Кадр из фильма «Разборки в стиле кунг-фу» (фото с сайта imdb.com). |
Внеконкурсная программа ММКФ составлена в традициях русской сервировки. В «национальных хитах» - невероятно смешной Kung Fu Hustle («Разборки в стиле кунг-фу»), «Ходячий замок» виртуоза-мультипликатора Хаяо Миядзаки, сказка израильтянина Гиди Дара «Ушпизин» (Ushpizin), примечательная тем, что практически все снявшиеся в ней актёры в доисторические времена отказалась от кинокарьеры, обратившись в ортодоксальный иудаизм,.
Каннских львов прокатили
Кадр из фильма «Незваный гость» (фото с сайта arthouse.ru). |
Каннские львы Озон, Вендерс, Триер и Ханеке из гала-премьер в ближайшем будущем переместятся в прокат, и не-критику дозволено пожертвовать правом первой ночи ради, например, «Незваного гостя» (The Intruder) Клэр Дени или Post coitum (целомудренно – «После соития») другого члена жюри – словацкого режиссёра Юрая Якубиско.
Заметим: по одной работе каждого из членов «большого жюри» включено в программу, а Клэр Дени довеском к «Незваному гостю» привезла маловразумительную «К Матильде» (Towards Mathilda) – 80 минут бормотания о том, что вот если человека лишить речи – как он затанцует!
В программе «Вокруг света» гарантировано головокружение от соседства фильмов «К северу через северо-запад» (А.Хичкок, 1959) и «К югу через юго-восток» (М. Петрович, 2005) со следующим за ними, вполне хичкоковским, «Кролик на луне» Х. Рамиреса Суареса. Там же – «Мост искусств» Эжена Грина, изобразительно отсылающий к Ренуару, драматически – к Ромеру и Риветту, и «Убить Фрейда» - режиссёрский дебют Хоакина Ористреля, автора романа «Между ног», блестяще экранизированного М. Перейрой в 1999 году.
Экстремальный компот
Кадр из фильма «Три экстрима» (фото с сайта arthouse.ru). |
«Русский след» и «Датское кино сегодня» оставим любителям политических детективов, социальной проблематики и историй из трудной жизни восточноевропейских проституток («Земля обетованная», Амос Гитаи).
«Азиатский экстрим», в маркетинговых целях маркированный «сексом и насилием» – самая многообещающая программа. Её хочется посмотреть целиком, если на время фестиваля в сутках появится два extra-часа. Не только из-за гипертрофированного интереса к «главным темам», но и потому, что такое кино добирается до России крайне медленно. Пример – «Тропическая болезнь», покорившая прошлогоднее Каннское жюри и по сей день упоминаемая в каждой второй статье академиков «Кайе дю синема». Там же – тройной компот от Такаси Миике, Чан-Вук Парка и Фрут Чана с симптоматичным названием «Три экстрима».
Пышность имён программы «Восемь с половиной фильмов» соперничает с гала-премьерами: Ван Сэнт («Последние дни»), Мудиссон («Дыра в моём сердце»), Олми-Кьяростами-Лоуч (Билеты). Каннский победитель – «Дитя» Дарденнов, после которого – как уютно сплетничает «Либерасьон» – публика непоправимо напилась пивом в бельгийском посольстве и отплясывала под life is life. Десерт – «Самая печальная музыка на свете» Гая Мэддина.
Роттердамские реверансы
Кадр из фильма «Чемоданы Тульса Люпера» (фото с сайта arthouse.ru). |
Российская альтернатива представлена клубом Сине-Фантом. В программе – Роттердамский хит первого и единственного российского некрореалиста Евгения Юфита «Прямохождение» и роттердамский же тотемный зверь «4» Ильи Хржановского – редкая возможность посмотреть фильм, объехавший все последние фестивали, но не допущенный к показу в России.
Далее – ретроспективы Робера Гедигяна, Конрада Вольфа и Тео Ван Гога – ещё один реверанс Роттердаму. А также хроника военных премьер и ещё про войну – последние капли отшумевшего юбилея.
Некоторое изумление вызывает отсутствие в программе документального (либо – так называемого semi-doc кино) уже несколько лет являющегося фестивальным стандартом. Или присутствие первой части «Чемоданов Тульса Люпера» Питера Гринуэя, премьерно показанной на Московском кинофестивале два года назад – учитывая завершение и показ второй и третьей частей, соответственно, на Берлинале и Трайбеке. Но главная тайна и проекция загадочной русской души в следующем: у ММКФ нет расписания, не говоря уж о возможности заранее (лучше – online) обзавестись билетами. Где и когда покажут остальные фильмы, или же они останутся в коллективном бессознательном оргкомитета – неизвестно.
Поэтому, чтобы избежать излишних разочарований, следует приезжать к кинотеатру за пять минут до начала. Там, не сверяясь с афишей, не тратя времени на кассу и лишние билетики, находить самую печальную барышню и говорить ей: «ведь вы понимаете, что он не придёт?»