Премьер-министр Греции Алексис Ципрас 8 апреля прибывает в Россию с четырехдневным визитом. Первым делом он встретится в Москве с Владимиром Путиным. Официальные темы, которые будут вынесены на обсуждение, известны. Будет обсуждаться широкий круг вопросов взаимодействия двух стран, в том числе в торгово-экономической и инвестиционной областях и культурно-гуманитарной сфере, а также ряд актуальных международных проблем. На сайте Кремля сообщается, что по итогам переговоров запланировано подписание ряда двусторонних документов. Предполагается, что греческий премьер попробует найти в России средства для вытягивания своей страны из кризиса. Укрепление отношений, которые в РФ называют «многогранными», совсем не нравится Европе.
Многогранные отношения
В Германии – крупнейшей экономике ЕС – вообще бытует мнение, что Греции лучше выйти из еврозоны
Накануне своего приезда в Россию Ципрас дал интервью ТАСС, в котором назвал грядущую встречу шансом «заложить новую основу для российско-греческих отношений». «Это возможность совершить их реальный перезапуск, придать новый импульс российско-греческим отношениям», – сказал он.
«Мы находимся в геополитической обстановке особой напряженности. Имеются вызовы, общие вызовы, и нужно посмотреть, как им противостоять, – заявил Ципрас. – Я действительно считаю, что Греция как страна – член ЕС может быть связующим звеном, мостом между Западом и Россией», – отметил он.
Греческий премьер считает, что нужно рассматривать углубление отношений и в энергетической сфере. Политику санкций, которую ведет Евросоюз, он назвал бессмысленной и обвинил предыдущее правительство в том, что оно никак против нее не боролось. В результате, напомнил он, греческой экономике был нанесен серьезный удар.
Также Ципрас отдельно отметил важность празднования юбилейного Дня Победы над фашизмом. «Мы вместе отмечаем 70-летие Великой антифашистской Победы, победы народов над нацизмом. Этот юбилей имеет очень важное значение как для русского, так и для греческого народа, – отметил он. – Греция и Россия – это две страны, которые заплатили больше всех своей кровью в борьбе с нацизмом, и это общий фундамент, как и общие корни наших двух стран и народов, которые имеют в качестве общей характеристики общее вероисповедание. Мы это тоже не можем недооценивать».
Отметим, что Алексис Ципрас – один из немногих европейских лидеров, уже давших согласие на визит в Москву на празднование Дня Победы. За это он получил ряд уколов от остальных политиков, которые, следуя общей тенденции, отказались от визита в российскую столицу.
Флирт против Европы
#{interviewpolit}Не секрет, что шаги Ципраса в направлении России не вызывают одобрения ст стороны Евросоюза. Так, накануне его поездки в Москву Еврокомиссия напомнила Греции о том, что ей стоило бы придерживаться общеевропейского подхода в отношении РФ. «Мы ожидаем, что все страны ЕС в один голос будут говорить с нашими торговыми партнерами, в том числе и с Россией», – заявил 7 апреля представитель Еврокомиссии Даниэль Розарио. Он также напомнил, что «торговая политика является исключительно компетенцией Евросоюза», приводит слова Розарио агентство dpa.
В том же духе выразился уполномоченный правительства ФРГ по российско-германским межобщественным отношениям Гернот Эрлер. «Сохранение консенсуса в ЕС является решающим фактором в попытке найти политическое решение», – заявил он в интервью AFP. По его словам, ЕС будет иметь влияние и восприниматься всерьез только в том случае, если будет «говорить единым голосом». Эрлер пошел дальше и предположил, что Москва может попытаться «вбить клин» в Евросоюз, оказывая влияние на такие страны, как Греция, Венгрия и Болгария.
Депутат бундестага Герда Хассельфельд в интервью Die Welt также заявила, что визит греческого премьер-министра в Москву ставит под угрозу европейскую солидарность. «Греция – часть Евросоюза. И этот союз в отношении России должен быть сплочен, – сказала она. – Греческое правительство должно быть, в конце концов, в курсе всей серьезности ситуации в Европе». Ципрас, по словам Хассельфельд, не должен использовать свою поездку в Москву как «пиар-акцию» с целью получить от РФ больше денег.
Ранее в Еврокомиссии отметили, что не могут контролировать поездки европейских лидеров за рубеж. «Существует свобода слова, свобода собраний. У нас нет комментариев относительно визитов греческих ответственных лиц в Россию» – таков был официальный комментарий. Представитель Еврокомиссии особо подчеркнул, что Греция поддержала заключительное заявление по итогам саммита ЕС, который состоялся в конце марта. Согласно принятому тогда документу, экономические санкции против России могут быть отменены только при полном выполнении минских соглашений. «Нам не известно об изменении позиции какого-либо правительства по этому вопросу», – отмечал пресс-секретарь Европейской комиссии.
Вышеупомянутые комментарии выглядят относительно мягкими на фоне предшествующих им заявлений представителей европейской дипломатии. Так, глава группы немецких консервативных партий ХДС/ХСС в Европарламенте Герберт Ройль фактически обвинял Ципраса в нечестной игре. «Членство в ЕС основано на надежности и доверии, а не на жульничестве. Тот, кто играет с огнем и ищет помощи в России, может обжечься», – заявлял он в конце марта.
А председатель фракции Европейской народной партии в Европарламенте, член партии Христианско-социального союза Манфред Вебер в интервью Der Spiegel напомнил Ципрасу о том, кто дает его стране деньги. «Его сближение с Россией осложняет конструктивное решение с Европой финансовых вопросов», – сказал он, очевидно, имея в виду переговоры между Грецией и международными кредиторами.
Член партии ХДС Гунтер Крихбаум тоже был резок в оценке действий Ципраса. Он говорил, что греческое правительство «бесцельно тратит драгоценное время и доверие» вместо того, чтобы предложить конкретные и убедительные реформы. «Если кто-то хочет и дальше получать помощь от Евросоюза, то в таком случае стрелка его компаса должна показывать в сторону Брюсселя, а не Москвы», – возмущался Крихбаум.
Тем временем переговоры между Грецией и Еврогруппой о продлении программы финансовой помощи продолжаются, и успехов на этом поприще до сих пор не видно. Еще 12 марта Ципрас заявил, что Греция не сможет обслуживать госдолг без его реструктуризации. «Мы больше не можем делать вид, что в Греции нет гуманитарного кризиса как результата политики, ведшей к спаду экономики... Мы больше не можем делать вид, что государственный долг страны является управляемым и обслуживаемым, когда он приближается к 178% ВВП, с процентами почти в 6,5 миллиарда евро в год до 2021 года, а затем в 11 миллиардов евро, а 2022 году – в 24,5 миллиарда евро», – заявил Ципрас. «Для Греции жизненно необходима реструктуризация государственного долга», – добавил он.
После, 20 марта, канцлер Германии Ангела Меркель встречалась с Алексисом Ципрасом и в ходе разговора заявила, что, пока Греция не проведет требуемые реформы, средства от кредиторов ей предоставлены не будут.
При этом Греция все еще надеется получить от Германии внушительную сумму в качестве компенсации ущерба, нанесенного в период нацистской оккупации. 6 апреля первый заместитель министра финансов Греции Димитрис Мардас озвучил сумму, которую Афины хотят затребовать. «По нашим расчетам, долг, который связан с репарациями, составляет 278,7 млрд евро, из которых 10,3 млрд евро – это так называемый «принудительный оккупационный заем», – сказал он. Ранее в Германии отказались обсуждать вопросы, связанные с репарациями, пояснив, что данный вопрос давно закрыт.
«Греции выгодно разыгрывать санкционную карту»
#{intervieweco}Заведующий сектором исследований Европейского союза, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Юрий Квашнин убежден, что повестка визита греческого премьера в Россию окажется многоплановой. Будут обсуждаться вопросы от энергетики и военно-технического сотрудничества (в Греции есть российское военное оборудование, в частности БМП) до культурного и гуманитарного сотрудничества. «Большое внимание будет уделено проблеме санкций и продуктового эмбарго, потому что Греция сильно пострадала от того, что греческие продукты, прежде всего персики, не поставляются на российский рынок. В Греции есть целые деревни, которые специализируются на производстве этих продуктов питания. Для нее это важный вопрос. Ципрас будет добиваться каких-то послаблений, может быть, изъятия каких-то продуктов из эмбарго», – сказал Квашнин газете ВЗГЛЯД.
Одним из самых важных аспектов переговоров должно стать энергетическое сотрудничество. Афины покупают газ у России по достаточно высокой цене (более 400 долларов за тысячу кубометров), «поэтому Греция будет пытаться добиться снижения цены на газ, возможно, в обмен на подключение ее к проекту «Турецкий поток» по поставке российского газа в Турцию, а оттуда в европейские страны», полагает Квашнин.
Отметим, что Греция во вторник вместе с рядом других стран подписала декларацию об укреплении энергосотрудничества. «Мы выразили нашу поддержку созданию коммерчески жизнеспособного варианта диверсификации маршрутов и источников для транспортировки природного газа из Турции через территории наших стран в страны Центральной и Юго-Восточной Европы и другие страны», – говорится в документе, текст которого распространила 7 апреля пресс-служба МИД Греции. Подписи под документом поставили, помимо Греции, Сербия, бывшая югославская республика Македония, Венгрия и Турция.
Что касается российской финансовой помощи Греции, то, подчеркивает эксперт, Афины этот вопрос не ставили. «Я не уверен, что он вообще будет подниматься», – отметил эксперт. «Россия просто не в состоянии кредитовать экономику Греции. Вся задолженность Греции примерно равна всем золотовалютным резервам России. То есть это в принципе нереально, – поясняет он, не исключая, что Москва все же может помочь Афинам. – Теоретически Россия могла бы временно предоставить Греции относительно небольшие кредиты на тот период, пока ведутся переговоры между правительством Греции и тройкой кредиторов о новом кредитном соглашении. Сейчас подвешенная ситуация, срок истекает в июне, когда нужно заключить новое постоянное соглашение о том, как Греция будет кредитоваться», – напомнил эксперт.
Политолога не удивляет, что Ципрас так активно поддерживает связи с Россией, несмотря на то, что в ЕС этого не приветствуют. По его словам, сейчас с точки зрения макроэкономики успешны только те страны ЕС, которые активно взаимодействуют со странами, не входящими в Евросоюз. Успех Германии связан с наращиванием экспорта в восточные страны, тот же самый Китай. «Те страны, которым удается диверсифицироваться в плане экономических связей, функционируют нормально даже в условиях кризиса. А те страны, которые полностью завязаны на сужающийся рынок Евросоюза, чувствуют себя достаточно плохо. Есть абсолютно логичная необходимость развивать экономические связи с другими странами, в частности с Россией», – отметил Юрий Квашнин.
По мнению эксперта, другая причина для сотрудничества Афин с Москвой заключается в том, что, заявляя о дружественном отношении к России, греки пытаются надавить на ЕС, «показать, что у них есть рычаги». «В этом плане Греции выгодно разыгрывать санкционную карту. Это что-то типа шантажа ЕС со стороны Греции», – полагает собеседник.
«Я не думаю, что со стороны ЕС будет какое-то ужесточение (относительно Греции – прим. ВЗГЛЯД). Наоборот, можно ожидать смягчения требований, но весьма косметического. Сейчас переговоры Греции и ЕС в отношении кредитной программы идут очень жестко. Европейский союз, возможно, и был бы готов пойти на некоторые поблажки, но население стран-кредиторов воспринимает всяческие уступки Греции в штыки. В Германии – крупнейшей экономике ЕС – вообще бытует мнение, что Греции лучше выйти из еврозоны», – пояснил политолог.
Более того, внутри правящей партии – Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) – существует левая платформа: наиболее радикальные левые, которые требуют от правительства жесткой линии ведения переговоров, поясняет эксперт. В противном случае они готовы пойти на внутрипартийный раскол, и это приведет к очередному кризису.
«Обе стороны оказались заложниками обстоятельств. В связи с этим переговоры будут продвигаться до самого конца, до последней точки, когда можно выработать общее решение. И в самую последнюю минуту, как неоднократно было в случае с Грецией, появится какая-то договоренность, некий компромисс, но прежде всего со стороны Греции. Грекам придется дальше продвигать меры непопулярной жесткой экономии, возможно, лишь за небольшими исключениями», – подытожил эксперт.