Культура

6 декабря 2005, 11:13

Девочки с взглядом волчиц

Фото: netfest.ru

Традиционно проводимый осенью фестиваль NET служит для столичной публики своего рода ликбезом. Здесь демонстрируются работы режиссеров, драматургов, хореографов, мало кому ведомых у нас, но считающихся топовыми по миру.

Каждый раз NET делается с разным смысловым и стилистическим уклоном. Причем иногда этот уклон становится ясен уже по окончании фестиваля. На седьмом по счету NETе получилась любопытная ситуация: герои и создатели показанных историй брали для изучения не глобальные общемировые или социальные проблемы, а природу чувств.

И, как следствие, сущность женщины как носителя любви и разрушения.

Убить Ахилла

Сцена из спектакля «К Пентесилее»
На Западе жанр моноспектакля популярен и успешен. А у нас делать подобные вещи мало кто умеет. Привезенная на NET работа режиссера Эрика Лакаскада и актрисы Дарии Липпи «К Пентесилее» (в основе – переработанный Генрихом фон Клейстом античный миф о царице амазонок и ее трагической любви к греческому герою Ахиллу) вполне может служить образцом моноспектакля как такового.

Нет сомнений, что столь мощных опытов немного по всему миру.

Здесь превосходно соотносятся выразительные средства (в том числе мультимедийные технологии) и сдержанная на внешние проявления, но сокрушительная по силе актерская игра.

Дария Липпи, удивительно красивая женщина с вызывающим взглядом и пластикой дикой кошки, отыгрывает переживания амазонки Пентесилеи точно как по нотам.

Режиссер придумал для нее несколько ударных по воздействию приспособлений. Готовясь изобразить бой с Ахиллом, героиня медленно двигается с саблей в руках, словно выполняя некий ритуал. Оказавшись в плену у возлюбленного, она, обнаженная, повисает на четырех тросах – и довольно уверенно себя на них чувствует. Пока до нее не доходит факт пленения. И тогда уверенность сменяется паникой.

В самом начале она со смаком растопчет соцветия красных роз – для того чтобы в финальном безумии перебирать раздавленные лепестки, будто клочки собственного сердца. А самый эффектный момент спектакля – когда тело актрисы становится экраном для превосходного видеоарта, картинки которого наглядно показывают, что может сделать с женщиной любовь: от желания нежности, прикосновений, до распада на части и кровоточащих ран.

«К Пентесилее» – удачная попытка не просто пересказать миф. Но возможность продемонстрировать неизменность и неизбывность самого древнего из чувств.

Порождающего как великие подвиги, так и великие катастрофы.

Не обещал вернуться

Сцена из спектакля «Back in the USSR»

Человеческую природу не задавить никакой идеологией. При любом режиме люди рождались, формировались и умирали. Вопреки или благодаря – неважно. Сегодня спектакли и фильмы из разряда «ностальгирования по советским временам» появляются все чаще. Однако в них главенствует или странная воинственность, или, наоборот, слезоточивость.

Театр «Арт & Шок» из Алма-Аты избежал обеих крайностей. Их спектакль «Back in the USSR», наивный, трогательный и пронзительный, переводит символы времени в элементы человеческой жизни.

Здесь нет сюжета: действие составлено из фрагментиков, искорок, картинок, мелодий, словно причудливый разноцветный коллаж. Три барышни-пионерки (Елена Набокова, Вероника Насальская, Елена Тайматова) – «девушка-мажор», «ботаничка» в очках и обычная, из разряда «как все», – пытаются познать происходящее с ними.

Удивленно и заинтересованно приглядываются к изменениям в собственной физиологии, учатся целоваться на бюстике Ленина, мечтают о «великом предназначении» – защищать страну под пулями. И неожиданно в сцене этих мечтаний видится образ другой героини нынешнего NETа – «голой пионерки» из спектакля Кирилла Серебренникова, вот так же, за идею, пошедшей сначала на войну, а потом и на расстрел.

У героинь «Back in the USSR» судьба сложится прозаичнее, но от этого за ними не менее интересно наблюдать. Глядя, как первая дворовая красавица требует на дискотеке белый танец, а потом, впервые глотнув водки, лезет по веревке на балкон к понравившемуся мальчику, почему-то принимаешь близко к сердцу эти чудачества. Наверное, оттого, что знаешь: такие вещи возможны лишь в юности, когда все – первый раз, когда многого еще не знаешь, когда кажется, что именно твоя судьба будет самой-самой счастливой.

И неважно, в какое время ты родился. Оно, время, потом накатит железобетонной махиной и подчинит себе. Режиссер Галина Пьянова сочинила удивительно достоверную историю, где все элементы складываются воедино: песни, слова, манеры и внешние детали. Кто-то может обвинить «Back in the USSR» в капустничестве, кто-то – в кощунстве. Однако в правдивости и честности спектаклю точно отказать нельзя.

Поцарапанная музыка

Сцена из спектакля «Эмилия Галотти»
Как рассказывать со сцены о любви? Попыток делается огромное количество, а вот удачными можно назвать единицы. Причем удачи эти лишь косвенно зависят от выбираемого материала и от мастерства постановщика. Любовь – это набор химических реакций, властно подчиняющих себе все существо человека – от разума до инстинктов. Как найти этому визуальный, желательно достоверный образ? А если захочется еще и «сделать красиво»? А как сыграть?

Немецкий режиссер Михаэль Тальхаймер (его непроизносимое имя теперь, думается, в легкую запомнили все), похоже, знает как. Ибо его «Эмилия Галотти», сделанная в «Дойчес Театре» и закрывшая нынешний NET – без преувеличения, лучший спектакль о любви, возможный на сегодняшний день.

На первый взгляд, «Эмилия» сделана предельно холодно и четко. Словно из льдин, которые андерсеновский Кай пытался превратить в слово «вечность». Все выверено до секунды: раз – выход героини, два – выход принца, три – столкновение, четыре – перемена сцены. Невидимая дирижерская палочка отсчитывает такты, а нескончаемый звук виолончели доводит до головокружения.

Выбор Тальхаймером в качестве музыкальной темы знаменитого вальса из фильма «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая оправдан: после первых аккордов мелодия начинает незаметно расходиться по швам, становится жестче, а закольцованность темы дает впечатление абсолютного отрыва от реальности.

Ведь что такое любовь, как не потеря адекватного восприятия мира?

Именно так ощущает происходящее Принц (Свен Леманн), на наших глазах переживающий все стадии сумасшедшего и красивого чувства. Вот он ловит на ладонь искорку – из тех, что сыплются с неба при первом появлении возлюбленной. Эта искорка останется с ним навсегда: он будет любоваться на нее, словно на изображение.

А вот его буквально разрывает на части: он не в силах прикоснуться к любимой, хотя она стоит рядом, тянется к ней – и не скрывает слез, когда она уходит. Вольно или невольно, но именно Принц становится главным героем истории. А сама Эмилия (Регине Циммерманн) оказывается символом, недосягаемым и желанным призраком любви. Что приносит несчастье и ей, и всем, кто вокруг.

Тальхаймер добился от актеров невозможного: сочетания предельной условности и достоверности эмоций. Каждая секунда на сцене насыщена до такой степени, что невозможно оторваться от действия. В жестах, поворотах головы, взглядах и длинных паузах (которых куда больше, чем слов), неуловимых и происходящих будто без единого усилия, – такое зашкаливающее томление, буря, сумасшествие, что, кажется, невозможно сыграть.

Правду говорят: когда смотришь на сцену и не знаешь, как это сделано, – это означает высший уровень мастерства. И есть ощущение, что «Эмилию», равно как и «Пентесилею», стоило смотреть в первую очередь мужчинам – ибо таким образом они поняли бы про самих себя и про своих любимых больше, чем за весь жизненный опыт.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Трамп заявил о прекращении финансирования Украины
Темы дня

Суд в Донецке определит ключевых военных преступников Украины

Политическое и военное руководство Украины обвинили в геноциде мирного населения Донбасса. В опубликованном Генпрокуратурой РФ списке фигурируют бывший президент, экс-министры, действующие командующие и высокопоставленные чиновники. По мнению экспертов, это создает правовую основу для будущего суда и может сыграть важную роль в переговорном процессе.

Назначение уроженца СССР предрекает «Моссаду» тяжелые времена

Внешняя разведка Израиля («Моссад») получит нового руководителя – им станет уроженец Белорусской ССР Роман Гофман. Почему в Израиле его считают героем, какую роль отводит новому главе разведки политическое руководство Израиля – и почему само это назначение несет «Моссаду» мало хорошего?

Экс-глава МИД Украины Кулеба попал на видео с пьяной танцующей подругой

Макрон заявил о «козырях» Европы по конфликту на Украине

Директор Долиной рассказал о размере гонораров певицы после скандала с квартирой

Новости

Путин назвал шесть системных задач правительства на 2026 год

Президент Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам подробно обозначил ключевые направления работы правительства на 2026 год.

Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии

Главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян сообщила о начале третьего курса химиотерапии.

Зеленский назвал кандидатов на пост главы своего офиса

Глава киевского режима Владимир Зеленский впервые озвучил список кандидатов на должность главы своего офиса, куда вошли в том числе министр обороны Денис Шмыгаль, министр цифровой трансформации Михаил Федоров, а также глава ГУР Кирилл Буданов (внесен в список экстремистов и террористов в России).

Новак: В России усилят ответственность за нелегальные кредиты

Зампред правительства Александр Новак анонсировал введение строгих мер против нелегальных кредиторов и криптомайнеров. Об этом он заявил на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам.

Юрист назвал размер штрафов за проживание не по месту регистрации

Адвокат Евгений Гибудуллин из бюро «МУР» предупредил: за несоответствие места жительства адресу регистрации предусмотрены серьезные санкции.

Мерц и Макрон назвали «решающими» ближайшие дни для Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц и президент Франции Эммануэль Макрон объявили Владимиру Зеленскому о наступлении решающих дней для завершения конфликта на Украине.

В Москве представили МРТ-совместимый кардиостимулятор

В Москве стартовала «Российская неделя здравоохранения», одним из главных экспонатов которой стал первый отечественный МРТ-совместимый электростимулятор Apollo MRI, предназначенный для пациентов с тяжелыми формами аритмии.

Аш-Шараа рассказал о контактах оппозиции Сирии с Москвой после падения режима Асада

В документальном фильме телеканала Al Jazeera президент Сирии Ахмед аш-Шараа рассказал, что после того как повстанцы во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» (террористическая организация, запрещена в России) заняли западную часть Алеппо в конце ноября 2024 года, Россия отправила им послание.

Песков: Россия пока не знает результаты переговоров США и Украины во Флориде

Москва в данный момент не знает результатов переговоров между Вашингтоном и Киевом, состоявшихся во Флориде, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Суд вернул порт Туапсе государству

Государству по решению арбитражного суда Краснодарского края вернули три гектара земли и стратегическую инфраструктуру порта Туапсе, сделка 1996 года признана незаконной из-за фиктивного долга.

Кот Ларри сбежал из офиса Стармера после приезда Зеленского

Кот-мышелов Ларри не стал сопровождать главу британского правительства Кира Стармера и главу киевского режима Владимира Зеленского в резиденцию на Даунинг-стрит, сообщает The Guardian.

Путин обновил состав СПЧ

Президент России Владимир Путин подписал указ о ротации состава Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).
Мнения

Владимир Рубцов: Киев экспериментирует с ИИ-национализмом

Под лозунгами очистки от «токсичного контента» и поддержки украиноязычных текстов Киев начал операцию по конструированию националистической языковой реальности, отфильтрованной с помощью нейросетей на базе американских технологий.

Игорь Горбунов: Чили в поисках здравого смысла

Чилийская ситуация показывает, что общество устало выбирать между радужной повесткой, оторванной от бытовой реальности, и коричневой ностальгией по простым силовым решениям.

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов