Во вторник президент Украины Петр Порошенко ввел в стране новый праздник – День памяти и примирения, который ежегодно будет праздноваться 8 мая. В связи с этим он поручил правительству обеспечить проведение в Киеве и других городах «торжеств и мемориальных мероприятий, посвященных памятным датам исторических событий Второй мировой войны».
Это фактически попытка поменять ценности, которые украинский народ в основной своей массе разделяет с людьми из России и Белоруссии
На европейский манер
При этом власти пока не намерены отменять празднование 9 мая. Таким образом, торжественные мероприятия пройдут в течение двух дней. Изначально идея перенести праздник на 8-е число прозвучала в Верховной раде. Депутаты ссылались на пример европейских стран. Так, депутат от Радикальной партии Игорь Мосийчук предлагал вовсе отменить празднование 9 мая постановлением парламента.
Как пояснил во вторник министр культуры Украины Вячеслав Кириленко, «мы будем предлагать философию, которая говорит о том, что европейские народы должны жить во взаимоуважении и мире». «Всю жизнь заниматься только тем, что искать, какой народ побежденный – это означает не идти в ногу со временем. Поэтому 8 и 9 мая мы будем чествовать всех украинцев, которые боролись за свободу своей страны, в разных воинских формированиях, в разное время и в разные этапы мировой войны», – заявил министр.
Напомним, Акт капитуляции Германии был подписан 7 мая в Реймсе, а вступил в силу 8 мая. Однако Сталин отказался признавать этот акт и потребовал повторного подписания.
Причина в том, что от СССР первый акт подписал советский генерал-майор Иван Суслопаров (представитель Сталина при союзном командовании). Однако он не успел провести предварительные консультации с Москвой. Сталин был возмущен подписанием капитуляции в Реймсе, при котором ведущую роль играли западные союзники, и потребовал нового подписания во взятом Красной армией Берлине.#{ussr}
В ответ союзники согласились провести церемонию вторичного подписания. Это произошло 8 мая в 22.43 по центральноевропейскому времени (в Москве было 00.43, то есть наступило 9 мая). Жители СССР узнали об этом 9 мая в 22 часа по московскому времени из сводки Совинформбюро. Таким образом, из-за разницы в часовых поясах День Победы отмечается в разные дни: в Европе Великобритания и Франция отмечают его 8 мая, а в России и многих странах СНГ – 9 мая. В большинстве стран Западной Европы 9 мая отмечается как День Европы. Страны Прибалтики и Грузия, получив независимость, стали отмечать праздник 8 мая, как «все цивилизованное международное сообщество».
В феврале Верховная рада утвердила список памятных дат и юбилеев на 2015 год. В нем отмечалось, что 8–9 мая Украина будет праздновать «70 лет со дня победы над нацизмом во Второй мировой войне», а 2 сентября – «70 лет со дня завершения Второй мировой войны». При этом никаких упоминаний о победе Советского Союза в Великой Отечественной войне не было. Прошлой осенью Порошенко отменил празднование и Дня защитника Отечества 23 февраля. Вместо этого 14 октября жители страны должны будут отмечать День защитника Украины.
Попытка отнять Победу
Директор Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько убежден, что Порошенко пытается изменить историческую память.
«Это фактически попытка поменять ценности, которые украинский народ в основной своей массе разделяет с людьми из России и Белоруссии. Основной ценностью эти люди считают победу в Великой Отечественной войне, и именно наша Победа празднуется 9 мая. Но поскольку на Украине сами ничего придумать не могут, это все носит весьма карикатурный либо не совсем масштабный характер. 8 мая – это европейский праздник, который празднуется как день освобождения Европы от немцев, в том числе при участии США», – сказал Безпалько газете ВЗГЛЯД.
По его словам, сейчас заметна сильная тенденция: попытки отнять у России важную нематериальную ценность – статус победителя в Великой Отечественной войне, который позволил стране иметь большой моральный авторитет. «Именно мы перемололи Германию, именно мы победили нацизм – и именно мы освободили народы Европы от этой угрозы. Авторитет победителя выстрадан миллионами жизней, колоссальными страданиями, слезами. Один историк писал, что в Европе победу всегда встречали улыбками, а у нас – слезами. Именно эту Победу со слезами на глазах у нас пытаются сейчас отнять. И в этом ряду стоят заявления Яценюка о нападении СССР на Германию и Украину, заявления Схетыны и т. д.», – говорит Безпалько.
В свою очередь руководитель украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин добавляет, что суть появления нового праздника заключается в примирении с «коллаборационистами и откровенными фашистами», которые сейчас в большинстве стран оказались если не непосредственно во власти, то рядом, и «их участие в политической жизни считается важным».
«Естественно, отношения к как таковой европейскости нет, потому что нигде в странах старой Европы, той же Германии и Франции, к коллаборационистам не относятся хорошо и о необходимости примирения с ними никто не говорит. В то же время Европа совершенно спокойно смотрит на марши бывших эсесовцев в республиках Прибалтики, на разгул неофашизма на той же самой Украине. С европейской точки зрения это вполне нормально», – сказал Стоякин газете ВЗГЛЯД.
Политолог убежден, что главная цель Порошенко при учреждении подобного праздника заключается в том, чтобы придать официальный статус антисоветскому, профашистскому подполью времен войны.
«Не надо путать украинских неофашистов и разных «лесных братьев» в Прибалтике с нынешними правыми европейскими силами. Такой соблазн есть. Марин Ле Пен называют чуть ли не фашисткой. Но на самом деле это совершенно неправильно. Да, нынешние европейские правые имеют более националистический колорит, но связано это с проблемами, с которыми столкнулся Европейский союз в последнее десятилетие. Для стран Восточной Европы эти проблемы совершенно не характерны, и национализм имеет разные особенности, и, соответственно, они совершенно по-разному реализуют себя в политике. Восточноевропейский национализм – антироссийский, а западноевропейский – пророссийский», – пояснил эксперт.
Украинцам не до праздников
Что касается возможной реакции самих украинцев на нововведение Порошенко, Безпалько уверен, что «они мало отреагируют на этот праздничный ряд, потому что сейчас озабочены выживанием». По его словам, для большинства украинцев это не более чем «очередные игры власть имущих».
«Конечно, будет определенная часть экзальтированных пассионариев, особенно среди молодежи, которая всячески будет стремиться дальше менять ценностный ряд. Уже сделали Днем защитника отечества 14 октября – день основания УПА. Сейчас, соответственно, Украину отрывают от общего победного поля в пользу Европы. Это имеет символическое значение, но наносит не меньший ущерб нашей исторической памяти. Люди, которые вырастут на подобной истории, будут относиться ко всем событиям совершенно по-иному. Они уже не будут воспринимать Гитлера как некое масштабное зло. Для них он будет эксцентричный военный и политический деятель вроде Наполеона, в чем-то забавный. В целом это будет совершенно не тот образ, который стоял перед глазами наших дедов и тех, кто родился в советское время», – прогнозирует Безпалько.
При этом, по мнению Стоякина, на Западной Украине к новому празднику отнесутся «хорошо и будут сильно расстроены тем, что не отменили 9 Мая». «Для Центра и Востока это скорее будет неочевидно, действительно ли нужен такой праздник», – полагает он, добавляя, что, если судить по результатам социологических исследований, подобные нововведения для общественного мнения носят поверхностный характер, а такие моменты, как День Победы, остаются достаточно неизменными.