Как говорил один уважаемый старичок, «я сидел при Александре II Освободителе, при Александре III Миротворце, при Николае II Кровавом, при Керенском я сидел тоже…».
Они объединялись при ВР (кто забыл – «Выбор России») Гайдара, при ДВР (кто забыл – «Демвыбор России») Гайдара – Чубайса – Немцова, при СПС Немцова – Чубайса – Хакамады. Теперь они объединяются при СПС Белых – Гозмана. Что касается «Яблока», то оно, как известно, хоть и подсыхало, теперь уже почти до косточки, но лидера не меняло. «Эта дама из моего ребра, и без меня она уже не может».
По законам жанра после такой «истории объединения» они не смогут объединиться никогда – это разрушило бы всю эстетику демократических порывов. А может, они просто понимают, что объединение – это смерть, братская могила, а жизнь – бесконечный процесс приближения к объединению?
Естественный ближайший аналог – объединение России с Белоруссией. Почти такой же длины «тормозной путь объединения». Те же идеи о «двуглавом орле» – стране (партии), состоящей из двух равноправно-братских стран (партий), с двумя президентами-сопредседателями…
Вот 23 мая объединение вступило в очередную фазу. Нежданно-негаданно опубликовано совместное заявление Белых – Явлинского. Этот «меморандум» был, оказывается, подписан еще 28 апреля, но бумага серьезная – еще месяц ее согласовывали. И вот наконец плод мучительных месячных – перед нами. «Плыви же к невским берегам, новорожденное творенье…»
Месяц был потрачен не зря!
Текст оправдывает все усилия.
Cклонный к цинизму избиратель СПС и склонный к резонерству избиратель «Яблока» мало пересекаются
«Мы считаем полезным и перспективным диалог, начатый осенью 2005 года, касающийся формирования объединенной политической структуры, имеющей своей целью и задачей демократическое плюралистическое развитие нашей страны.
Несмотря на все попытки осложнить условия ведения переговоров, нам удается делать обсуждение конструктивным и предметным.
Мы намерены последовательно стремиться к созданию эффективных демократических структур на региональном и федеральном уровне.
Мы сделаем все возможное для сохранения конструктивного характера наших контактов, приложим все наши усилия к тому, чтобы избежать возникновения бессодержательной конфликтной среды и снижения эффективности диалога.
Мы выступаем за то, чтобы выработать общие базовые взгляды на прошлое, настоящее и будущее страны, считая, что без этого невозможно создание общественной атмосферы демократии и модернизации».
Ну-с, хорошо, преамбулу с грехом пополам пробежали, а дальше-то, когда о деле будет?
А дальше – подписи: «Белых Н. Ю., Явлинский Г. А. 29 апреля 2006». В смысле – дальше тишина. Это – ВЕСЬ ДОКУМЕНТ.
Вот так-то.
Надо сказать, что, видимо, от горя и бедствий разум демократов слегка помутился и они… вообразили себя «партией власти». Дело в том, что, согласитесь, подобную идеально гладкую, сверкающе, стерильно чистую поверхность бюрократических слов-заклинаний, без вкуса и запаха, без единой складки мысли, без пятнышка смысла, на Руси можно встретить только в манифестах партий власти – от КПСС и до наших дней. Оппозиция, традиционно не гоняясь за смыслом (только сбивать избирателя с толку!), пыталась хотя бы имитировать драйв, а не так открыто во всю глотку зевать в лицо «электорату».
Да, вошли в образ партии власти. А и правда, чем они хуже (лучше)?
Абсолютно ничем. Кроме одного – они не во власти. Им зевать не положено по чину. Или… уже только зевать и остается – делать все равно нечего?
О том, почему нет драйва и даже имитировать его не получается, можно много говорить. Личная усталость, дорога из одних ям и ухабов, клеймо вечных неудачников…
Особо хотел бы отметить одну из причин этого великого морального опустошения (по крайней мере со стороны «Яблока») – это исчезновение последнего стимула к жизни. Стимулом была борьба с СПС.
Я не собираюсь писать «Историю борьбы «тупоконечных» и «остроконечных» демократов в городе Глупове», но кое-какие живые подробности помню. Помню, как в предвыборном штабе СПС гневно обсуждались какие-то очередные статьи пламенного публициста «Яблока» Александра Минкина. «Всю свою звонкую силу поэта» он отдавал проклятьям в адрес Чубайса – Немцова – Гайдара. Ни о Зюганове, ни о Рогозине, ни – спаси господи! – о партии власти, ЕР, он, разумеется, ничего похожего по накалу ненависти никогда не сочинял. Сердцу не прикажешь – а он, как и все в «Яблоке», если кого и ненавидел от души, так только названных выше собратьев по «демдвижению».
Что уж тут было – конкуренция за одних и тех же избирателей? Но социологи уверяли, что склонный к цинизму избиратель СПС и склонный к резонерству избиратель «Яблока» мало пересекаются. Или «старые больные раны» – личные обиды с 1991-1992, когда не Явлинский, а Гайдар возглавил «правительство реформ»? Или просто иррациональная, но мощная внутривидовая борьба? В конце концов друг на друга эти интеллигентные экономисты похожи, а с тяжелой номенклатурой партии власти, с «чисто конкретными соколами Жириновского» или неотесанными провинциальными коммунистами Зюганова у них очень мало общего. Что ж, отсюда и сравнения друг с другом, взаимное отталкивание, взаимная ненависть.
Лидер СПС Никита Белых и лидер Яблока Григорий Явлинский (фото Ася Мардо/ВЗГЛЯД) |
Ясно, что в результате взаимного обливания помоями обе партии примерно одинаково выглядели в глазах избирателя. «Нет, ребята-демократы, вы уж сперва как-то друг с другом разберитесь, а так смотреть на вас, с вашими бабскими амбициями, истериками и ревностями, противно» – как говорится, «взгляд, конечно, очень варварский, но верный».
Отсюда судорожные попытки «прекратить». А поскольку просто отдалиться друг от друга они не могли, то выход был один. Если нельзя убить, то приходится соединяться.
Идея «объединения» все время витала в воздухе – и каждый раз кончалась скандалом совершенно в стиле «неуместных собраний» в романах Достоевского, где герои, собравшись «помириться», быстро высказывают друг другу «всю правду» – со всеми вытекающими из-под этой «правды» последствиями…
Помню, во время роковых для СПС – «Яблока» выборов 2003 года (когда в итоге из Думы вылетели и те и другие) я был на какой-то предвыборной ТВ-передаче. Были там разные партии, но гвоздь вечера – СПС и «Яблоко».
В тот момент их очередное «объединение» находилось в стадии «и я вам тоже не буду в суп мочиться». То есть джентльменская как бы договоренность не обливать друг друга помоями… первым.
Все тихо накалялось, но внешне шло более-менее пристойно, как вдруг (любимое словцо Достоевского!) Татьяна Толстая (она там представляла СПС) возьми да скажи Явлинскому: мол, Вы, Г. А., проиграли свою революцию, потом, как Керенский, в женском платье уедете в Лондон мемуары писать, а нас тут оставите расхлебывать заваренную Вами кашу.
Лидер СПС Никита Белых и лидер Яблока Григорий Явлинский (фото Ася Мардо/ВЗГЛЯД) |
Говорю: господа, опомнитесь, кончайте швырять друг в друга бумеранги, ведь та мерзость, которую вы демонстрируете, она же отобьет у избирателя последнюю ВОЗМОЖНОСТЬ (про желание не заикаюсь!) за вас голосовать. Неужели кому-то это не очевидно?! Кох (СПС) в ответ только самодовольно ухмыльнулся – все нормально, все учтено могучим ураганом! Иваненко («Яблоко») был более пространен в своих проклятьях в адрес выродков рода человеческого из СПС.
К чему я это говорю? Чтобы укорить историей старых склок?
Да нет, как раз наоборот – чтобы подчеркнуть степень контраста с днем нынешним: та история умерла. Нет уже никакого Коха в СПС, полная смена караула. И Минкин, слава богу, нашел другое применение своей желчи, забыл про СПС, и «проклятье Чубайса», опять же, с СПС снято.
Белых за Чубайса не отвечает!
Ненависти больше нет. Но когда она ушла, вдруг выяснилось, что ничего и не осталось…
«Объединительный тремор» продолжается, а объединения нет как нет. Вместо него вот такие издевательские «манифесты», как приведенный выше. Отписка для ревизора… А ревизора-то – нет! Всем окружающим давно уже на это дело наплевать, а они все еще что-то перед кем-то зачем-то имитируют…
Дрались как живые, объединяются – как покойники целуются.
И ведь отлично знают, что поодиночке шансов пройти в Думу абсолютно никаких. Но даже усилий Путина (новый закон о выборах) мало, чтобы склеить осколки двух ваз в новую вазу.
Но беда не в них с их мятыми брендами.
Только немой за последние три года не кричал, что «старые правые» умерли – да здравствуют «НОВЫЕ правые»!
А новых правых, сексапильных, брутальных, современных, интеллектуальных, кудрявых, белозубых и синеоких, которые – общий стон! – должны наконец «соединять либерализм и патриотизм, любовь к свободе и любовь к России», и в помине нет. Эти идеи соединяются так же долго, нудно, безнадежно, как «Яблоко» с СПС, Россия с Белоруссией, Мышкин с Рогожиным…
Почему так? Не знаю. Но факт. Электоральная ниша – есть, а вокруг нее валяются одни рваные обертки.
А раз новых правых нет (и все скороспелые кандидаты на правую должность лопаются, даже почти без всякого шума), то на сцене и продолжают оставаться «дорогие многоуважаемые шкафы». Пыль – в палец, пустые ящики – на полу, вместо четырех ножек есть три (одна треснула), но тоненький-тоненький скрип «о-бъе-ди-ни-м-м-м-ся…» все равно идет… «А вокруг – тишина».