях «великой депрессии». По ряду экономических параметров она вполне сопоставима с историческим периодом, в которой Сидни Поллак снимал свое кино. Тут и безработица, и безденежье, и «буржуазные» соблазны, которые нелегко даются в руки. И вот эта самая немалая часть зрителей, потенциальных героев для очередных «Загнанных лошадей», сидит и смотрит, как восемь пар очень преуспевающих, знаменитых людей без особых страданий и очевидного дикого напряжения танцуют. Не очень долго, как получится, и в красивых, специально сшитых костюмах. Стерильные танцы. Анастасия Заворотнюк призывала слать SMS-ки в поддержку участников шоу с таким заполошным видом, как будто заветный номер молчал и молчал. Впрочем, опять же, разве можно всерьез воспринимать слова и интонации ведущих? Это просто такой стиль, такая игровая позиция.
И все-таки любопытно, как будет развиваться судьба данного проекта в нашем российском житье-бытье, которое сильно отличается от стиля жизни достигшего благополучия Запада.