Минобороны РФ предоставило целый ряд доказательств пособничества со стороны Турции в нелегальной переправке нефти из Сирии, которую осуществляет группировка «Исламское государство*». В распоряжении министерства не только графики, но и снимки из космоса, и даже снятые с помощью беспилотников видеоматериалы.
Куда течет сирийская нефть
Нефтяной бизнес радикалов дает возможность получения стабильного дохода, который идет на свержение неугодного США правительства Башара Асада
Брифинг в Министерстве обороны в среду проводил замначальника Генштаба генерал-лейтенант Сергей Рудской. Были продемонстрированы снимки нефтяных объектов с воздуха, а также видеозаписи транспортировки нефти через границу с Турцией.
Министерство обороны представило три маршрута, по которым нефть транспортируется из Сирии на территорию Турции: западный, северный и восточный. Часто бензовозы маскируются под фуры. «Западный маршрут выходит к турецким портам на побережье Средиземного моря. По этому маршруту углеводороды, добываемые на нефтяных полях в районе города Ракка, перевозятся автотранспортом, преимущественно в ночное время, на северо-запад Сирии. Далее через приграничные населенные пункты Азаз (Сирия) и Рейнхалы (Турция) к турецким портам Дертйол и Искендерун», – сообщил Рудской, передает ТАСС. Снимки, демонстрирующие скопление автомобильной техники на дороге, соединяющей Турцию и Сирию, были сделаны 13 ноября 2015 года.
«Несмотря на боевые действия, ведущиеся в провинции Алеппо, на границе наблюдается непрерывный поток автотранспорта в обоих направлениях, а на территории Турции – нахождение большого количества автомобильной техники, – отметил Рудской, показав видеозапись, сделанную в этом районе. – На видеоролике наглядно видно беспрепятственное пересечение границы автофургонами. В этом месте граница со стороны Сирии находится под контролем бандформирований террористической группировки «Джебхат ан-Нусра*», которая свободно пропускает на территорию Турции автоцистерны и большегрузные фуры, загруженные емкостями с нефтью. Досмотр этого автотранспорта не проводится и на турецкой стороне границы. И таких машин мы видим сотни», – добавил он.
Рудской сообщил, что разведка выявила дальнейший путь автоцистерн: они направляются в порты Дертйол и Искендерун, где имеются специализированные причалы для танкеров. «Часть нефти перегружается на суда и отправляется на переработку за пределы Турции, а часть продается на внутреннем рынке. Ежедневно в этих портах в среднем загружается по одному нефтяному танкеру, – заявил он. – На космических снимках этих портов, датированных 25 ноября 2015 года, хорошо различается скопление бензовозов, ожидающих отгрузки. В порту Дертйол фиксируется триста девяносто пять наливников, а в Искендеруне – шестьдесят», – приводит он данные Генштаба ВС.
Северный маршрут ведет к нефтеперерабатывающему заводу в городе Батман в Турции. Он пролегает от районов нефтяных полей, расположенных на правом берегу Евфрата, пояснил Рудской. «Одним из крупных центров нефтедобычи и переработки нефтепродуктов, находящихся под контролем ИГИЛ*, является район населенного пункта Дайр-эз-Заур. Здесь располагается большое количество нефтеперерабатывающих заводов», – отметил он. Снимки, на которых можно увидеть тысячу семьсот двадцать два бензовоза, были сделаны 18 октября 2015 года.
Минобороны также отмечает, что боевики ИГИЛ применяют различные ухищрения для скрытия перевозок нефтепродуктов. «Чаще всего они прячут нефтеналивные цистерны и бочки в обычных автофургонах», – сообщается на официальной странице министерства в «Фейсбуке».
«После загрузки нефтью автоколонны из восточных районов Сирии следуют к границе с Турцией к приграничному населенному пункту Камишлия и там ожидают своей очереди, – добавил он. – В конечном итоге значительная часть перебрасываемой из восточных районов Сирии нефти поступает на крупный нефтеперерабатывающий завод в городе Батман, расположенном на территории Турции в 100 километрах от сирийской границы».
«Еще один – восточный маршрут – ведет к крупной перевалочной базе в населенном пункте Джизра в Турции. Он берет начало от нефтяных месторождений, расположенных на северо-востоке Сирии и в северо-западных районах Ирака, через приграничные населенные пункты Кара-Чох, Чам-Ханик на сирийской территории и Таван и Захо – на территории Ирака, – рассказал Рудской. – 28 ноября 2015 года в районе Кара-Чох на территории нефтеперекачивающей станции выявлено 50 бензовозов, еще большее число бензовозов фиксируется в приграничных с Турцией районах Ирака. Причем их количество за последние три месяца не уменьшается. Съемка, проведенная 14 ноября в районах иракских населенных пунктов Таван и Захо, позволила обнаружить тысячу сто четыре бензовоза и большегрузные фуры», – утверждает он.
Рудской рассказал, что из приграничных районов Ирака бензовозы беспрепятственно пересекают иракско-турецкую границу в районе Захо. Уже оттуда нефть направляется на нефтеперерабатывающие заводы, ближайший из которых находится в населенном пункте Батман, или на крупнейший логистический центр этого маршрута, расположенный в районе населенного пункта Сильопи.
«В итоге на сегодняшний день в преступном бизнесе, связанном с торговлей нефтепродуктами, у террористов в обороте постоянно находится не менее восьми с половиной тысяч автомобилей-наливников, которые перевозят ежесуточно до 200 тысяч баррелей нефти, – констатировал Рудской. – По самым скромным подсчетам, доходы этой террористической организации от преступного бизнеса составляли не менее трех миллионов долларов в день. Вместе с тем бандформирования продолжают получать значительные финансовые средства, а также оружие, боеприпасы и иную материальную подпитку для своей деятельности. Ряд государств, и в первую очередь Турция, напрямую вовлечены в масштабный игиловский бизнес-проект, оказывая пособничество террористам», – заявил он.
Пентагон вступился за Эрдогана
Обнародование Россией результатов расследования стало продолжением истории с обличением причастности Реджепа Эрдогана к незаконным махинациям с топливом, которые обеспечивают деятельность группировки «Исламское государство». Ранее Владимир Путин открыто обвинил Анкару в причастности к этим процессам. В ответ на это Эрдоган не промолчал: он потребовал предоставить доказательства или принести извинения, если таковых не обнаружится. Если же доказательства действительно найдутся, он обещал покинуть свой пост.
Предоставленные ВС РФ материалы никак не повлияли на риторику президента Турции. «Ни у кого нет права порочить Турцию, обвиняя ее в покупке нефти у ИГИЛ, – приводит Reuters заявление Эрдогана, сделанное сразу после публикации данных Минобороны РФ. – Турция еще не настолько потеряла совесть, чтобы покупать нефть у ИГ. Те, кто делает такие утверждения, должны предоставить доказательства. В момент, когда они будут предоставлены, я не буду держаться за свое кресло», – добавил он, отметив при этом, что Турция не собирается бездействовать в сложившейся ситуации. «Мы будем действовать дипломатическим методом. Если Россия продолжит так же себя вести, мы начнем в ответ принимать свои меры. Мы с сожалением наблюдаем за непропорциональной реакцией России», – заявил он в интервью Bloomberg.
На сторону Эрдогана встали и в США. Так, в Пентагоне заявили, что не видят доказательств причастности Анкары к торговле нефтью с ИГ. «Мы отвергаем предположение о том, что турецкое правительство находится в сговоре с ИГ для контрабанды нефти. Мы не видели никаких доказательств в поддержку таких обвинений», – заявила представитель пресс-службы Пентагона Элисса Смит, передает РИА «Новости». «Более того, Турция предпринимает шаги для усиления безопасности на своей границе с Сирией вместе с международными партнерами. Наша цель здесь – перекрыть контрабанду (нефти) ИГ», – отметила представитель ведомства.#{interviewpolit}
Американское военное командование также отвергает данные, предоставленные российскими военными силами. Об этом на срочном брифинге сообщил официальный представитель группировки войск США, участвующих в контртеррористической операции в Ираке и Сирии, полковник Стив Уоррен. «Мы решительно отвергаем любые предположения о том, что Турция сотрудничает с группировкой ИГ. Это просто смешно. Турция входит в состав антитеррористической коалиции и участвует в военно-воздушной операции против ИГ», – добавил он.
Несмотря на позицию США, в России выражают надежду, что в мире не оставят незамеченными факты, указывающие на причастность Эрдогана к теневому нефтяному бизнесу ИГ. Об этом, в частности, заявил председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. «Я думаю, на уровне неофициального восприятия реакция будет достаточно значительная. Это будут вынуждены учесть и руководители Франции, и руководители ФРГ, и других государств, и сделать определенные коррекции, потому что если это действительно так, то получается, что их союзник по НАТО взаимодействует с врагом Европы – ИГ, который несет террористическую угрозу НАТО», – подчеркнул он, передает ТАСС.
При этом громких слов от представителей Запада ожидать не стоит, считает он. «Лидеры НАТО и лидеры Запада вообще очень умеют замалчивать ту информацию, которая не вписывается в их планы и в их политику, думаю, что они постараются замолчать и эту информацию», – предположил Пушков.
Запад знает о связях Турции и ИГИЛ
Директор аналитического Центра «Ближний Восток-Кавказ», тюрколог Станислав Тарасов в беседе с газетой ВЗГЛЯД высказал удивление относительно последних заявлений Пентагона.
«Американские ведущие СМИ, включая The Washington Post, близкую к Госдепу, The New York Times, связанную с правящими кругами, еще полтора года назад писали о нефтяных связях Турции с ИГИЛ. Недавно об этом подробно писали такие западные издания, как The Guardian и The Financial Times. Все это ведущие западные газеты. То есть информацию о том, что Турция торгует с ИГИЛ нефтью, давали западные СМИ. Теперь, после развернутого доклада Минобороны России, информация о контактах ИГИЛ и Турции подтверждена официально», – сказал Тарасов.
Доказательств связей Турции с ИГИЛ вполне достаточно, отмечает эксперт. В этом смысле заявления Пентагона выглядят абсурдными. «Владимир Путин на саммите G20 в Анталии привел данные фотоснимков, которые указывали на то, что нефть ИГИЛ уходит на север. Он не называл конкретной страны, но дал понять, что среди присутствующих на саммите есть представители тех стран, которые занимаются этим. Путин не тот человек, который не отвечает за свои слова. Мне очень сложно вспомнить подобные заявления в истории, которые сделал Путин. Он открыто обвинил Эрдогана в пособничестве террористам. А Пентагон защищает и выгораживает его», – отметил эксперт.
Собеседник не видит оснований верить словам Эрдогана, что он подаст в отставку, если Россия докажет, что он торгует нефтью с ИГИЛ. «Эрдоган дает много обещаний. Он построил себе шикарный дворец на трех горах. Когда оппозиция обвинила его в растрате госбюджета в личных целях, он сказал: «А вы докажете? Докажете – уйду в отставку». Это было несколько лет назад», – напомнил собеседник.
«США выгоднее нефтяной бизнес Турции и ИГИЛ»
Директор Центра изучения Ближнего Востока и Центральной Азии, полковник запаса Семен Багдасаров считает, что США выгодно прикрывать Турцию, так как нынешняя схема перекачки нефти устраивает Вашингтон.
«Если потока нефти из Сирии и, соответственно, потока денег и оружия в Сирию не будет, то кто будет компенсировать это? Нефтяной бизнес радикалов дает возможность получения стабильного дохода, который идет на свержение неугодного США правительства Башара Асада. Вспомните хотя бы американскую схему Иран-Контрас, когда, несмотря на эмбарго, США поставляли оружие Ирану через Никарагуа», – сказал Багдасаров в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
Собеседник подчеркнул, что деньги от продажи нефти идут в карман как турецким политикам и лично Эрдогану, так и разным террористическим группировкам, не только ИГИЛ. «От нефтяного бизнеса крупную прибыль получают и боевики «Джебхат ан-Нусры», и «Ахрар аш-Шам», и «Братья-мусульмане*», и многие другие. В докладе Министерства обороны России об этом говорилось. Некоторые крупные пропускные пункты нефти из Сирии в ИГИЛ контролирует «Джебхат ан-Нусра», – отметил эксперт.
Курдский фактор
В нефтяную разборку вполне мог бы вмешаться и курдский фактор. Минобороны отмечает, что часть маршрутов пролегает по иракской территории, а сообщения о том, что курды участвуют в торговле нефтью, появлялись неоднократно. Таким образом, переложить ответственность за данные поставки на плечи курдов – вполне вероятный сценарий дальнейших действий Турции.
«Известно, что нефть, которая добывается ИГИЛ, приобретают и продают бизнесмены, близкие к лидеру Иракского Курдистана Месуду Барзани, – к примеру, заявил ранее в интервью газете ВЗГЛЯД турецкий биржевой брокер Джан Унсалан. – Иракский Курдистан является экспортером нефти в Турцию и Израиль. Поэтому турецкий деловой мир не поддерживает недавние заявления Путина (о причастности Турции к нефтяному бизнесу ИГ – прим. ВЗГЛЯД), они являются частью словесной схватки без каких-либо серьезных обоснований», – добавил он.
Однако Семен Багдасаров считает, что Эрдоган не станет нападать на курдов, в особенности иракских, и обвинять их в нефтяных связях с ИГИЛ. На то есть вполне веские причины.
«Дело в том, что иракские курды во главе с Масудом Барзани – это союзники Турции. Барзани – протурецкий политик, Анкара вполне официально и законно покупает у иракских курдов нефть. Поэтому я не думаю, что Анкара начнет атаковать иракских курдов и обвинять их в связях с ИГИЛ. Более того, курды – и иракские, и сирийские – насмерть бьются против ИГИЛ. О каких нефтяных сделках может быть речь», – подытожил собеседник.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ