Некогда искусство новых технологий было подозрительно похоже на фильмы братьев Люмьер, когда эффект достигался исключительно за счет технологического приема. Потом поезд все же приехал, поливальщика полили. А Тарковский, Спилберг и Тинто Брасс научились делать искусство из того, что было чистым балаганом. То же самое происходит и с так называемым искусством новых технологий.
Сначала все веселились от возникающих возможностей. Когда технологии стали достоянием широких народных масс, тут и настало время работы с серьезными предметами. «Есть ли жизнь на Марсе?», «Существует ли настоящая любовь?»
Партия любви
Лоэр Катя. Floating Rendezvous. Видео |
Второй вопрос кажется особенно оригинальным и неординарным. Был такой отличный советский анекдот – на вопрос о видах любви политинформатор старательно перечисляет возможные варианты (родителей к детям, а также М+Ж, М+М, Ж+Ж и так далее). Но высшей формой любви оказывается любовь к Партии.
Так и искусство. Цифровое искусство – оно теперь и есть искусство чистое. А цифровая любовь – особливо незамутненная, высокая. Без всякой грязи. Однако случилось так, что единственная работа, которая несла в себе некоторый эротический подтекст, была с выставки снята.
Но вовсе не потому, что в видеоинсталляции Кирилла Преображенского на сцену был выведен поющий женский половой орган. После «Монологов вагины» нас ничем уж не удивишь.
Дело в другом: исполнялась при этом «Аве Мария»… Работу сняли, чтобы случайным образом как-то что-то не возбудить и не разжечь. Хотя можно предположить, что художник хотел сказать нечто о Вечной Женственности и прочих небесных предметах.
Секса там нет!
Глузберг Маргарита. Transcodification. Настенная живопись, перформанс |
На выставке не удалось обнаружить почти ничего, что намекало бы на крепкий и здоровый секс. Тот самый секс, который, как полагают некоторые, имеет к любви самое непосредственное отношение.
И вовсе не потому, что победила модная партия асексуалов. Ситуация гораздо страшнее. Казалось бы, мир электрических импульсов предназначен только для коммуникации. Однако именно в этой области все очень печально обстоит. Швах у нас с коммуникацией в этой области.
Парочка, сидящая за соседними экранами, пытается поддерживать любовную игру. А зловредный Билл Гейтс всячески им пытаеся помешать, закрывая помещенные в виде обоев на экраны портреты влюбленных то WINWORD’ом, то OUTLOOK’ом, то еще какой своей мерзостью. («Диптих о любви и ненависти» Вики Ломаско и Андрея Сергеенко).
Еще один милейший юноша, канадский художник Джереми Бейли («Абсолютный эффект»), взывает к утраченной возлюбленной: «Ты меня понимаешь?», потом в режиме реального времени меняет визуальный эффект и опять вопрошает: «А теперь?» Пытается что-то исправить, пока и сам не исчезает вовсе.
Чистой воды экстаз дискоммуникации.
Они наше кохання зовут «отношения»
Лоэр Катя. Floating Rendezvous. Видео |
Счастье в виртуальном мире невозможно. Об этом давно уж предупреждали романтические умники вроде Бодрийяра, Жижека и им подобных. Но то было еще на самой заре виртуальной эпохи, когда все выглядело весело и забавно.
Теперь молодые люди, возмужавшие в Матрице, обрели возможность прямого высказывания. Оказалось, что хуже и не бывает. Грехи отцов можно исправить только личной ответственностью и собственным телом. Поэтому уже никаких таких виртуалов, которые в массовом порядке заменили реальную личность, почти не наблюдается.
Джереми Бейли сам рассказывает о своей грустной, но очень обыкновенной и очень личной истории. А героиня Виктории Бегальской, немолодая женщина, выплясывает в эротическом неглиже перед веб-камерой в поисках личного счастья. Она настоящая, хотя и обозначена одним e-mail – valya999@rambler.ru.
Едва ли не единственный пример любви счастливой – бесконечный поцелуй двух обритых наголо немолодых лесбиянок. Однако и тут возникает щемящая нота. Подруга художницы Энни Спринка проходила химиотерапию, и художница обрилась наголо из солидарности.
Любви и ласки жажда
Встречаются, однако, и средь виртуалов исторические оптимисты – например Гарик Виноградов, представший перед вечностью в виде двух мощных и убедительных андрогинов, соединенных цветочными гирляндами («The Flower of Love»).
Но г-н Виноградов слишком уж брутален. И, несмотря на то что он тоже использовал компьютер, к теме данной выставки никакого отношения не имеет. Ответственность за положение на фронте виртуальной любви несет Антонио Джеуза, который уже второй раз кураторствует на ArtDigital.
Человек он, безусловно, знающий, большой специалист в области видеоарта, осевший в Москве аспирант Лондонского университета. Тем более что, по его наблюдениям, никакой такой особой русской специфики уж нет.
И не может быть. Мир виртуальных чувств унифицирован настолько, что бежать некуда. Да и незачем. Нужно просто бороться за счастливую жизнь на том самом месте, на котором тебя забыла партия. Партия Любви.