Украинский телеканал «Громадське ТВ» в среду вечером обнародовал законопроект о «деоккупации» (или «реинтеграции») Донбасса, внесенный ранее в Верховную раду. Документ предлагает передать контроль над товарооборотом с территориями ЛНР и ДНР Вооруженным силам Украины (пока же прифронтовую зону номинально контролирует не армия, а СБУ). Президента Украины парламент наделяет правом принимать решение о военном положении и использовании ВСУ и «других военных формирований» для отпора «вооруженной агрессии РФ».
Учитывая, что популярность партии Турчинова «Народный фронт» упала до уровня статистической погрешности, естественно, что он не очень хочет, чтобы проходили какие-то выборы
В проекте утверждается, что территории ДНР и ЛНР «временно оккупированы Россией с помощью Вооруженных сил РФ». Кстати, как писала газета ВЗГЛЯД, вопреки этой формулировке, не далее как в понедельник украинские власти сами признали, что доказать наличие российских войск в Донбассе не могут.
В законопроекте содержится и дежурное упоминание о необходимости следовать Минским соглашениям, но не указывается, как и когда будут исполнены эти договоренности.
Вице-премьер ДНР, полпред республики на Минских переговорах Денис Пушилин назвал опубликованный документ «пародией на нормальный законопроект». «В любом случае, данная инициатива не обсуждалась в Минске и не может быть поддержана нами. Кроме вариаций комплекса мер, под которым стоят подписи глав наших республик, другие документы нами не рассматриваются», – пояснил Пушилин газете ВЗГЛЯД.
Как известно, в середине июня, накануне своего отъезда в Вашингтон, Порошенко пообещал, что проект закона о «реинтеграции» будет обсуждаться в Верховной раде в ближайшие дни. Однако обещание оказалось пустым. В понедельник проект рассмотрел не парламент на открытом заседании, а всего лишь Совбез – на закрытом. После заседания власти передумали и отложили законопроект на осень, до тех пор пообещав обсуждать проект с дипломатами Запада, опять же в закрытом режиме.
Ранее Турчинов призывал отменить режим АТО, создав взамен в Донбассе оперативный штаб с широкими полномочиями – для управления сразу и войсками, и военно-гражданскими администрациями. Этот режим очень напоминает военное положение. Публиковались версии о том, что законопроект «реинтеграции» по варианту Турчинова прямо запретит любые выборы в самом Донбассе, что противоречит Минским соглашениям. Ими предусмотрено избрание местных органов власти на территориях самопровозглашенных республик. В опубликованном в среду варианте закона такого запрета не оказалось, но в целом он, скорее, отражает как раз идеи Турчинова.
Директор киевского Центра политического маркетинга Василий Стоякин пояснил, что украинское руководство продолжает обсуждать с иностранными дипломатами концепцию законопроекта, например, в среду секретарь СНБО Александр Турчинов встречался с японским послом. «Из этого я делаю вывод, что если какой-то проект и опубликован, то он вытащен из мусорной корзины», – сказал Стоякин газете ВЗГЛЯД.
Как полагает эксперт, концепцию закона Порошенко возил 19–20 июня американскому коллеге Дональду Трампу, но документ посмотрел лишь вице-президент Майк Пенс и «посоветовал ему остыть с этим вопросом». Приехавший несколько дней назад на Украину госсекретарь Рекс Тиллерсон, скорее всего, тоже порекомендовал отложить концепцию, но затем ее кто-то вытащил и «спустил в СМИ». В любом случае, речь идет о проекте, который уже отвергнут, пояснил Стоякин.
Американцы похоронили концепцию Турчинова
Политолог напомнил, что изначально было два концептуально важных подхода к законопроекту. Один озвучил Турчинов и люди из его окружения. Согласно ему, президент наделяется правом вводить военное положение без согласия парламента.
«Не знаю, был ли написан такой проект, но очевидно, Турчинов хотел бы, чтобы этот проект был. Даже если вводят военное положение хотя бы в одном районе Украины, то любые выборы воспрещаются по всей ее территории. Учитывая, что популярность партии Турчинова «Народный фронт» упала до уровня статистической погрешности, естественно, что он не очень хочет, чтобы проходили какие-то выборы», – пояснил политолог. Однако против такой концепции выступили американцы, они не одобрили расширение полномочий президента, пояснил Стоякин, вот почему теперь «этот вопрос снят с повестки дня».
Другая концепция принадлежала администрации Порошенко, напомнил Стоякин. Она не предполагает военного положения, но допускает силовые операции без объявления войны или АТО. «Таким образом, можно и вести военные действия, и одновременно проводить выборы. Но тут тоже вопрос неопределенный. Вашингтон против расширения полномочий президента. Но такой вариант закона вообще расширяет эти полномочия или нет? Скорее всего, да. Поэтому он тоже под большим вопросом», – подытожил Василий Стоякин.
Вообще-то первый раз концепция «мирной» реинтеграции Донбасса прозвучала в Киеве еще прошлой осенью – ее опубликовало правительство Гройсмана. Но в декабре отряды «ветеранов АТО» начали блокаду всех дорог в ДНР и ЛНР, в итоге Киев ее задним числом одобрил и узаконил, а лозунги мирного воссоединения были благополучно забыты. Порошенко с тех пор неизменно одобрял блокаду «мятежных территорий», пока в канун встречи с Трампом вновь не заговорил о мирной «реинтеграции».
Порошенко может заявлять одно, в Верховной раде делать второе, «а на фронте демонстрировать совершенно третье», поэтому «нужно подождать ближайшей встречи в Минске», напомнил Денис Пушилин. Но в случае заключения договоренности о снятии блокады Донбасса Порошенко, по мнению полпреда ДНР, вполне способен не допустить ее нарушения со стороны «ветеранов АТО».
«У Порошенко есть масса возможностей противостоять радикалам. Вообще, это его личные проблемы, как он будет с этим справляться. Пропаганда, которая была навязана украинскому обществу, дает свои результаты, но теперь нужно попытаться отмотать это назад. Пока я не вижу таких действий в украинских СМИ. Наоборот, продолжается нагнетание. Нас продолжают называть оккупантами, террористами, сепаратистами, а Россию – агрессором. Пытаются выставить Россию стороной конфликта, хотя даже украинские власти на днях признали, что нет абсолютно никаких доказательств присутствия каких-либо российских военных. Соответственно, все эти заявления украинской пропаганды направлены на внутреннюю аудиторию», – подытожил Пушилин.