Авторские колонки

27 марта 2006, 23:16

Олег Кашин: Единственный шанс для Лукашенко

Триумфальная и безоговорочная победа Александра Лукашенко на выборах президента Белоруссии 19 марта 2006 года начала отсчет последних минут (дней, часов – неважно; главное – этот срок имеет конечное временное значение) существования Белорусской Республики в ее нынешнем виде.

Внешнее и отчасти внутреннее давление на Лукашенко может закончиться только одним – скорой отставкой белорусского президента и формированием нового правительства на основе той самой оппозиции, которая неделю назад провалилась на выборах. Очевидно, что Лукашенко и сам понимает, что единственный выбор, перед которым он сегодня стоит, – это выбор между одиночной камерой в спецтюрьме при очередном международном трибунале наподобие Гаагского и скромной пенсионерской дачей в дальнем Подмосковье. Третьего не дано, не кончать же жизнь самоубийством на потеху какому-нибудь Козулину, которого сам Лукашенко незадолго до выборов справедливо назвал с трибуны Всебелорусского народного собрания дебилом. Понимая это, Лукашенко нервничает, латает тришкин кафтан своей расползающейся по швам и не только по швам власти, совершает глупость за глупостью (разгоняет митинги, арестовывает оппозиционеров и так далее), словно ожидая, пока кто-нибудь из его ближайших соратников слетает в Вашингтон и получит ярлык на сдачу власти в обмен на что-нибудь до неприличия материальное.

Ни Лукашенко, ни перманентно восстающая Франция не догадываются, насколько они созданы друг для друга

Размышлять о том, почему политическая судьба Александра Лукашенко сложилась именно так, а не иначе, не хочется – об этом и так было сказано и будет сказано потом слишком много, всем и так все понятно: одни говорят, что он тиран, другие – что не угодил «мировому правительству»; но это совершенно не имеет значения – когда режим обречен, глупо и бессмысленно рассуждать о том, какой конкретный эпизод стал главной причиной этой обреченности.

Лучше перенесемся в другой конец Европы, во Францию, которую (в последние месяцы это стало почти традицией) опять лихорадит. На смену громившим парижские пригороды «понаехавшим» парижанам в первом поколении пришли новые борцы с современным европейским устройством – студенты Сорбонны. Начавшись в рамках общественной дискуссии об отмене типично советской законодательной нормы о привилегиях, как их называли в СССР, «молодых специалистов», студенческий бунт перерос в национальный политический кризис, местами напоминающий события в Минске, – телевизионная картинка из французской и белорусской столиц практически неразличима (разве что в Париже протестующих на порядок больше и полиция гораздо более жестока, чем перепуганные минские омоновцы). События в Париже и Минске рифмуются настолько странно, что нельзя обойтись без хотя бы каких-нибудь выводов о связи (условной, конечно) между этими событиями.

Что это за связь?

Все очень просто. Есть Лукашенко, за 12 лет президентской карьеры окончательно поставивший себя вне существующего в Европе политического порядка. Есть протестующая Франция, задыхающаяся от того же самого европейского порядка, порядка, превращающего старинные европейские города в ближневосточные кишлаки; порядка, под почти социалистическую риторику демонстрирующего капитализм в самых неприглядных его проявлениях. Иными словами, в разных концах Европы есть два одинаково (хоть и по разным причинам, хотя и это не факт) антиевропейских, по сути, субъекта.

Размышлять о том, почему политическая судьба Александра Лукашенко сложилась именно так, а не иначе, не хочется
Оба субъекта, что немаловажно, ведут себя так, что, кроме них, новой, до омерзения совковой Европе никто не противостоит. В обоих случаях явно причина – банальное недомыслие. Запуганный и задерганный внутренними и внешними угрозами Лукашенко не видит для себя иной матрицы поведения, кроме повадки отмороженного латиноамериканского диктатора, – то есть не мыслит себя без омоновских отрядов с дубинками, топорно-оголтелой пропаганды, международной полемики на грани фола (чего стоит одно адресованное Бушу лукашенковское «террорист номер один»!). В свою очередь стихийные леваки французы, которых в шестьдесят восьмом году прошлого столетия столь удачно выручил вовремя появившийся на Кубе пижон Че Гевара, сегодня, спустя почти сорок лет после его гибели, чувствуют себя заметно растерянными – вождей, способных решать локальные технические задачи, хватает, вождя же, заслуживающего того, чтоб стать иконой, просто нет. Самые отчаянные радикалы по примеру знаменитого Ильича Рамиреса Санчеса неуверенно примеряют маски фанатичных мусульман, робко пробуя на роль плакатного вождя самого бен Ладена, – но ничего из этого не получится и не может получиться, потому что бен Ладен, как на него ни взгляни, – международный мерзавец и людоед, а вовсе не глобальная альтернатива существующему миропорядку.

Ни Лукашенко, ни перманентно восстающая Франция не догадываются, насколько они созданы друг для друга.

Давайте пофантазируем. Белорусское правительство приглашает всех желающих французских студентов бесплатно продолжить обучение в вузах Минска, тем более что в них после исключения оппозиционерствующих гопников освободится достаточное количество учебных мест. К парижанам приезжают минские эмиссары – допустим, из Белорусского республиканского союза молодежи, аналога наших «Наших» (простите за каламбур). Над демонстрациями поднимаются красно-зеленые флаги Белоруссии и портреты Лукашенко – вот он, новый Че Гевара! Студенческие волнения в Париже заканчиваются полным удовлетворением условий протестующих. Лукашенко в свою очередь получает почти всеевропейскую поддержку (по крайней мере поддержку той части европейского населения, которая устала от существующей в нынешней Европе диктатуры условностей и политкорректностей) и может уже гораздо более уверенно разговаривать с остальным миром. В самом деле, за ним уже не только потенциально продажные силовики и чиновники, но и влиятельная часть мирового общественного мнения.

Это, пожалуй, единственный шанс для Лукашенко. Жаль только, что он им не воспользуется – не догадается просто. Поэтому сейчас и идет последний отсчет его президентства, несмотря на масштабность недавней его победы на выборах и немногочисленность митингующих оппозиционеров. Обороняющийся всегда проигрывает, а чтобы наступать, нужен интеллект.

Вам может быть интересно

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Военкор заявил о лжи главкома ВСУ Сырского о взятии острова Нестрига

Морпех с Днепра сообщил о том, что слова главкома ВСУ Александра Сырского о взятии под правым берегом Днепра острова Нестрига не являются правдой, сообщил военкор Александр Коц.

Суд по делу Гуцул перенесен из-за отсутствия переводчика

Судебное заседание по делу главы Гагаузии Евгении Гуцул было перенесено из-за отсутствия переводчика на русский язык, сообщил ее адвокат Вадим Бэнару.

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

У Майданова возник отек Квинке

Певцу Денису Майданову стало плохо в Центральном академическом театре Российской армии в Москве, сообщил его директор Захар Майданов.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?