Культура

2 ноября 2005, 22:07

Человек, который улыбался

Фото: Коммерсант

Уже несколько лет столичный Комитет по культуре работает с программой под названием «Открытая сцена». Программа представляет собой систему грантов, выдаваемых на постановки спектаклей. Жестких требований тут нет: комиссия рассматривает предложение от театра или творческой команды и выдает – или не выдает – некоторую сумму денег на работу.

Спектаклей, выпущенных на эти гранты, в Москве уже довольно много. Второй год часть из них соединяется в фестиваль с тем же названием. В эти дни фестиваль в самом разгаре. «Подземный бог» – первая его премьера.

А не выдумать ли новый жанр?

Сцена из спектакля "Подземный бог"
Таким вопросом задался постановщик спектакля Антон Коваленко, выпускник режиссерского курса Камы Гинкаса. И изобрел сложную почти до невыносимости форму. В основе спектакля – текст уральского драматурга Александра Архипова (известного публике по пьесе «Дембельский поезд», мрачной ироничной притче о молоденьких солдатах-смертниках, широко идущей в провинции). Изложенные практически документально будни пассажиров Екатеринбургского метрополитена, ежедневно в одно и то же время ездящих по одному маршруту и потому пребывающих в неком странном братстве, то и дело опрокидываются в зловещую мистику.

Зрители сидят друг против друга, как в вагоне метро, и периодически оглушаются зловещими металлическим звуками. Ощущение, что едешь прямо в недра работающего механизма, который, если его не остановить, уничтожит все, что ему попадется. Оттого основной нотой атмосферы спектакля становится предощущение. Беды или радости – неизвестно. Да и неважно.

Главного героя, от лица которого идет повествование, изображают два человека – непоседливый гибкий юноша в ярком свитере (Артем Григорьев) и солидный, но молодой еще человек в сером костюме клерка (Сергей Лавыгин). Первый озвучивает и частично воплощает мысли и потребности героя, второй же, наоборот, никак не может на что-то решиться. Ибо привычное существование, замкнутое на самом себе, куда проще, нежели попытка изменить жизнь.

Особенно остро этот вопрос встает, когда на пути героя появляется Прекрасная дама – загадочное существо в юбке колоколом и с нервной улыбкой. В его воображении разыгрываются жаркие эротические сцены (одна из них – когда герой ложится к даме под ноги, а она совершает с ним определенные манипуляции при помощи ступней – самая, пожалуй, жесткая и впечатляющая сцена из придуманных режиссером). Однако когда дама пытается познакомиться с героем в реальности, чередуя попытки соблазнения и задушевные интонации, тот скукоживается и оказывается не в состоянии адекватно реагировать. В итоге дама в слезах уходит за первым встречным, оказавшимся наглее, а внутреннее «я» героя отчаянно кричит: «Ну что, Орфей, профукал Эвридику?!».

Основная – то есть лирически-трагическая – линия периодически дает ответвления в «философистику или софистику», то есть размышления о бытии и небытии, мистической сущности метрополитена и чудовищах, которые, быть может, живут в недрах тоннелей, но на самом деле их место – в нас самих.

Для толкований этих вещей в спектакле есть экстравагантный персонаж – бомж Валера (его играет лидер популярной у молодежи группы «5`nizza» Сергей Бабкин), эдакий Харон, стоящий на страже входов в метро. На протяжении всего спектакля он сидит в металлической кабинке-клетке в обнимку с гитарой и тихо наблюдает за происходящим. А когда молчание начинает ему мешать, он поет под гитару. И разудалое, разбойничье, щемяще-грустное пение, не отвлекая внимание, дает возможность остановиться в воображаемом тоннеле и подумать о том, куда несется поезд нашей собственной жизни. И не ходит ли он по замкнутому кругу в шесть станций (именно так – «action» в шести станциях – обозначил жанр спектакля Антон Коваленко).

Еще одно одиночество

Сцена из спектакля "Подземный бог"
Молодым режиссерам свойственно в первые свои спектакли (а у Антона Коваленко это первая, по сути, работа на большой сценической площадке в столице) стараться вместить побольше придумок, чтобы сразу показать: вот, мол, сколько у меня всего в голове!

Часто это мешает дальнейшему восприятию продукции, изготовляемой режиссером; первая работа оказывается такой замороченной, что не успеваешь разобраться в стилистике и смысловых задачах, а на последующие дыхания у режиссера уже не хватает, они выходят пустыми и выхолощенными.

Есть подозрение, что Антону Коваленко это не грозит. Несмотря на насыщенность «Подземного бога» разными разностями, он воспринимается адекватно. А здесь помимо песенных вставок есть, например, шикарный эпизод с битбоксерами Вахтангом & Иваном Трауре, иллюстрирующий рассказ о негре-скинхэде (таких «пассажирских баек» в тексте довольно много); а сам рассказ излагается при помощи кукольного театра.

Одним словом, действие ни на секунду не буксует – все буквально ходит ходуном. К тому же сама конструкция спектакля сделана жестко; сцены и интонации подаются резко, наотмашь, даже с вызовом, но при этом совершенно не зло. Здесь нет юношеского желания продемонстрировать заведомо негативное отношение к миру, основанное на пустой принципиальности.

Молодой режиссер говорит обо всем с изрядной долей рассудительности; чувствуется, что превосходно знает предмет, а потому вправе рассуждать о нем. В «Подземном боге» произошло удачное соединение еще формирующегося, но уже внятного режиссерского почерка и необыкновенно ясной смысловой интонации.

Проще говоря, Антон Коваленко знает, что ему хочется сказать, и уже неплохо умеет это выразить сценически. А основной посыл «Подземного бога» – это тщательно маскируемый вопль одиночества. Трагичного еще и оттого, что оно «отравлено присутствием других».

В переполненном вагоне метро каждый – без исключений – думает о том, как было бы хорошо поговорить по душам. Или просто посмотреть в глаза другому и увидеть отсвет понимания. Однако в такой ситуации человек виноват сам. И выход из него – на рельсы, в руки меланхоличных мусорщиков в оранжевых жилетах. Режиссер бесстрастно показывает нам возможный финал. Аккуратно, без намека на скучные нравоучения, намекая при этом, что такого может и не быть. Если мы вовремя спохватимся. Подземный, как и любой другой бог, пристрастен к судьбам оказавшихся в поле его зрения.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?