Европейские страны все меньше скрывают недовольство поведением мигрантов. Первой на серьезные шаги решилась Швеция, заявившая о высылке из страны 80 тысяч беженцев. Поведение Швеции сигнализирует о росте антимигрантских настроений.
Страна должна отстаивать свои национальные интересы, а не «вопить» на каждом шагу о псевдодемократических ценностях, антиутопическом мультикультурализме
Швеция не выдерживает
Как рассказал в четверг глава МВД Швеции Андерс Эгеман, в 2015 году большому числу беженцев было отказано в предоставлении убежища, и скоро будет принято решение выслать этих людей из страны. «Мы говорим о примерно 60 тыс. человек, но это число может возрасти до 80 тыс.», – приводит шведское издание Dagens Industri слова министра, передает РИА «Новости». Высылка этих людей может занять несколько лет, добавил он.
Цифры, приведенные шведским министром, можно по праву считать рекордными. Так, за период с сентября по декабрь 2015 года восемь стран Евросоюза, в том числе Швеция и Германия, приняли решение о высылке всего лишь 840 мигрантов. Это очень небольшая цифра относительно общего числа прибывших в страны ЕС. Так, в ноябре европейское пограничное агентство Frontex сообщало, что внешние границы Евросоюза с 1 января по 1 ноября 2015 года пересекли 1,2 млн нелегальных мигрантов. Этот показатель стал абсолютным рекордом за всю историю ЕС.
Самыми популярными странами для беженцев являются Германия и Швеция. Хотя Германия и лидирует по количеству запросов на предоставление убежища, Швеция не отстает от ведущей страны ЕС по процентному соотношению между мигрантами и жителями страны. В Германии, по статистике, проживает около 80 миллионов человек, в то время как население Швеции составляет лишь 9,5 миллионов. Германия за 2015 год приняла около миллиона беженцев. Миграционная служба Швеции еще в октябре сообщила, что количество принятых страной беженцев приближается к 100 тысячам человек. «За последнюю неделю число попросивших убежище составило 9 179 человек и в целом за прошедшие месяцы этого 2015 года в миграционную службу Швеции обратились в общей сложности 95 430 беженцев, из которых 33 тысячи – из Сирии», – сообщало РИА «Новости».
Однако за последние месяцы поток мигрантов в Швецию существенно вырос. По некоторым данным, суммарно за 2015 год в страну прибыло около 163 тысяч мигрантов, что является абсолютным рекордом на душу населения во всем Евросоюзе.
Угроза для шведов и удача для националистов
Многие страны Евросоюза долго проявляли терпимость в отношении беженцев, но кризис дал о себе знать, в том числе и на политическом поле. В Швеции антимигрантские настроения усиливаются уже не первый месяц, что объясняется действительно большой нагрузкой на страну. Они привели к повышению популярности националистических партий, таких как «Шведские демократы». Проведенный на днях опрос населения показал, что уже 25 процентов населения Швеции поддерживает их антимигрантские лозунги. Партия позволяет себе очень радикальные заявления: так, член «Шведских демократов» Гунилла Шмид через социальные сети призвала расстреливать беженцев из пулемета, который надо установить на Эресуннском мосту, соединяющем Швецию с Данией.
Рост влияния националистов вызывает опасения в правящих кругах, где в основном присутствуют социал-демократы. Премьер-министру Швеции Стевану Левену пришлось открыто признать, что рост популярности националистов вызван страхом населения за свое будущее. «Дело в страхе за завтрашний день, который испытывает население. При очень нестабильном рынке рабочей силы люди задаются вопросом: будет ли у меня работа завтра, если нет, то что будет со мной?» – сказал премьер.
Однако Левен не поддержал антимигрантскую повестку, напротив, выступив в защиту беженцев от критики. Он констатировал, что страна находится не в лучшем положении уже не первый год. Социальная система Швеции, по его словам, ухудшалась на протяжении последних 8 лет. «Под откос пошли соцзащита и личная безопасность. И тут вдруг на ум приходит простое решение: если бы только этих людей здесь не было, все было бы хорошо. А ведь это не так», – добавил Левен. И количество мигрантов его не пугает. «Нет ничего страшного в том, что люди приезжают в Швецию. Нам нужна рабочая сила, иначе мы столкнулись бы с демографической проблемой», – уверен премьер.
Левен раскритиковал повестку националистов, заявив, что «нельзя утверждать, что мигранты, приверженцы других традиций и религий, а иногда и просто нерелигиозные люди автоматически имеют другой подход к культуре». «Это опасный тренд, и обсуждение этих идей на национальном уровне приведет лишь к напрасному напряжению в обществе», – заключил премьер Швеции.
Однако у общества есть причины поддерживать националистов. Количество преступлений в стране, судя по статистике, за 2015 год выросло. Причем неизвестно, кем именно они были совершены, так как полиция Швеции получила указание не распространять данные о числе преступлений, совершенных мигрантами. Одно преступление получило особый резонанс: это убийство школьника его ровесником, 14-летним мигрантом Мустафой аль-Хадж Али. По данным следствия, он приставал к своей сверстнице, за которую заступился одноклассник Арминас Пилецкас. Мустафа убил Арминаса ножом из мести.
Первая ласточка
Директор Международного института новейших государств, политолог Алексей Мартынов в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что решение, принятое Швецией, выдворить из страны 80 тысяч мигрантов – это единственный правильный выход из сложившейся ситуации.
«Страна должна отстаивать свои национальные интересы, интересы своих граждан, а не «вопить» на каждом шагу о псевдодемократических ценностях, антиутопическом мультикультурализме. Я не вижу другого выхода из сложившейся в Европе ситуации. Иначе Швеция, да и другие страны ЕС, столкнутся с массовыми изнасилованиями и ростом бытовой преступности. Политика мультикультурализма провалилась полностью, об этом говорят все и уже очень давно», – сказал Мартынов.
Собеседник отмечает особенность шведского общества. «С одной стороны, Швеция привержена общеевропейским ценностям. С другой – там очень социальное общество, население находится в очень комфортных условиях. Швеция – это одно из самых социальных государств в ЕС, эта страна всегда позволяла себе иметь собственное мнение даже внутри европейской бюрократии. Последняя война, в которой принимала участие Швеция, – это Полтавская битва. Это общество не готово к потрясениям, для них 80 тысяч мигрантов – это серьезное потрясение», – отмечает эксперт.
Алексей Мартынов прогнозирует, что за Швецией могут последовать и другие страны. «Европейские страны за последние десятилетия достигли очень высокого уровня социальной жизни. Швеция достигла очень высокого уровня социальной защищенности. Строили капитализм, а построили социализм с человеческим лицом. Этот уровень развития поставлен сегодня под угрозу из-за массового потока мигрантов. Я не уверен, что европейцы готовы пожертвовать такими достижениями из-за псевдоценностей и мнения из-за океана», – подытожил политолог.
История русской девочки
Одной из самых резонансных историй, связанных с преступлениями мигрантов в ЕС, стало так называемое дело русскоязычной девочки Лизы. Исчезновение 13-летней девочки стало причиной бурных дискуссий в Германии и России. По утверждению родственников, Лизу, проживающую с семьей в Германии, похитили и изнасиловали мигранты. В настоящий момент ведется расследование по подозрению в развратных действиях в отношении девочки, так как секс с 13-летним ребенком, даже по обоюдному согласию, является нарушением закона страны.
Вопрос о Лизе прозвучал во время пресс-конференции главы российского МИДа Сергея Лаврова. Министр упрекнул власти Германии в попытках «политкорректно залакировать действительность во внутриполитических целях», что не понравилось немецкой стороне. С жесткой критикой выступил глава немецкого МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер, обвинивший Лаврова во вмешательстве во внутриполитические дела Германии.
«Нет никаких оправданий для того, чтобы использовать это дело для политической пропаганды и вмешиваться в и без того сложную внутригерманскую дискуссию о мигрантах и разжигать ее», – заявил глава германского МИДа в среду, 27 января, в Берлине. Немецкие ведомства, по его словам, делают все возможное для «скорейшего» расследования данного инцидента и сообщат российскому послу все необходимые сведения. Ответ МИД РФ был более сдержан: Сергей Лавров выразил надежду, что предоставление немецкой стороной нужной информации по делу сгладит возникшее недопонимание.