Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп в четверг анонсировала свои переговоры с коллегами из Бельгии, Голландии, Малайзии и с Украины, которые намечены на вторник в Нью-Йорке – на полях Генеральной Ассамблеи ООН. По словам Бишоп, эмиссары обсудят идею особого трибунала по расследованию гибели «Боинга», на создание которого не потребуется согласие Совета Безопасности ООН.
Мне жалко людей, которые погибли, но этот трибунал проблемы не решит. При чем здесь «скорбящий трибунал»? Мы все скорбим
Бишоп напомнила, что в конце июля Россия воспользовалась правом вето и не допустила создание трибунала, после чего признала, что с тех пор «мы сузили наши опции». Она уверена, что сформировать такой трибунал возможно на основании договора «скорбящих стран, потерявших граждан» в результате катастрофы. Бишоп провела аналогию между данной идеей и жюри шотландских судей, заседавших в Голландии после крушения самолета американской компании в небе над Локерби в 1988 году. Жюри рассматривало степень виновности подозреваемых.
Другими вариантами министр назвала повторное внесение резолюции о создании уголовного трибунала на рассмотрение Совбеза ООН или отдельное расследование в одной из пяти указанных выше стран. «Я могу заверить вас, что есть несколько адвокатов по международным уголовным делам, которые работают с этим», – сказала министр.
Как известно, свою позицию на Совбезе ООН Россия в конце июля мотивировала тем, что крушение лайнера 17 июля прошлого года стало результатом уголовного преступления, и это не угроза международному миру и безопасности, что предполагал проект резолюции. Как напомнил министр иностранных дел Сергей Лавров, Совбез в ситуации с крушением лайнеров никогда не создавал трибуналов, а сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого считает ответственными Вашингтон.
Постпред России при ООН Виталий Чуркин пояснял, что суд над виновниками крушения может состояться без участия ООН, и для такого суда «есть или вполне могут быть созданы соответствующие механизмы без привлечения СБ ООН, который уголовными делами заниматься не должен». «Расследование ведется – как техническое, так и уголовное. Причем к первому наши эксперты допущены лишь частично, а ко второму не допущены вовсе (хотя изъявляли такое желание)», – отмечал Чуркин.
После провала резолюции в Совбезе ООН голландский МИД сообщил, что Малайзия, Нидерланды, Австралия, Бельгия и Украина изучают варианты судебного разбирательства, альтернативные международному трибуналу. Тогда назывались три варианта: международный трибунал, созданный при участии пяти стран; суд, учрежденный не Совбезом, а Генеральной Ассамблеей ООН, и разбирательство в национальном суде одной из пяти стран. По сути теперь Бишоп повторила два из трех уже упомянутых вариантов, но для первого из них теперь найдено новое яркое название – трибунал «скорбящих стран».
Как считает президент российской Ассоциации международного права Анатолий Капустин, и с политической, и с моральной точки зрения за призывом Бишоп видится желание «получить политический капитал на горе людей».
«Есть уже созданные процедуры – это, прежде всего, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которая предусматривает механизмы расследования подобных происшествий и решения вопросов о привлечении виновных к ответственности. Это попытки натянуть на себя одеяло, сказать, что кто-то там чего-то не может, а мы все сделаем. Юридические последствия будут ничтожны. Кто передаст им документы, материалы? До сих пор не ясно, почему Украина скрыла основных свидетелей. До сих пор данных по этому делу нет. Кто будет признавать их решение? Как они будут определять, кто виновен, а кто – нет? Очень большие сомнения, что у этой идеи вообще будет какое-то продолжение», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Капустин отметил, что в случае с Локерби организовать процесс было проще, так как применялась конвенция ООН относительно возможности привлечения к ответственности лиц за совершение террористического акта.
«Там механизм был, там действовал принцип универсальной юрисдикции, в силу которой они договорились. Здесь все непонятно: это теракт, инцидент или провокация? К прецедентам, которые уже были с воздушными судами, эта ситуация никак не подходит. Если они сами соберутся и сами кого-то обвинят, то это будет только между ними. От иных стран, которые не признают этой юрисдикции, они ничего не смогут добиться. С юридической и практической точки зрения это настолько нелепая идея, что ничего, кроме пиара, я там не вижу», – признался эксперт.
Первый зампред комитета по международным делам Госдумы Леонид Калашников (КПРФ) напомнил, что в России тоже скорбят по жертвам катастрофы. «Мне жалко людей, которые погибли, но этот трибунал проблемы не решит. При чем здесь «скорбящий трибунал»? Мы все скорбим, когда падают самолеты и умирают люди, но к каждому случаю необходимо подходить разумно», – сказал он.
Предложения главы МИД Австралии относятся к области поэзии, а не политики, считает Калашников. «Все трибуналы создаются в соответствии с международным законодательством – посредством ООН и международных организаций. Но если мы будем создавать трибуналы после гибели каждого «Боинга», это превратится в цирк. Сегодня действуют трибуналы – например, Гаагский – которые превратились в камеру пыток. А вот, например, вопрос о Камбоджийском трибунале Запад вообще не стал поднимать», – сказал он газете ВЗГЛЯД. Депутат видит у подобных акций одну цель: затащить на подобные судилища представителей неугодных государств, как это было с экс-президентом Югославии Слободаном Милошевичем. «Завтра они потребуют трибунал по Магнитскому или Pussy Riot», – не исключил Калашников.
Напомним, на прошлой неделе генпрокуратура ДНР возобновила предварительное следствие о крушении. Поводом стала находка новых обломков «Боинга» – части фюзеляжа и личных вещей пассажиров. Все вещдоки было решено передать представителям миссии ОБСЕ. Расследование, которое ведут власти Нидерландов, тем временем продолжается.
Ранее, 17 июля, в годовщину гибели «Боинга», в Донбассе состоялись траурные мероприятия. В республике прошли молебны по погибшим и митинг. Глава ДНР Александр Захарченко возложил цветы к открытому у села Грабово мемориалу. Он представляет собой гранитную плиту с мраморной табличкой «Памяти погибших 298 человек. Невинным жертвам Гражданской войны», сообщало «Донецкое агентство новостей».
Центром траурных мероприятий в ДНР стали село Грабово, где непосредственно упал самолет, село Петропавловка, входившее в зону поисковых работ, а также один из ближайших к месту аварии городов – Шахтерск. В мероприятиях приняли участие заместитель председателя Народного совета Денис Пушилин, жители Грабово и окрестных сел, а также представители различных организаций и ведомств республики.
Открывая траурный митинг, Захарченко выразил самые искренние соболезнования родственникам, друзьям и близким погибших. «Любая смерть – это трагедия, но особенно это верно, когда погибают мирные жители», – подчеркнул он. Глава ДНР также обратился к родственникам жертв катастрофы: «Если вы изъявите желание сюда приехать, чтобы почтить память своих близких, мы обещаем, что обеспечим все меры безопасности и встретим как самых дорогих гостей. Памятник, который мы сегодня устанавливаем, – это дань уважения всем тем, кто погиб в небе над нашим красивым краем», – отметил он. После завершения выступления Захарченко собравшиеся почтили память пассажиров «Боинга» минутой молчания.