Авторские колонки

26 января 2006, 15:26

Павел Руднев: Человек-некто Театра Камбуровой

Елена Камбурова – певица хорошей артистической судьбы и поразительной скромности. В своем театре ее не видно, не заметно. Но виден результат – репертуар, который хочется смотреть.

Начиная от спектаклей Ивана Поповски, сделавших театру имя и укрепивших самого Поповски как режиссера именно музыкального театра, и до моноспектакля «Никто» Владимира Михельсона – сделанного с той подробностью актерской техники, которую забыли в театрах больших и академических.

Спектакль «Никто» в Театре Елены Камбуровой, который можно зачислить в десятку лучших спектаклей текущего сезона, располагает к разговору о самом театре. Крохотный, хрупкий, похожий на кукольный домик с драгоценностями, этот театр сегодня занимает нишу одного из самых ярких камерных сцен столицы – разумеется, из числа традиционных.

В этом, пожалуй, и сокрыт единственный путь к успеху: когда известная личность открывает театр своего имени и в драгоценный оклад опасается ставить не только свою единственную икону, заменяя тоталитарное мышление принципом конфедерации.

Но сперва речь о главном предмете – премьерном моноспектакле Ирины Евдокимовой, поставленном по прозе Нины Берберовой петербургским режиссером Владимиром Михельсоном.

В образе аккомпаниаторши мы видим часто встречающегося в ХХ веке маленького негероического человека, нагловато «протискивающегося» в историю

Всегда важно знать первоисточник. Перед «Аккомпаниаторшей» Берберовой мрачнеют ее бледные копии – «Контрабас» Зюскинда и «Пианистка» Эльфриды Елинек, но пришедшие на спектакль в Театр Камбуровой непременно и сразу вспомнят об этих навязчивых символах современного человека. Слишком сближены здесь и музыкальная страда жизни, вынуждающая одних солировать, а других аккомпанировать более удачным, и тема морального унижения маленького человека, имеющего право на бунт. В «Аккомпаниаторше» сказано нечто глубинное, нечто самое важное про «подвиг» маленького человека и его злой умысел возвыситься над серостью, которую он же олицетворяет.

В образе аккомпаниаторши мы видим часто встречающегося в ХХ веке маленького негероического человека, нагловато «протискивающегося» в историю. Всеми силами слабого организма. Нескромный и варварский, разрушительный и действующий как толпа, это герой без имени, герой-никто. Разительно расхождение героя XX века с маленьким человеком XIX – обиженным и слабым, требующим защиты. «Наш» маленький человечек, хилый героишка, ни больше ни меньше – судится с Богом за краюху судьбы. И мстит ему же за то, что краюха такая маленькая. Героя XIX века никто не замечал, а этот – кричащий, бунтующий – заметен.

Почти два часа на сцене Ирина Евдокимова – яркая актриса из четверки, с которой работает у Камбуровой Иван Поповски (спектакли «P. S. Грезы…» и «Абсент»). Каждой актрисе из этой удивительной мини-труппы имеет смысл иметь по моноспектаклю. Евдокимовой всегда удавалось выделяться как драматической актрисе с вокалом среди вокалисток с драматическими данными. Клоунесса, легко превращающаяся в Валькирию, героиня, у которой в облике нет ничего геройского – наоборот, много простецкого. В ее ассиметричном лице, страдающих глазах со злыми огоньками, в ее крепком, с холодком голосе, от мощи которого дрожит воздух, – во всем ее облике заряжены протест и несогласие. Она некомфортна, угловата и конфликта – чего с лихвой хватает на моноспектакль.

Елена Камбурова (фото ИТАР-ТАСС)

Когда у актрисы каждые полминуты меняется выражение лица и смысл можно прочесть за пределами текста, такая работа в скуке зрительской не завянет. Моноспектакль – жанр сложнее некуда. Ирина Евдокимова его оседлала мастерски. Она произносит мучительный, грызущий душу зрителя монолог о зависти. Аккомпаниаторша, которую из жалости взяла к себе в компаньонки известная певица, мстит ей за любовь и ласку, рассчитываясь перед Небом за свое непризнанное убожество. В классической традиции это был бы монолог раскаяния. Но теперь, в век модернизма, рассказ о самом дурном поступке жизни превращается в арию гордости, арию убежденности. Аккомпаниаторша идет на предательство против хозяйки, как Иуда шел против Христа, – остановить неправильную, на взгляд предателей, поступь судьбы, исправить небогоугодное дело.

В «шляпе из подушки, валенках из ковра» голодная, несчастная, убогая Софья Антоновская в 1919 году приходит в роскошную сытую квартиру оперной знаменитости. И с этих пор, здоровея и хорошея на хозяйских харчах, замысливает предательство: разоблачить спасительницу, заставить ее страдать, разрушить ее счастье. «Обнюхивая» чужую славу, как заядлая фетишистка, испытывая чувство удовлетворения от прикосновений к чужой славе, сексуально зависимая от унижения чужим успехом, она хочет одновременно покончить и с собой, и с объектом любви/зависти.

Ирина Евдокимова играет не стихийную бунтовщицу, не «самоубийцу», ее тело собранно, а речь работает как заведенный, внятный механизм, исключающий сбивчивость исповеди. Евдокимова играет внутренний монолог, скрытый в подкорке. Ее спектакль похож на трепанацию черепа: Антоновская изымает пулеметную ленту ненависти из патронташа бессознательного. У этой девушки, не умеющей устроиться в жизни, мозги приведены в систему. Героиня Евдокимовой – машина, реализующая зловещий план. Она полна внутренних речей, но всю жизнь свою ведет к одному-единственному поступку в жизни – предательству хозяйки. Предательству, которому не суждено сбыться. Спектакль о несостоявшемся преступлении, но это не значит, что греха на аккомпаниаторше нет.

В тексте Берберова лишь намекает, что причина зависти – классовая ненависть и что, по мнению «кухарки» Антоновской, богатую оперную диву Травину нужно наказать репрессиями. Но это уловка, вульгарно-социологический подход, почти пародийно звучащий в спектакле.

Рассказывая о своем детстве, героиня Ирины Евдокимовой так особо выделяет слово «стыд», словно это главный козырь ее жизни. Мать «прижила» ее с любовником, детство было окрашено в чувство стыда. Мщение «безнравственной» матери вылилось в мщение «безнравственной» певице – Антоновская хочет открыть глаза ее мужу на многолетний адюльтер. Де, безнравственность должна быть наказана.

Спектакль Владимира Михельсона и Евдокимовой разделяет призыв Фридриха Ницше, утверждавшего: величайшая тирания в мире произрастает из величайшего же в мире страдания. Измученный жизнью человек склонен мучить, невзирая на мучения других, – он просто привычен к боли.

Елена Камбурова (echo.msk.ru)

Своей «Аккомпаниаторшей» Берберова рождает в читателе глубочайшие сомнения в добродетели и нравственности. Если и было чем гордиться Антоновской, так это безупречным поведением, исключающим греховность. Ее первым грехом стала мысль о предательстве, ее первым соблазном был грех разоблачить безнравственность певицы. Берберова вскрывает оскорбленную мораль «нравственного» человека, у которого в жизни не было ни одного соблазна стать «безнравственным». Это месть за нереализованные возможности – возможности любить и страдать, падать и возвышаться, мучаться и сгорать в огне, меняться и лгать, агонизировать и делать необдуманные глупости.

Девиз «Никто» парадоксален и горек: бойтесь быть нравственными, это калечит жизнь. Ирина Евдокимова предъявляет зрителю аккомпаниаторшу как урода, «морального Квазимодо», человека без гена человечности. В программке спектакля Владимир Михельсон приводит диалог из «Алисы в стране чудес»: «Взгляни-ка на дорогу. Кого ты там видишь?» – «Никого», – сказала Алиса. – «Мне бы такое зрение! Увидеть Никого!..»

Цитата из Кэрролла – довольно тонкий намек. «Увидеть Никого» – это не просто дополнительная функция зрения и особое умение. Это гуманитарная акция! Рассмотреть, понять природу иррационального зла, рожденного из духа протеста, из духа зависти, понять человека, укрупнить его, влезть в душу, подвергнув психоанализу, не зачеркнув мятущуюся душу.

Актриса играет в спектакле так смело, так бесстрашно, словно боится хоть на миг стать похожей на свою героиню, – лезет из кожи вон, чтобы стать в своем спектакле фронтвумен, а не аккомпаниаторшей. В спектакле есть удивительный эффект: голос ее хозяйки звучит в записи, и к нему в какой-то момент добавляется сперва вой, а потом прекрасное, захлебывающееся пение, на какое способна выпускница Гнесинки Ирина Евдокимова. Это пение – соревнование, пение на убой.

Внутренний голос аккомпаниаторши оказывается сильней и выше музыки сладкого голоса примадонны. Антоновская поет с ожесточением, перекрывая чужое пение агрессией конфликтных нот, накладывая арию своего разбуженного морализма. Это как арию Тоски перекрыть роковым воплем Иуды в зачине «Иисуса Христа». Голос антигероя услышан – ему дали два часа славы, дали выговориться, освободив от мучений. Повторюсь: «Никто» – это гуманитарная акция. Этой диалектикой спектакль и ценен.

Несколько слов надо сказать о Владимире Михельсоне – новом человеке в московском театральном контексте. Михельсон, режиссер с фамилией питерского заводчика-душегуба, – колоритнейший персонаж петербургской тусовки, человек, буквально пропадающий сегодня в омертвевшем театральном Петербурге, но сохранивший ясность ума, форму и школу.

Михельсон, сейчас об этом уже забыли, – один из первых «новодрамовцев». Еще на заре моды на современную пьесу он поставил в театре «Особняк» две пьесы Михаила Угарова. В ту самую пору, когда считалось, что новой драмы вообще нет в помине.

Владимир Михельсон нашел прибежище в Театре Елены Камбуровой, который сегодня превращается в маленькую замечательную сказку с правдой о том, как надо строить театр. Елена Камбурова строила театр не для себя, а для идеи – соединить актерство и песню. И то и другое на профессиональном уровне.

Театр Елены Камбуровой пронизан музыкой – драматической, сугубо не шансонной. Здесь музыка стала самодостаточным режиссером для целого репертуара. Сегодня в этот театр с видом на Новодевичий монастырь хочется ходить и ходить. Он превратился в эстетский салон, где ампирную эстетику кинотеатра в грозном сталинском доме задекорировали под подмостки парижского кафе. Только здесь экспонаты салона – куклы, марионетки и другие артефакты – не привязаны и не прибиты к стенкам, их можно потрогать. Только здесь можно увидеть в зрительном зале полку с книжками-малышками, библиотеку, из которой можно легко украсть, но почему-то никто не ворует.

Вам может быть интересно

В Киеве прогремели новые взрывы
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?