Впрочем, с точки зрения разогретого российского общественного мнения, все ровно так и есть – «на ваше Косово мы ответим нашей Абхазией!». Народ распалился не на шутку: все должно быть по справедливости, конкретно, раз вы признаете Косово – мы признаем независимость Абхазии и присоединим Южную Осетию! Вот так! А что мы – хуже вас, что ли?!
Если одну секунду не кричать, то выяснится, что все не так-то просто.
Во-первых, то, что Косово провозглашает СЕБЯ независимым – это, строго говоря, ИХ трудности. Например, Абхазия провозгласила СЕБЯ независимой от Грузии 12 октября 1999 года, а Южная Осетия и вовсе 12 сентября 1990 года. Так что, в этом смысле, скорее уж Косово может брать с них пример.
Даже провозглашение независимости Косово самими косоварами, воспринимается как пощечина – только почему-то не Сербии, а нам!
Совсем ДРУГОЙ вопрос – если независимость Косова признают ЕС, США и т. д. Вот здесь Россия вправе говорить о «двойных стандартах», поскольку РФ, де-факто являясь главным гарантом независимости Абхазии и Южной Осетии (как и ЕС-НАТО – гаранты независимости Косова), де-юре эту независимость пока не признает.
Во-вторых, одно дело НЕЗАВИСИМОСТЬ, совсем-совсем другое – ПРИСОЕДИНЕНИЕ. Например, по плану Марти Ахтиссари, на который опирается ЕС, прямо ЗАПРЕЩЕНО «воссоединение» Косова с Албанией. Поэтому присоединение Южной Осетии к РФ никак не может быть «справедливым ответом» на объявление независимости Косова. Что касается Абхазии, то это «неактуально» – Абхазия совершенно не собирается присоединяться к России, признавать наши законы, платить налоги и т. д. – держи карман шире! Им и самим хорошо – край богатый …
В-третьих, принципиальная разница заключается в том, что вопрос о независимости Косова годами «жевался» в ООН, ЕС и т. д., в то время как вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии (и Приднестровья) ни в ООН, ни в ЕС, ни в организациях СНГ вообще не обсуждался. Поэтому, если независимость Косова хоть в какой-то мере касается международного сообщества, то уж независимость Абхазии, Осетии, Приднестровья – вообще вне международно-правового поля, не более чем чистая самодеятельность этих стран. И если «независимость Косова» признают западные СТРАНЫ, то «независимость Абхазии и Южной Осетии» может признать только ОДНА Россия – что, согласитесь, далеко не одно и то же!
Признав их независимость, Россия противопоставляет себя тому самому «международному сообществу», оказывается в положении, скажем, Турции – страны, которая одна в подлунном мире признает «существование» Турецкой республики Кипр.
Значит ли это, что Турция стала «страной-изгоем», попала в международную изоляцию? Как известно – нет. Турция – член НАТО, где мило соседствует с Грецией, с которой у нее разногласия по Кипрскому вопросу еще более острые, чем у РФ с Грузией – по Абхазскому вопросу.
Но к России на Западе относятся куда более трепетно, ревниво, недоброжелательно, чем к Турции. И последствия для РФ – в случае признания Абхазии и Южной Осетии, а тем более – в случае «присоединения» Южной Осетии (а попробуй-ка «признай» Южную Осетию, но «не присоединяй» – этого уже в Северной Осетии не поймут!), были бы куда тяжелее, чем для Турции.
Все перечисленное выше – материи довольно простые. Но для раскаленного общественного сознания, ищущего «справедливости» и способа поставить Запад «на место», эти аргументы не доходят.
Даже провозглашение независимости Косова самими косоварами воспринимается как пощечина – только почему-то не Сербии, а НАМ! А уж признание странами ЕС этой независимости – просто прямой вызов! Только опять же не Сербии, а – НАМ!
Как мы дошли до такого … своеобразного понимания окружающей действительности – отдельный вопрос. Спасибо сердечное, как говорится, СМИ, и профессиональным патриотам. Но им-то что – «прокукарекал – а там хоть не рассветай». А вот рассвет-то и наступил – и что теперь делать?
Даже провозглашение независимости Косова самими косоварами воспринимается как пощечина – только почему-то не Сербии, а НАМ! |
У России могут быть две разные позиции.
Первая: мы были и есть категорически против признания независимости Косова де-юре. Почему? Совершенно не потому, разумеется, что сербы – «братушки», а албанцы – мусульмане. А по ПРЯМО ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ причине. А именно – международное право ЕДИНО ДЛЯ ВСЕХ. Оно не делится на «своих», «родных» и «чужих гадов». Все страны – Сербия, Хорватия, Россия, Грузия, Молдова, Ирак, США, любое другое государство, входящее в ООН – обладают правом территориальной целостности, которую нарушать в одностороннем порядке НИКТО И НИКОГДА не имеет права. Это, опять же, не значит, что для защиты этой самой целостности все средства допустимы. Недопустимы – геноцид, террор, военные преступления. Если государство отделилось де-факто, это не значит, что кто-то вправе его «приколачивать назад» танками, «стирать в лагерную пыль» сепаратистскую территорию. Но это значит, что ни одна страна в уме и твердой памяти не имеет морального и юридического права признавать сепаратистов – устанавливать с ними дипломатические отношения, относиться к ним, как к субъектам международного права.
Итого: мы (РФ) по абсолютно ясным ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ соображениям – против независимости Косова, как и любой другой территории, в одностороннем порядке объявляющей о своей самостоятельности. Ровно поэтому мы (РФ) НЕ ПРИЗНАЕМ независимость Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, признаем территориальную целостность Грузии и Молдовы – какими бы ни были наши с ними политические отношения.
Эта позиция кажется мне БЕЗУПРЕЧНОЙ. Она разумно консервативна, особенно на фоне ОЧЕВИДНОЙ ГЛУПОСТИ Европы и США в косовском вопросе.
Если Россия заявит нечто подобное, то она выступает гарантом Международного Права – против ПРАВОВОГО БЕСПРЕДЕЛА, насаждаемого западными странами.
Не просто умная и правовая, но СВЕРХВЫГОДНАЯ позиция. Позиция абсолютного юридического и морального ПРЕВОСХОДСТВА.
Вторая: «Как вы – так и мы»! Мы БЫЛИ против независимости Косово – но вовсе не по принципиальным соображениям, а только по мотивам чистых амбиций, симпатий к Сербии и т. д. Международное право нас волнует так же мало, как и вас, «господа в пробковых шлемах». Оно – право это самое – вообще никому на фиг не нужно. А значит, этого права ВООБЩЕ НЕТ – раз НИКТО не выступает на деле его защитником, его гарантом.
Вы его глупейшим образом нарушили, признав независимость Косово, – и мы в отместку вам его нарушим, признав независимость Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и т. д.
Мы с вами, господа-ЕС, равны – в своем правовом нигилизме и глупых амбициях. Да и вообще – наша политика сводится, конечно же, не к защите права (нашли дурачков!) и не к поиску прагматической выгоды (какая России «выгода» от признания независимости Абхазии – может кто расскажет?), а исключительно к подростковой игре в амбиции. «Мальчик наоборот» – если США, НАТО, ЕС – «за», то Россия – «против».
Вот такая «игра в поддавки наоборот». А на самом деле – просто в поддавки. Потому что играть не для себя, а «назло дяде» – заведомо проигрышная игра.
Если Россия признает Абхазию и Южную Осетию, то последняя неизбежно присоединится к Осетии Северной. Это означает состояние де-юре войны с Грузией.
«Ах, как страшно! – воскликнет читатель – грузинские танки ворвутся в Россию, да?!». Нет, не ворвутся. Просто это – разрыв дипломатических отношений, это – конец СНГ (потому что Украина, Казахстан, да и … Белоруссия будут бояться ДАЛЬНЕЙШЕЙ территориальной экспансии России). Это – самый верный способ просто втолкнуть Грузию и ту же Украину в НАТО.
В отношениях с Западом до сих пор мы лишь переругивались да перенацеливали пиар-ракеты. Присоединив Южную Осетию и признав независимость Абхазии (а заодно и Приднестровье – чем оно отличается?), Россия совершает ПОСТУПОК. Это уже, как говорится, «другая пара манжет».
Нет, дипломатические отношения с нами не порвут. И нефть с газом покупать у нас будут. А вот местом в «большой восьмерке», может быть, придется поплатиться. Да и Олимпиаду в Сочи может постигнуть участь Олимпиады-80 в Москве, на которую не приехала добрая половина стран. И в разных международных проектах Россию крепко потеснят. И вообще, будет сделан мощный шаг в сторону положения «страны-изгоя».
Кого-то все это может только окрылять: «правильным курсом идете, дорогие товарищи – НАЗЛО ГАДАМ!». Но думаю, что таких любителей острых ощущений среди народа России и российской элиты все же подавляющее меньшинство.
И зачем же все это нужно?
Ради присоединения Южной Осетии? Ради независимости Абхазии и Приднестровья? Из братской любви к сербам? Из маниакального желания «доказать Западу»?
Серьезные государственные мотивы…
Кстати, ради любви к братьям-славянам Россия не только воевала в 1877-78 годах, создав Болгарию, которая, в свою очередь, дважды воевала ПРОТИВ России на стороне Германии. Это-то цветочки… Но ведь желание «заступиться за братьев» стало предлогом (или не только предлогом, но и одной из реальных причин?) вступления России в 1914 году в войну против Австро-Венгрии, что обернулось Первой Мировой войной, гибелью Империи, распадом России, из-за чего, в итоге, погибло добрых 20 миллионов граждан России.
Неужто Россия свой братский долг все еще не выполнила?
Кстати – а … взамен Россия что-то получила?
Что же?
Или нам все трын-трава и мы по-прежнему «сербы, больше чем сербы» – ведь Сербия-то по-любому хочет вступить в ЕС. В тот ЕС, с которым Россия готова разругаться… из-за Косово.
Я уверен: никаких глупостей Россия не наделает. Но боюсь, что сдержанную позицию Кремля, ослепленное российское общественное мнение, объявившее войну НАТО, воспримет не как ум и силу, а как слабость.
Обидно …
P. S. А вообще, все это весьма печально.
Кого Бог хочет наказать – лишает разума.
Как бы ни поступила Россия, но Западная Европа в «маниакальных приступах
политкорректности» и из глупого упрямства разрушает международное право – на котором и стоит «материк Европа».