Культура

10 ноября 2005, 21:50

Рекламная пауза по-московски

Фото: ИТАР-ТАСС

Во вторник столичный мэр наконец-то разобрался с полномочиями, которыми обладал Валерий Шанцев, отбывший строить светлое будущее в Нижнем Новгороде. Часть портфелей была роздана вице-мэрам. Комитет же по рекламе, информации и оформлению города Юрий Михайлович решил возглавить лично. Это означает, что война между Лужковым и рекламной отраслью выходит на новый уровень.

Об этом красноречиво свидетельствуют неоднократные заявления московского градоначальника такого типа: «Реклама – это не архитектурное творение, не памятники, а чепуха, которая засорила город и задавила всю нашу архитектуру».

Следует отметить, что эта озабоченность имеет под собой экономическую основу, но никак не эстетическую. Потому что и лужковский ампир, и облые и озорные чудища придворного ваятеля, и дерзновенные проекты рекламистов есть три источника и три составные части грандиозного проекта.

Строительство нового человека

Реклама ГУМа, авторы - Маяковский В. В., Родченко А. М., 1923 год

В начале прошлого века русские авангардисты всех мастей и калибров, вдохновленные революцией 1917 года, с увлечением начали сотрудничать с партийными идеологами. Задача их тотального проекта состояла в том, чтобы при помощи архитектуры, монументального искусства и дизайна, от промышленного до бытового, создать среду обитания, которая так воздействовала бы на психику человека, чтобы он стал другим – качественно новым. Чтобы этот новый человек был существом коллективистским, чуждым стяжательству, отринувшим буржуазную мораль. Трудно сказать, что бы из этого вышло в результате, кабы Сталин не прекратил это гомункулотворение.

В дальнейшем, возведя в абсолют серость и посредственность, при помощи советской среды обитания был сформирован серенький, словно зайчик, хомо советикус. Ну а теперь с весьма впечатляющими результатами происходит формирование хомо шопикуса. И формируется он при помощи рекламы, тотальность и агрессивность которой превосходит общеевропейские нормы.

В Москве реклама подстерегает человека на каждом шагу: дома, в транспорте, на работе. Ее источником являются электронная почта, веб-сайты, которые сейчас немыслимы без анимационных баннеров, телевизор, радио, обычный почтовый ящик, растяжки на дорогах, гигантские придорожные щиты русского формата, автобусы, троллейбусы и маршрутки – как снаружи, так и внутри, метро, газеты, журналы, мобильники. Рекламные плакаты начали вторгаться даже в такое интимное пространство, как туалеты. Проще перечислить места, где столкновение с рекламой маловероятно: лес, поле и тюрьма, да и то лишь в периоды между выборами. Во времена же тотальной агитации голосом Жириновского способен заговорить даже водопроводный кран или сливной бачок.

Нефть всему голова

Скандальная реклама пылесоса LG

Разнообразие рекламируемых товаров и услуг не поддается учету. И лишь один товар, стратегический для России, невозможно встретить ни на одном постере, ни в одном телеролике – нефть. Ни слова такого, ни косвенного ее изображения в виде ойловой бочки или буровой скважины. Действительно, казалось бы, зачем рекламировать товар, который не предназначен для внутреннего рынка? Однако все гораздо сложней и метафизичнее. Ведь нефть – это для страны сакральная субстанция, животворящая, ибо без нее здесь уже давно бы все вымерло. Ну, а имя бога, как известно, затабуировано, произнесение его вслух чревато самыми катастрофическими последствиями.

Конечно, этому можно возразить, приведя в пример рекламу Газпрома на НТВ. Однако это никакая не реклама, а всего лишь способ перевода денег со счетов газового монополиста на принадлежащий ему телеканал, так сказать, выдача зарплаты «нигде, кроме как в Газпроме». Но все остальные строго придерживаются ритуального умалчивания, поскольку любая рекламная контора существует на опосредованные нефтяные деньги.

Все же прочее рекламируется с привлечением современных культурных реалий. Ну а культура у нас, как известно, также «нефтяная». То есть ее строительство основано на тех же принципах: получение конечного продукта без какой бы то ни было обработки сырья, ни высоких технологий, ни средних, ни даже самых элементарных. Эта культура, которая цементирует нацию, не давая распасться стране на удельные княжества, говорящие на разных языках, сконцентрирована в телевизоре. При этом криэйторы используют стилистику наиболее рейтинговых передач, чтобы охватить наибольшую аудиторию.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что разнообразные рекламные молочники, повара и мастера изрядно похожи на Якубовича. Добрый волшебник дядя Леня из всенародного «Поля чудес» плохого не посоветует. Высок рейтинг и у всевозможных, с позволения сказать, юмористических программ. Их мочеполовую специфику эффективно демонстрируют на билбордах три на шесть метров. Спелая мадам рекламирует зубочистки: «Беру в рот» и далее что-то еле различимым шрифтом. Пылесос LG: «Сосу за копейки». Сидящий человек держит между ног огромную бутылку: «Попробуй мой Mondoro» — реклама одноименного вина. А реклама небольшой страховой компании со слоганом «Трахнем страх!» произвела такой фурор, что ее автора пригласили сотрудничать с «Ингосстрахом».

25-й кадр в Екатеринбурге

Реклама в Москве (фото ИТАР-ТАСС)

Когда потребительскую аудиторию начинают дробить в соответствии со спецификой предлагаемого товара, то рекламщики забывают родной язык и начинают использовать иноземные субкультурные реалии. Так, реклама косметики выстроена в соответствии с канонами глянцевой эстетики. И это неизбежно, поскольку весь отечественный журнальный гламур является калькой с западных изданий. В отношении хайтековских товаров также непросто подобрать что-то более эффективное, чем «Матрица» и прочий голливудский киберпанк. Пожалуй, чуть ли не единственным исключением является рекламный продукт, предназначенный для рашн-мужик среднего возраста рабочей профессии: «Танки грязи не боятся», реклама пива «Старый мельник»…

Зачастую рекламисты увлекаются настолько, что начинают противоречить биологическим и всяким прочим законам. Например, марафонец, у которого потоотделение было подавлено мощным дезодорантом, в конце дистанции должен попасть не в объятия возлюбленной, а в реанимацию. Как говорится, маленькая ложь рождает большое подозрение. А порой идут и на прямое нарушение закона, вставляя в телеролик запрещенный 25-й кадр. Так, в Екатеринбурге компания «Авторские телевизионные новости» зомбировала телезрителей неразличимой для глаза вставкой «Сиди смотри только АТН».

Следует отметить, что реклама идет на пару шагов впереди наших законодателей. В Думе все еще муссируется вопрос о легализации проституции, а она ее уже вполне узаконила. Призыв на громадном щите предаться VIP-отдыху в круглосуточной сауне следует понимать как приглашение в публичный дом.

И это, в общем-то, цветочки. Подчас название бренда способно рекламировать наркотики. В Москве на Маросейке есть любопытный бутик, специализирующийся на молодежно-богемном стиле. Его полное название, якобы невнятное, означает «Совет экспериментов». Название перевели на английский (хотя порядок тут был противоположный): «Council of Experiments». Потом «по рассеянности» у «эксперимента» потеряли первую букву. Получилось «Council of Xperiments». Вычленили аббревиатуру и повесили над входом броскую неоновую надпись «Art Cox», что на сленге означает «Арт Кокаин».

Смещение шкалы

С помощью рекламы проводятся и акции "черного" PR (фото ИТАР-ТАСС)

Доверчивый человек может предположить, что реклама способна его закодировать, загипнотизировать и иными несанкционированными путями вломиться в его сознание. Все это выдумки Рэя Бредбери и прочих критиков буржуазных устоев. В российских рекламных агентствах нет ни психологов, ни специалистов по НЛП, ни даже профессионалов типа приснопамятного Чумака, заряжающего предметы своей психэнергией.

Возбудителями потребительских аппетитов у нас являются люди творческих профессий, преимущественно дизайнеры, художники, режиссеры и литераторы. И это, при нынешнем состоянии отечественного рынка с его мощным информационным шумом, который притупляет слуховые рецепторы потребителя рекламы, нормально. Главное, гаркнуть так, чтобы перекричать других. И это российским криэйторам вполне по силам. Порой они способны выдавать такие гэги, примочки, приколы, которым позавидовал бы сам Чаплин.

Однако на конечный продукт существенно влияют и эстетические пристрастия заказчика, в значительной степени китчевые. В результате получается специфический эффект. Если же при этом учитывать контекст, то никакому мудрецу не дано предугадать, как наше слово отзовется. Неделю назад это можно было наблюдать во всей красе на домохозяйском телеканале «Домашний», когда «Солярис» Тарковского в буквальном смысле расчленили пятиминутными рекламными вставками. Казалось бы, не самая запредельная истина: раз телевизоры у нас теперь американские и телевидение движет чисто американское искусство, т.е. реклама, то и все остальное наполнение, сериальное, должно быть скроено по американским стандартам. Ан нет, некоторые продолжают ностальгировать.

Но, несмотря на все это цветущее разнотравье, кажущееся эклектикой, реклама в определенной мере описывается наукой и подчиняется оной. Так, например, выявлены и систематизированы психологические особенности восприятия человеком цвета в наружной рекламе. Красный цвет возбуждает, побуждает к движению. Его следует применять в рекламе казино, дискотек, спортивных товаров. Синий навевает спокойствие, чувство прохлады, с его помощью хорошо продается мороженое, холодильники, кондиционеры. Зеленый придает бодрое настроение и оптимален для рекламы медицинских и гигиенических препаратов. Желтый создает ощущение доступности и дешевизны.

А теперь для сравнения рассмотрим, как те же краски сто лет назад оценивал в своей азбуке цветов Василий Кандинский. Красный – живой, жизненный, мужественная зрелость, сила, способная себя контролировать страсть. Синий – стремление к бесконечности, покой, граничащий с печалью. Зеленый – абсолютный покой, отсутствие стремлений, символ природы, погруженной в самодовольный покой. Желтый – торжество, богатство, при увеличении интенсивности краски нарастает раздражение, беспокойство, переходящее в безумие, а то и бешенство.

Легко заметить, что эти две шкалы не вполне совпадают, как не совпадают мировосприятия хомо сапиенса и хомо шопикуса.

Текст: Владимир Тучков

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?