Сейчас, после того, как прошло недоумение от крайне вызывающего поведения Зюганова, можно с уверенностью сказать, что лидер коммунистов специально пытался устроить провокацию, специально вызывал на себя удар с тем, чтобы «Единая Россия» бросилась в бой с КПРФ. Демонстративно неуважительные и даже в какой-то мере хамские слоганы кампании «красных» направлены не на привлечение электората, а на то, чтобы против коммунистов была начата война. Чтобы по ним начали палить изо всех пушек. Потому что в противном случае партия Зюганова рискует к концу избирательной кампании серьезно сдуться.
«Бейте меня, бейте…»
Рассчитывать на более-менее позитивный результат КПРФ может, только если кто-либо возьмет на себя тяжкий труд по раскрутке компартии
Дело в том, что после появления «Справедливой России», которая раскачала левую повестку дня настолько, что сейчас почти все партии соревнуются в том, кто левее выступит, рейтинг КПРФ начал расти как на дрожжах. Напомню, что в 2005 году и в начале 2006 года многие эксперты сомневались, способна ли Компартия пройти в новую Думу в принципе.
Но так как справедороссы заявили себя как социалисты, в обществе проснулся серьезный интерес к идеям социализма, отчего во многом выиграла КПРФ. Также КПРФ получила мощный приток электората, когда была разрушена партия «Родина». В итоге на региональных выборах коммунисты начали показывать неплохие результаты.
Многие начали предрекать КПРФ блестящее будущее и чуть ли не 25% на декабрьских выборах. Но истина такова, что сейчас коммунисты переживают острейший период кризиса самоидентификации. И если этот кризис не будет преодолен, то партия Зюганова на выборах, вполне вероятно, может просесть вплоть до 10%, а главное, проиграть «Справедливой России» в гонке за второе место.
Понимая это, КПРФ и выступает с хамскими и наглыми заявлениями в адрес «Единой России». Коммунисты не хотят, чтобы их спарринг-партнером была партия Миронова, напротив, они надеются, что роль основного соперника на себя добровольно примет партия власти.
Тогда Зюганов окажется в такой же комфортной позиции, что и Рогозин в 2003 году: «Единая Россия» будет постоянно актуализировать повестку КПРФ, как Чубайс актуализировал повестку «Родины».
При этом очевидно, что сейчас компромата на компартию по сравнению с 2003 годом практически нет. Всю имеющуюся в наличии «чернуху» выплеснули на коммунистов в статьях Ильи Пономарева на «Полит.Ру». Да и было этого компромата с гулькин нос.
Ну скажите, действительно, разве это компромат, когда бывшие руководители ЮКОСа Муравленко и Кондауров снова входят в список коммунистов? Нет, конечно – они всегда демонстрировали свое благорасположение к КПРФ, и то, что Зюганов включает их на проходные места в региональных группах, – лишь дань благодарности.
Разве является компроматом то, что в ряде регионов на проходные места в списках КПРФ претендуют бизнесмены, финансирующие местные парторганизации? Тоже нет. Ну разве является компроматом то, что в Саратове суд признал соответствующим действительности заявление единоросса Николая Панкова, обвинившего коммуниста Валерия Рашкина в связях с преступными группировками? Вот это, конечно, компромат, но больно уж хиленький.
В общем, ситуация такая, что КПРФ сейчас входит в избирательный цикл практически «чистой». Связи с Березовским забылись. То, что ЮКОС в лице Ходорковского и Невзлина покупал депутатов КПРФ, также помнят немногие. Говорить о продажности коммунистов сейчас, когда они ведут чистки в своих региональных организациях, выметая оттуда бизнесменов, смешно.
Но это – только одна сторона медали. Другая сторона такова, что коммунисты входят в избирательную гонку как самая серая, самая невзрачная, самая неповоротливая, самая неинтересная и самая косная партия. Рассчитывать на более-менее позитивный результат (больше, чем было на прошлых выборах) КПРФ может, только если кто-либо возьмет на себя тяжкий труд по раскрутке Компартии.
Зюганов, прекрасно осознавая реальное положение дел, как раз и выступил с предложением, чтобы эту «почетную» обязанность добровольно возложила на себя «Единая Россия». Но в партии власти не дураки сидят, и вытаскивать пропахшую нафталином КПРФ из полумертвого состояния не собираются. «Единая Россия» – не реанимационная бригада.
Зюганов пытался заполучить к себе Касьянова
Сейчас, после того, как прошло недоумение от крайне вызывающего поведения Зюганова, можно с уверенностью сказать, что лидер коммунистов специально пытался устроить провокацию |
Чтобы было понятно то, что происходит сейчас в КПРФ, я приведу несколько примеров. Возьмем родину Зюганова – Орловскую область. Мэром в столице региона городе Орле пребывает Александр Касьянов. В начале августа, во время визита на свою вотчину, Зюганов поставил Касьянову чуть ли не ультиматум: либо работа на КПРФ и вступление в список компартии, либо коммунисты отказывают Касьянову во всякой помощи.
Это требование было сделано на фоне того, что Касьянову все труднее и труднее было решать проблемы города без поддержки со стороны «Единой России», о чем Зюганов не мог не знать. Мэр Орла не стал терпеть подобное давление со стороны лидера компартии и в результате 7 сентября 2007 года вступил в «Единую Россию», несмотря на отнюдь не самые дружеские отношения с губернатором региона Егором Строевым.
Таким образом, в списке по Орловской области КПРФ получит невнятные фамилии – лидера горкома КПРФ Иконникова и главы обкома Хахчиева, которые сейчас отчаянно борются за единственное проходное место от региона. Первый, понятное дело, победит, так как является доверенным лицом Зюганова.
Но если его лицо знакомо самому Зюганову, то жителям области оно практически ничего не говорит. Еще раз заметим, что все это происходит в родной для Зюганова области, где непрохождение кандидата от КПРФ будет личной пощечиной лидеру коммунистов.
Тактика запугивания вообще свойственна коммунистам в этой кампании. Аналогично ситуации с орловским мэром развивается скандал на Камчатке. Бывший губернатор региона Михаил Машковцев недавно получил «черную метку».
Волгоградские коммунисты по наущению из Москвы направили ему письмо, в котором потребовали, чтобы прежний руководитель Камчатки ни в коем случае не оказывал поддержки «Справедливой России», пригрозив в противном случае ответными мерами. «Возможно, Вы заблуждаетесь, хочется верить, возможно, не осознаете всей глубины публичных заявлений, опубликованных в печати. Подумайте, еще есть время», – говорится в письме.
Учитывая крутой нрав Машковцева, можно не сомневаться, что этих волгоградских коммунистов он направит по известному адресу, а камчатскому отделению КПРФ не придется рассчитывать на помощь от самого известного и популярного политика области. В результате такой политики кавалеристского натиска коммунисты Камчатки уже потеряли не меньше 10% голосов.
В других регионах ситуация не лучше. Зюгановцы воронежской области включают в список на второе проходное место беспартийного депутата белгородской облдумы Сергея Гаврилова! Кто знает этого человека в Воронеже?
Гендиректор Воронежского акционерного самолетостроительного общества, чьим консультантом Гаврилов является. И все? Впрочем, вместе с Гавриловым, кандидатура которого, что вполне очевидно, пролоббирована справедороссом Александром Лебедевым, в кампанию местных коммунистов пришло финансирование. В результате первый секретарь обкома КПРФ Руслан Гостев, который пойдет в региональном списке первым номером, может быть уверен в своем прохождении в Думу. А то, что воронежцам предложили голосовать за неизвестного им варяга, так это проблемы самих воронежцев, не правда ли?
Безусловно, наиболее вопиющей является ситуация по Приморью. Там местные коммунисты, понимая, что публичных лидеров у них нет совсем, предложили еще весной вернуться в партию депутату Госдумы небезызвестной Светлане Горячевой, а также бывшему депутату краевого законодательного собрания Николаю Марковцеву.
Горячева согласилась вернуться, поставив условием принесение ей извинений за несправедливое исключение из партии в 2002 году. Естественно, никто ей извинений не принес, и Горячева вступила в «Справедливую Россию», а также выступила с рядом разоблачительных статей в региональных СМИ, которые нанесли серьезный удар по репутации коммунистов.
Ситуация с Марковцевым и вовсе получилась комическая. Он вступил летом в КПРФ, с тем чтобы занять первое или второе место в региональном списке. Однако к осени стало известно, что никто его в списки включать не собирается. Тогда Марковцев сплотил вокруг себя активную оппозицию ортодоксальным коммунистам и начал вести против них информационную войну. В результате через несколько месяцев после торжественного принятия бывшего депутата в ряды КПРФ его со скандалом из партии вышвырнули.
Список коммунистов по Приморью теперь возглавят депутат Госдумы Владимир Гришуков, доктор экономических наук, профессор преподаватель ВГУЭС Владимир Ембулаев и Павел Ашихмин, возглавляющий приморское отделение Союза коммунистической молодежи. Вряд ли помимо искренних адептов Зюганова найдется много желающих проголосовать за этих кандидатов.
А вот в Пермской области коммунисты решили пойти по иному сценарию. Там они подобрали «обиженного бизнесмена» – бывшего руководителя Пермского порохового завода Геннадия Кузьмицкого, который, между прочим, являлся руководителем государственного предприятия и снят был с должности в соответствии с решением вышестоящей структуры (Росатома).
Такой подарок коммунисты использовали для получения финансирования, участия в давлении на Росатом, а также для активного ведения избирательной кампании «в защиту невинно уволенного директора». Правда, сам директор получит в региональном списке КПРФ второе место, но и это место будет, скорее всего, проходным. Первое останется за депутатом Госдумы коммунистом Олегом Куликовым.
Геронтократия на марше
КПРФ – партия, отжившая свое. Она как мастодонт, загораживает проход, не дает протиснуться новым социально ориентированным силам |
Впрочем, ситуация, когда бизнесменов и спонсоров КПРФ включают в списки на проходные места, нетипична. Так же как нетипичным является положение, когда на проходное место ставят более-менее молодого человека. Старые коммунисты мертвой хваткой цепляются за возможность проползти в Госдуму. Хоть тушкой, хоть чучелом. Всех молодых, всех активных они не просто отталкивают, но и стремятся выгнать.
Так, например, была инициирована кампания по борьбе с «неотроцкизмом», в результате которой из руководящих органов КПРФ были изгнаны Анатолий Баранов, Павел Басанец и Петр Милосердов. Из КПРФ ушла часть Союза коммунистической молодежи.
От КПРФ максимально дистанцировался, а затем и ушел к «Справедливой России» Молодежный левый фронт во главе с Ильей Пономаревым. Бизнес сейчас активно концентрируется вокруг «Патриотов России» Семигина, оставляя коммунистам крохи, которых не хватает на нормальную работу.
Как грустно признал в разговоре со мной изгнанный из коммунистов Петр Милосердов, «обновление КПРФ сорвалось и провалилось». А другой мой знакомый технолог рассказал о том, как в Новгородской области коммунисты «принимают» в свои организации бизнесменов: «приходит фермер в сельское отделение КПРФ и говорит, мол, хочу с вами работать, деньги давать вам и продвигать себя и свой бизнес, а ему отвечают – ты олигарх, бизнесмен, а мы тут пролетарии, шел бы ты подобру-поздорову». Это не шутка, это типичное отношение коммунистов к новым лицам в организации.
В этой связи я вспоминаю историю полуторагодичной давности, когда на одном из приемов я и тезка Святенков подошли к Зюганову, чтобы поздравить его с тем, что Петр Милосердов провел, на наш взгляд, красивую и эффектную кампанию по выборам в депутаты Мосгордумы.
Зюганов тогда аж скривился. Слышать о том, что молодежь может что-то делать успешно, для него – как на больную мозоль наступать. Потому что чем лучше молодежь, тем меньше шансов у самого Зюганова и его окружения, которые, как верные ученики Леонида Брежнева, будут цепляться за свои просиженные и проеденные молью кресла, свои привилегии, свои персональные машины, дачи и больницы.
Цепляться вплоть до самой смерти. Никакого обновления КПРФ нет и быть не может потому, что компартия – структура закрытого типа, не предусматривающая ни наследования, ни ребрендинга. Именно поэтому КПРФ умирает.
К сожалению, в связи с возникновением «Справедливой России», как я уже говорил, смерть коммунистов замедлилась. На нынешних выборах партия точно попадает в Госдуму. Да, у нее сейчас грандиозные проблемы, связанные с невнятностью. Да, партия принципиально не умеет работать с новым электоратом, тогда как старый уже почти вымер. Но свои 13% она получит. Если только не вмешается случай.
А случай этот выглядит следующим образом. «Единой России» следует полностью и абсолютно игнорировать КПРФ, что бы эта структура ни делала. В крайнем случае, если коммунисты все же будут зарываться, можно будет обнародовать, например через «Молодую гвардию», информацию о том, как некоторые члены «Единой России» спонсируют коммунистов (в качестве примера привести Самару или Киров). Но это в самом крайнем случае, а главная стратегия – полное забвение.
«Справедливой России» нужно не подсчитывать, сколько коммунистов к ней перебежало (главное, стимулировать этот процесс), а долбить в болевую точку КПРФ, объясняя, что никаких перспектив у активных, молодых, амбициозных и просто богатых в этой организации нет. Наконец, «Патриотам России» я бы рекомендовал бить по Алферову.
Уже сейчас известно, что в первой тройке будут Зюганов, Алферов и, скорее всего, Мельников (в крайнем случае, последнего сменит Харитонов или Савицкая). Алферов в тройке – слабое звено. Гениальный ученый, лауреат Нобелевской премии, недавно он крайне неудачно подставился, выступив против Русской православной церкви. Полагаю, что в ходе кампании Геннадию Зюганову, который кичится хорошими отношениями с церковью, придется выслушать много нелестных слов по поводу безбожия его соратников.
Не стоит думать, что КПРФ – партия Кремля или партия, дорогая Кремлю: ничуть нет. Недавнее голосование коммунистов по кандидатуре премьер-министра Виктора Зубкова продемонстрировала, что зюгановцы являются последовательными противниками реализующегося сейчас плана президента Владимира Путина.
Начавшаяся кампания КПРФ – сплошь популистская. Уже эти два фактора делают коммунистов врагами для тех, кто считает нынешний курс правильным и видит необходимость его закрепления и продолжения. А популизм КПРФ не может не вызывать раздражения в Кремле, где в течение прошедших 8 лет последовательно боролись с ним. Так что никакого хорошего отношения к коммунистам на этих выборах ожидать не приходится, что не может не радовать.
КПРФ – партия, отжившая свое. Она, как мастодонт, загораживает проход, не дает протиснуться новым социально ориентированным силам. Эта партия должна умереть, и чем скорее, тем лучше.
Если она получит на выборах в декабре меньше, чем в 2003 году, – это будет последний шаг Зюганова и его партии в пропасть. Стыдно в такой ситуации не подтолкнуть этот осколок грустного, серого, скучного и неактуального прошлого. Помочь КПРФ сделать шаг в пропасть – акт великого гуманизма по отношению к российской политической системе.