Если праймериз республиканцев обещают красочное шоу с острой борьбой за роль кандидата на пост президента США, то у демократов все предсказуемо, как в популярном ситкоме «Как я встретил вашу маму». Собственно, финал нам рассказали с самого начала: хотя до выборов еще полтора года, практически никто не сомневается, что Демократическую партию на них будет представлять Хиллари Дайан Родэм Клинтон. В представлении она не нуждается, согласно опросам, ее имя известно 98% американцев, а в каком бункере последних четверть века просидели оставшихся 2% – науке не известно.
Королева не опаздывает, королева задерживается
За «скромную сумму» в несколько миллионов долларов Клинтоны помогли Росатому установить контроль за пятой частью урановых запасов США
«Обстреливать» конкурентку республиканцы начали загодя, причем в данном случае «год» – это не фигура речи, а вполне себе реальный промежуток времени. Так, прошлым летом стартовала пиар-компания со слоганом «Еще одна Клинтон в Белом доме – бред». Молодой стажер, проходящий практику в Национальном комитете Республиканской партии, облачился в костюм гигантской белки по имени HRC Squirrel (первые буквы – инициалы бывшей первой леди, squirrel – белка) и отправился к Университету Джорджа Вашингтона, где Клинтон как раз выступала, раздавать листовки. Образ белки появился из-за игры слов в слогане – nuts можно перевести как «орехи», а можно как «бред». Одновременно появился и аккаунт оной белки в «Твиттере», выдающий шутливые комментарии от имени бывшего госсекретаря.
По сути это были мелкие покусывания, для настоящей атаки все с нетерпением ждали официального выдвижения. О том, что 12 апреля ровно в 12 часов по Нью-Йорку Клинтон официально объявит о своих амбициях, всех предупредили заранее. Накануне в одном из старейших сатирических телешоу Saturday Night Live на NBC на бывшем госсекретаре изрядно оттоптались, припомнив ее сухость и надменность. Тогда же в The New York Times вышла колонка Маурин Дауд под заголовком «Grandmama Mia!», где «бабуле» в вину были поставлены «паранойя, скрытность, скандалы и исчезновение электронных писем за то время, когда она была госсекретарем», что «породило лавину сравнений с Никсоном». В колонке был процитирован и небезызвестный Патрик Бьюкенен – он тоже сравнил Клинтон с Никсоном. Фавориту демократов припомнили и то, что она активно запускает руки в своей благотворительный фонд, принимает пожертвования от далеких от демократии арабских шейхов, и вообще: если уж Клинтон действительно хочет кому-то помочь, то пусть лучше потратит на благотворительность те 2,5 миллиарда долларов, которые планирует пустить на кампанию. Это, кстати говоря, рекордный бюджет для президентской гонки в США.
Крайне интересно, что и NYT, и NBC считаются СМИ, близкими к демократам. Еще в 2013 году республиканцы грозили бойкотировать президентские дебаты на NBC, если те не прекратят откровенно «болеть» за Хиллари. Таким образом, данные сообщения* можно считать «самострелом» – желанием заранее вылить на Клинтон весь негатив, чтобы к дате выборов он успел позабыться. Впрочем, «самострел» это лишь отчасти – у Клинтон действительно крайне натянутые отношения со СМИ, даже с самыми лояльными. Да, ближе к концу кампании они (NYT и NBC) станут более дружелюбными, но пока у них есть время промыть кости основному кандидату от демократов – и они этим с удовольствием пользуются.
Кстати, когда полдень по Нью-Йорку наконец-то наступил, новых сообщений в «Твиттере» Клинтон не появилось. Зато появилась масса сообщений от сторонних пользователей на тему того, что дела, видимо, совсем плохи, если Клинтон не способна даже твит вовремя отправить. Штаб Клинтон, расположенный в неплохом районе Бруклина, загадочно хранил молчание и комментариев не давал. Но после двух часов официальное выдвижение все-таки состоялось: королева не опаздывает, королева задерживается. В этом эпизоде – все то, за что Клинтон не любят американские СМИ, включая вполне либеральные. Как сформулировала та же самая Маурин Дауд – «надменна, нудна и неестественна». А кроме того, «бабуля».
В случае своего избрания на высшую административную должность она станет не только первой женщиной-президентом в истории Соединенных Штатов, но и займет почетное второе место в списке «самых пожилых президентов США на момент избрания», уступив только Рейгану. Тому на момент инаугурации уже успело стукнуть 69, а Клинтон будет 68 лет и четыре месяца. Президентство Ульяма Генри Гаррисона, которого Клинтон сдвинет на третью строчку, заняло всего месяц – с 4 марта по 4 апреля 1841-го. Гаррисон простудился под проливным дождем во время чтения двухчасовой инаугурационной речи, в которой во всех подробностях описывал, куда именно поведет Америку в ближайшие четыре года.
С тех пор речи стали несколько короче, а в случае дождя над президентами стараются держать зонтик.
Золотые слова
Впрочем, за прошедшие 175 лет уровень медицины ушел далеко вперед, а госпожа Клинтон выглядит весьма неплохо. Но то, что ее зачастую называют просто по имени – Хиллари, явно говорит о том, что почтенный возраст фаворита демократов все-таки стараются игнорировать. Вообще слабые стороны бывшей первой леди – это продолжение ее сильных сторон и наоборот. Так, как уже сказано выше, ее победа на праймериз практически предрешена – в Демократической партии на текущий момент не заметен никто, кто мог бы бросить ей вызов. В итоге большая часть внимания наблюдателей будет прикована к республиканцам. Это неминуемо приведет к перекосу в информационном пространстве – спорам среди членов «Великой старой партии» будут уделять значительно больше эфирного времени и газетных площадей, чем «чаепитию у королевы Хиллари».
Не стоит забывать и о том, что нынешний республиканский «молодняк», который активно пытается прорваться через засилье Бушей, вырос не на пустом месте. Его появление – прямое следствие разочарования американцев в традиционной партийной элите. Президентство Буша-младшего к его окончанию считалось худшим в истории США. Обама избирался под слоганом «президент надежды» и «президент перемен», однако к концу пребывания в Белом доме его уместнее называть «президентом разочарования». По некоторым опросам, он уже потеснил Буша в рейтинге «худших президентов».
Все это создает серьезный запрос на обновление элит, симпатии избирателей уходят на партийную периферию в поисках молодых лидеров. Вслед за электоратом к ним уходят и спонсоры. Причем запрос на обновление элит есть не только у правого электората, но и у левого (по американской классификации). А госпожу Клинтон, которой блестящее политическое будущее пророчил еще Джимми Картер в конце 70-х, крайне сложно назвать новым лицом в политике.
Кроме того, на фоне совершенно формальных праймериз все больше внимания уделяется скандалам вокруг фамилии Клинтонов. В мае вышла книга Питера Швайцера «Кэш Клинтонов: Нерассказанная история того, как и почему иностранные правительства и бизнес помогали создавать богатство Билла и Хиллари». Согласно представленным там материалам, Билл и Хиллари получали миллионы долларов пожертвований в свой благотворительный фонд, при этом лишь малая часть этих денег реально уходила на благотворительность. Кроме того, супружеская пара претендовала на неоправданно высокие гонорары за свои лекции – по несколько сотен тысяч долларов за одно выступление. Мимо книги не смогли пройти и The New York Times, нашедшие в труде Швайцера упоминания о российском следе. Автор утверждает, что за «скромную сумму» в несколько миллионов долларов Клинтоны помогли Росатому установить контроль за пятой частью урановых запасов США. Деньги поступали через различные схемы, к примеру, за свое выступление в Москве Билл Клинтон получил 500 000 долларов от российского банка «Ренессанс-Капитал».
Ушедшей в отставку Зепп Блаттер на этом фоне смотрится невинным ребенком, которого черт попутал стащить леденец из магазина. Сущей мелочью кажется и скандал вокруг того, что госсекретарь Клинтон отправляла сообщения не с рабочей почты, как то предписывают правила секретности, а из личного ящика. Таким образом, есть опасение, что большую часть праймериз Клинтон будет банально отбиваться от обвинений в коррупции, в то время как ее оппоненты из Республиканской партии – жарко и конструктивно спорить о том, как им обустроить Америку.
Шансы на трон
С другой стороны, президентство Билла Клинтона американцами вспоминается с откровенной ностальгией. Вовремя открывшиеся советские рынки привели к весьма заметному росту благосостояния, так что если для нас 90-е «лихие», то для американцев они определенно «благостные». И очень возможно, что в данном случае политтехнологам Клинтон удастся объяснить избирателю, что все новое – это хорошо забытое старое.
Параллельно Клинтон старательно пытается дистанцироваться от существующих партийных лидеров – в первую очередь, само собой, от Обамы, но и от других тоже. Она никак не поддержала родную партию на недавно прошедших промежуточных выборах в Конгресс, хотя по всем законам пиара как лидер общественного мнения должна была активно кататься по стране с менее именитыми партийцами и сверкать белозубой улыбкой. Текущая же кампания строится ею по принципу «я с народом». Клинтон постоянно появляется на публике вместе с домохозяйками, бизнесменами средней руки, рабочими и другими представителями реального сектора экономики, хотя эти люди были бы более уместны на встрече с республиканцем из «чаепития», чем с бывшим сенатором-демократом от Нью-Йорка. Получение взяток из России еще доказать надо, а вот связь Клинтон с Уолл-стрит вполне очевидна для всех.
Но, несмотря на все обвинения, на текущий момент шансы Клинтон смотрятся неплохо. Но на поздних этапах республиканцы попытаются навязать ей такой темп, с которым будет тяжело справиться уже достаточно пожилому политику. Вопрос исключительно в том, сможет ли республиканец-финалист сплотить вокруг себя крайне раздробленный электорат «Великой старой партии», или эти избиратели в день голосования останутся дома, впишут в бюллетень другую фамилию (американское законодательство позволяет вписать любое имя) или вообще отдадут свой голос Клинтон. Такое возможно, если кандидат-республиканец, к примеру, будет излишне консервативен.
Конечно, никто из «слонов» не заинтересован в такой утечке голосов. Сразу же после выдвижения Хиллари на главной странице сайта «Великой старой партии» появился баннер «Stop Clinton», который в переводе не нуждается. Тут же начался сбор подписей под петицией в Белый дом – запретить Хиллари Клинтон выставлять свою кандидатуру на выборы. А команда Рона Пола выложила видеоролик, который распространялся по соцсетям с хэштэгом #DefeatHillary (ПоражениеХиллари) и начинался следующими словами: «Какой путь выберет Америка? Это будет путь в прошлое? Дорога во вчера? В то место, где мы были раньше? Хиллари Клинтон – худшее проявление Машины Вашингтона. Высокомерие власти. Коррупция и сокрытие информации. Конфликты интересов. Неэффективное руководство, приводящее к трагическим последствиям. Машина Вашингтона уничтожила американскую мечту». Пол вообще строит свою кампанию на постоянных атаках на Клинтон и даже вбросил в массы лозунг «Свобода, а не Клинтон». И многие его с удовольствием подхватили, причем не только республиканцы: Полу симпатизируют даже некоторые демократы, а особенно он популярен среди молодежи. С этой категорией избирателей бывшей первой леди особенно тяжело: образ надменной и лицемерной «бабули» из высшего света местами можно считать устоявшимся.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента