Разговор с дипломатами
Элита Норвегии теряет здравый смысл, поскольку на премию мира пытаются выдвинуть человека, за время правления которого было сделано все, чтобы война в Донбассе не прекращалась
Поводом для обвинений в отношении российских спецслужб в давлении на Нобелевский комитет стала встреча директора Норвежского нобелевского института Улафа Ньолстада с двумя сотрудниками посольства России, которая произошла еще летом 2015 года, но благодаря местному телеканалу NRK вновь стала темой для обсуждения.
Как сообщает РИА «Новости», цитируя Ньолстада, дипломаты задавали тому вопросы о письме, которое украинские власти направили главе американской дипломатической миссии в Осло с просьбой о давлении на Нобелевский комитет, чтобы добиться присуждения премии мира украинскому президенту Петру Порошенко. По словам директора Нобелевского института, он подозревал, что письмо было ненастоящим, и спросил об этом россиян, но те ответили, что не знают, подлинное оно или нет.
Текст письма за подписью на тот момент председателя Верховной рады Владимира Гройсмана к главе американской дипмиссии в Норвегии Джули Фурута-Той был выложен в Сеть американским журналистом Эриком Зюссом в блоге также в 2015 году.
Согласно нему, Гройсман просит американскую сторону использовать для продавливания кандидатуры Порошенко возможности американских сенаторов, которые «эффективно сотрудничали с Нобелевским комитетом в 2009 году», после чего аналогичную премию получил Барак Обама. Также там говорится: украинская сторона благодарна за то, что двое из пяти членов комитета лояльны к этой идее (для принятия решения достаточно трех голосов членов комитета, всего их пятеро – прим. ВЗГЛЯД), а чтобы добиться расположения еще одного из них, можно использовать некую информацию, которая поступит из Берлина.
Впоследствии Киев, Вашингтон и Осло назвали письмо фальшивкой. При этом практически два года спустя руководитель контрразведывательного подразделения Службы безопасности Арне Кристиан Хаугстойл в сюжете NRK заявил, что один из общавшихся с Ньолстадом был российским разведчиком (сам руководитель комитета сразу же после разговора с россиянами обратился в контрразведку).
«Мы увидели, что фальшивка использовалась для дискредитации потенциального кандидата на премию мира, – приводит ТАСС слова Хаугстойла. – После чего решили предать гласности эту историю, чтобы проинформировать общественность и руководство страны об угрозе, чтобы предотвратить ее».
«Нет таких полномочий»
В России сразу же отреагировали на очередные обвинения в адрес спецслужб страны. В частности, глава думского Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов назвал подобные утверждения «бредом». «На Нобелевский комитет у нас нет никакого влияния, а если бы было, то граждане России чаще бы получали Нобелевские премии», – прокомментировал депутат сложившуюся ситуацию.
Аналогичное мнение газете ВЗГЛЯД высказал и первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич.
«У наших спецслужб за рубежом просто нет таких полномочий, чтобы давить или влиять на Нобелевский комитет, – сообщил Клинцевич. – Если бы со стороны самого комитета был сделан соответствующий запрос, то они могли бы, если бы сочли нужным, предоставить какую-то информацию. Вот и все. Это не их функционал, для подобного рода контактов и действий у России есть МИД и другие государственные службы».
В то же время собеседник газеты ВЗГЛЯД высказал мысль, что само сочетание «Порошенко и премия мира», по его мнению, звучит как издевательство, поскольку нынешний украинский лидер ведет гражданскую войну в собственной стране.
С этим утверждением согласен и экс-советник министра обороны Украины, в прошлом атаман киевского Верного казачества, а сейчас сотрудник МВД ЛНР Алексей Селиванов.
«Ситуация с заявлением норвежских спецслужб напоминает норвежский же телесериал «Оккупированные», в котором рассказывается о захвате этой страны Россией, – поделился он своим взглядом на проблему с газетой ВЗГЛЯД. – Причем чем больших успехов добивается Россия на международной арене, тем больше делается подобных заявлений. Мне кажется, элита этой страны теряет здравый смысл, поскольку куда уж дальше идти, если на премию мира выдвигают человека, за время правления которого было сделано все, чтобы война в Донбассе не прекращалась. По сути, от полномасштабных боевых действий Порошенко воздерживается только из-за того, что опасается получить полномасштабное поражение, но поддерживать конфликт тлеющим в его интересах, на них можно списать экономический кризис и нестабильность в стране, поэтому обстрелы городов на Луганщине и Донетчине не прекращаются».
Скоро прекратят
В свою очередь завкафедрой прикладной политологии Финансового университета при правительстве РФ, директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в разговоре с газетой ВЗГЛЯД выразил уверенность в том, что подобные выпады европейских стран в адрес России – это инерция, которая будет преодолена через год-полтора.
«Сейчас на Западе по отношению к России господствуют два взаимоисключающих тренда, противоречащих друг другу, – убежден эксперт. – Один был задан в 2014 году и говорит о том, что наша страна – это источник бед всего человечества, мы и кибератаки по всему миру организовываем, и спортивные соревнования исключительно за счет допинга выигрываем, и полмира завоевать хотим. Второй тренд теперь задает Дональд Трамп, который пытается снизить градус антироссийской истерии, называя главным врагом человечества Китай, что для США звучит более уместно. Повторюсь, два тренда противоречат друг другу, но Европа более инертна и продолжается руководствоваться первым, исходя из которого Россию нужно дожимать. Однако и там обстановка изменится в ходе ротации элит, что мы видим по выборам в той же Франции, где Фийон идет во власть под лозунгом нормализации отношений с Россией».
По мнению эксперта, Москва также должна использовать фактор чемпионата мира по футболу в 2018 году, в том числе упростив визовый режим для поклонников этого вида спорта, благодаря чему массы людей смогут увидеть, что Россия – отнюдь не территория зла, которая всем угрожает.
Что же касается Нобелевской премии, то Симонов уверен, что этот институт может в скором времени дискредитировать себя и потерять авторитет в мировом сообществе, если действительно будет давать премии мира таким людям, как Петр Порошенко.