Кубок Содружества – отличная иллюстрация того, как в принципе интересное мероприятие с годами деградирует, теряет всякую актуальность и превращается в откровенный фарс.
Порожденный ностальгией по Советскому Союзу турнир поначалу был не очень-то примечателен. В первой половине 90-х годов команды из малоразвитых футбольных стран, вдруг превратившиеся из заурядных коллективов второй лиги первенства СССР в чемпионов своих стран, просто не могли составить конкуренции «Спартаку». Не лучшие времена испытывали и динамовские команды из Минска и Тбилиси, но главное – в турнире не хватало представителей самостийной и незалежной Украины, гордо игнорировавшей ностальгический съезд всесоюзных передовиков производства.
Пиком развития турнира стал финал Кубка Содружества 2002 года, когда киевское «Динамо» в присутствии 30 тыс. зрителей в драматичном матче переиграло «Спартак» со счетом 4:3
В результате «Спартак» штамповал победы в Кубке Содружества с еще большей легкостью, чем титулы чемпиона России. А названия остальных команд зачастую превращались в объекты шуток. Ну а разве можно было всерьез относиться, например, к таджикскому «Вахшу», который проиграл «Спартаку» со счетом 0:19?
Но постепенно уровень участников турнира рос, да и киевское «Динамо» наконец соизволило снизойти на грешную землю столицы коммунизма. После оплеухи от «Сконто» со счетом 0:5 украинцы даже перестали валять дурака и начали ездить в Москву основным составом во имя мести латышам и «Спартаку». Именно на Кубке Содружества впервые блеснули перед широкой аудиторией Андрей Шевченко и Сергей Ребров, равно как и Александр Глеб с Дмитрием Сычевым. Именно здесь селекционеры киевского «Динамо» разыскали Каху Каладзе, ЦСКА присмотрел себе в тираспольском «Шерифе» нигерийца Чиди Одиа, а «Локомотив» обратил внимание на Малхаза Асатиани из кутаисского «Торпедо».
На стыке тысячелетий Кубок Содружества был уже действительно увлекательным турниром с бескомпромиссной борьбой нескольких команд достаточно высокого уровня. Тысячи болельщиков приходили в «Олимпийский» на весь день. С 15 часов их развлекало «Сконто», к 17 часам в спорткомплекс подтягивались поболеть за «Динамо» представители украинской диаспоры, а в 19.00 начинались матчи «Спартака», который ради своих болельщиков всегда выступал на Кубке Содружества основным составом, порой явно в ущерб нормальной предсезонной подготовке.
Пожалуй, пиком развития турнира стал финал Кубка Содружества 2002 года, когда киевское «Динамо» в присутствии 30 тыс. зрителей в драматичном матче переиграло «Спартак» со счетом 4:3.
По иронии судьбы, именно после того феерического финала спартаковцы и киевляне прервали свои внушительные серии побед в национальных чемпионатах. Это было началом конца Кубка Содружества. Новые чемпионы, «Локомотив» и «Шахтер», отнеслись к турниру куда прагматичнее, и их можно понять. С 2003 года и по сей день участие в Кубке Содружества воспринимается всеми клубами, как трудовая повинность – не хочешь, а надо. Пока те счастливые команды, что золото своих чемпионатов не выиграли, спокойно и, что самое главное, эффективно готовятся к сезону в теплых странах, несчастные чемпионы вынуждены неделю гонять мяч в Москве на искусственном газоне под крышей. Зачем? Непонятно. Первый канал прекратил транслировать даже финалы Кубка Содружества из-за отсутствия к нему интереса. У турнира уже пять лет даже нет призового фонда – борьба идет исключительно за дипломы и вазы.
Президент ФИФА Йозеф Блаттер и руководитель УЕФА Мишель Платини уже много лет приезжают на каждый розыгрыш Кубка Содружества явно не ради того, чтобы помахать пустым трибунам или посмотреть на Семака и Фернандиньо (фото: ИТАР-ТАСС) |
РФС же решил не тратиться на аренду спорткомплекса «Олимпийский», и в 2005 году Кубок Содружества прошел в манеже «Динамо», где даже нет сидячих мест для зрителей. К тому же президент РФС Вячеслав Колосков тогда пошел на беспрецедентно наплевательские меры по отношению к спортивному принципу и большинству участников, предоставив московскому «Локомотиву» и киевскому «Динамо» места сразу в полуфиналах. Что характерно, украинцы все равно приехали смесью второго и третьего составов. А единственным значимым событием того турнира стала… драка между представителями азербайджанской и армянской диаспор.
Виталий Мутко пошел еще дальше Колоскова – в прошлом году из-за чемпионства «Зенита» он «намутил» перенос Кубок Содружества в Санкт-Петербург. Что не помешало «Зениту» выставить на турнир молодежный состав и вылететь из Кубка уже в четвертьфинале от «Каунаса». При этом руководителей «Зенита» критиковать, в общем-то, не за что – основному составу тогда нужно было готовиться к февральским матчам Кубка УЕФА, и игры на искусственном газоне при сугробах на улице явно не способствовали бы подготовке к встречам с «Вильярреалом» и «Марселем», без побед над которыми не было бы и игр с «Баварией» и «Глазго Рейнджерс».
У нынешнего обладателя титула чемпиона России «Рубина» еврокубковых матчей в феврале и марте нет и не предвидится. Но все равно Курбан Бердыев и все лидеры «Рубина» находятся сейчас на сборе в Турции, тогда как в Москву отбывать трудовую повинность был командирован молодежный состав. Говорят, что лишь после настоятельных просьб Виталий Мутко на Кубок Содружества все же были отправлены несколько взрослых игроков «Рубина». В результате казанцы в первый день турнира (17 января) поделили очки с действующим победителем Кубка Содружества узбекским «Пахтакором» – 1:1. А вот украинский «Шахтер», выступающий в Москве даже не вторым, а третьим (!) составом, в субботу был разбит «Шерифом» со счетом 4:0.
Впрочем, кому интересны эти счета… Президент ФИФА Йозеф Блаттер и руководитель УЕФА Мишель Платини уже много лет приезжают на каждый розыгрыш Кубка Содружества явно не ради того, чтобы помахать пустым трибунам или посмотреть на Семака и Фернандиньо. Для них Кубок Содружества – это уникальная возможность встретиться сразу с 15 руководителями национальных футбольных федераций. С теми самыми людьми, которые голосуют на выборах президентов ФИФА и УЕФА.
У Блаттера и Платини есть что предложить товарищам из бывшего СССР: привлекательные программы финансовой поддержки национальных федераций, посты в комиссиях и исполкомах и многое другое. И им важно, чтобы советские друзья не ссорились. Пока они вместе, они обеспечивают аж 15 голосов на выборах. Не потому ли Блаттер и Платини так любят Кубок Содружества и даже готовы взять на себя его финансирование?
Вот только совершенно не понятно, зачем ради проведения традиционной бюрократической тусовки нужно арендовать спорткомплекс «Олимпийский», выписывать 16 несчастных футбольных команд и искусственно поддерживать жизнь уже давно потерявшего всякую актуальность турнира.