«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха». Это знаменитая цитата французского врача и путешественника Алена Бомбара, девяносто лет со дня рождения которого мы как-то не очень заметили в октябре.
Ноют либералы и националисты, коммунисты, верующие и неверующие. Греху уныния нынче сладострастно предаются все
А ведь книга этого человека очень бы пригодилась нам сейчас. В 1952 году мсье Бомбар, желая доказать, что имевшиеся на тот момент спасательные средства спокойно позволяют потерпевшим бедствие людям выжить на воде, совершил одиночное плавание через Атлантику на надувной лодке. У него не было ни питьевой воды, ни запасов продовольствия.
Вернее, по условиям эксперимента, они были опечатаны. И вот путешественник выжил после 65 дней пути. Хотя он похудел на двадцать пять килограммов, получил серьезное расстройство зрения, а ногти на ногах выпали. Тем не менее, он доказал миру то, что хотел: человек имеет все шансы выжить даже в самых сложных условиях, если не даст волю панике и возьмет себя в руки.
К сожалению, это тот случай, когда чужой опыт помогает мало. Страх и паника – чувства стихийные. Возможно, путешественник, находясь в одиночестве, обеспечил себе лучшие условия для выживания. Как раз потому, что паника заразна.
Все знают, что нельзя кричать «Пожар!» в переполненном кинотеатре даже в том случае, если на самом деле начался пожар. Все знают, что произойдет с любым, самым надежным банком, если вкладчики вдруг массово начнут забирать из него деньги. Все знают, чем может обернуться ажиотажный спрос на те или иные товары. Но знание это почему-то никак не влияет на поведение людей в тех или иных ситуациях.
Нам не падают на головы бомбы, как жителям Донецка или Луганска, в магазинах есть продукты, и даже рост цен не такой уж и ошеломительный (фото: Reuters) |
Слухи и раньше расходились быстро. А сегодня, с появлением социальных сетей, они разлетаются моментально. Более того, в распространении слухов активное участие начали принимать и серьезные средства массовой информации. Либеральные журналисты хором осудили Первый канал за «распятого мальчика», хотя там была именно трансляция слуха.
Сами либеральные журналисты не замечают, что распространяют такие слухи ежедневно. Говорю «не замечают», потому что не присутствовала на их редакционных планерках. Ведь глядя на ту настойчивость, с которой они пытаются убедить население страны в наступлении катастрофы, можно предположить, что это делается сознательно.
Вот, допустим, в некоторых торговых сетях ограничили продажу гречки. Что с того, что это сделано было только в отношении определенных марок, которые продавались по акции со скидкой? Эту новость телеканал «Дождь» и другие аналогичные издания подавали так: паника, пустые полки, возвращение в девяностые.
Их читатели тут же подхватывали тему и развивали ее: скоро введут талоны, России грозит голод, делайте запасы. Перед нами то, что называется самосбывающимся прогнозом. То есть таким прогнозом, который, будучи высказанным, так влияет на события, что в итоге оказывается верным.
Полагаете, это все не действует? Действует, да еще как. Читаю в блоге известного политолога, сторонника действующей власти, о том, что он пошел и купил десять килограммов гречки. Не бабушка какая-нибудь в магазин побежала. Само собой, если примеру политолога последуют тысячи рядовых граждан, то самое малое, что нас ждет, – стремительный рост цен на гречку. Вдобавок увеличится напряжение в обществе.
И здесь встает вопрос о наших элитах. Время на дворе сложное и тревожное. Глупо это отрицать. Глупо закрывать глаза и на то, что санкции, которые Запад накладывает на Россию, рано или поздно должны были сказаться на каждом из нас.
Собственно, для этого их и вводили. Чтобы проучить наш народ. Чтобы мы все осознали, что присоединение Крыма выйдет нам боком. Чтобы мы начали влиять снизу на политику наших властей.
Это война. Конечно, мы вправе рассчитывать, что в этот момент наши власти делают все возможное для стабилизации ситуации. Но мы вправе рассчитывать и на то, что и другие наши элиты будут вести себя соответственно своему статусу, регалиям, положению в обществе.
А пока, глядя на них, только руками остается развести. Они не гасят панику, а первыми поднимают ее. С утра до вечера в социальных сетях приходится читать вечное нытье и вопли о том, что все погибло и пропало. Ноют либералы и националисты, коммунисты, верующие и неверующие. Греху уныния нынче сладострастно предаются все.
И что за повод? Подешевела нефть, и вырос курс доллара. Нам не падают на головы бомбы, как жителям Донецка или Луганска, в магазинах есть продукты, и даже рост цен не такой уж и ошеломительный. Однако же наши творческие работники всякого, кто не желает поддаваться панике момента, тотчас привычно обвиняют в рабском сознании и нежелании брать свою судьбу в свои руки.
А как это можно сделать, надо спросить? Что предлагают-то? Бежать менять деньги и продолжать обваливать рубль? Выходить на площадь и требовать смены руководства? Простите, но это то, чего от нас хотят на Западе и прямо нам об этом говорят.
Означает ли это, что нужно брать судьбу в свои руки или покоряться на милость так называемого цивилизованного мира? Те же самые люди, которые годами убеждали в том, что в нормальных странах власти меняются в результате выборов, оказывается, сейчас ни в какие выборы не верят. Те самые люди, которые годами проклинали 1917-й, жаждут теперь его повторения спустя сотню лет.
В общем, наша элита в который раз показывает, что она совершенно не достойна народа, с которым имеет честь проживать в одной стране.
Заканчивая текст, понимаю его бессмысленность: не заткнутся и не перестанут. Ежедневной порцией нытья мы будем обеспечены еще долго. Прогнозирую: в чем в чем, а в этом мы дефицита не испытаем.