Объявлены окончательные итоги шотландского референдума. Большая часть жителей Шотландии (55,3%) в ходе состоявшегося в четверг референдума высказалась против независимости региона от Великобритании, следует из окончательных данных голосования. За сохранение единства проголосовали 55,3% жителей региона или 2 млн 1 тыс. 926 человек, против – 44,7% или 1 млн 617 тыс. 989 человек, передала ВВС.
Мне одному кажется, что на фоне всего этого российская избирательная система является образцом демократичности, открытости и здравого смысла?
Из отчетов по округам известно, что лишь в четырех из 31 сепаратисты добились большинства. В крупном городе Данди за независимость Шотландии проголосовали 57% избирателей, против – 43%. В области Западный Дамбартоншир за независимость отдали голоса 54%, против – 46%. В Глазго за отделение высказались 53,5%, против – 46,5%, в Северном Ланаркшире за – 51,1%, против – 48,9%. В остальных округах большинство жителей высказались за сохранение в составе Великобритании.
«Хорошо проведенная работа»
Британский премьер Кэмерон будто накликал поражение «сепаратистов». Как сообщило агентство Reuters, еще до объявления итогов плебисцита Кэмерон поздравил с «хорошо проведенной работой» Алистера Дарлинга – лидера общебританской агитационной кампании «Вместе лучше». Сам Дарлинг не без удовлетворения отметил: шотландцы вместо отделения «выбрали единство и позитивные перемены». По его словам, это знаковый результат как для Шотландии, так и для всей Британии. Однако он также признал, что в ходе кампании остро выявилась необходимость перемен.
О том, что туманный Альбион давно нуждался в капитальных реформах государственной системы, говорил в последнее время почти каждый политик этой страны. Это касалось как сторонников независимости Страны Скоттов, так и противников. Например, вице-премьер Великобритании Ник Клегг, который вместе с Кэмероном руководил кампанией в поддержку единства страны, в пятницу призвал к масштабным конституционным реформам. По словам Клегга, плебисцит «открывает новую страницу в истории Шотландии».
В том же духе накануне высказывался и сам Кэмерон. Глава правительства, когда призывал британцев проголосовать за единство страны, пообещал: Шотландии будет выделено больше средств, а местным властям предоставят больше прав. В пятницу Кэмерон заявил: более широкие полномочия получит не только Шотландия, но и Уэльс и Северная Ирландия.
Реформы коснутся не только «неанглийских» территорий Соединенного Королевства, но и собственно Англии. Парламентские представители английских областей будут принимать законы только для своих территорий. Эти законы не будут распространяться на Уэльс, Шотландию и Северную Ирландию, и наоборот. Эдинбург после поражения выразил надежду на то, что Лондон выполнит свое обещание.
Вынуждены признать поражение
Очевидно, что сторонники шотландского суверенитета испытывают неприятные чувства. «За независимость проголосовали более 1,6 млн шотландцев, но этого оказалось недостаточно», – признал премьер-министр Шотландии Алекс Салмонд, глава Шотландской национальной партии, лидер движения за независимость Страны Скоттов.
#{image=831541}«Как и тысячи других шотландцев, я вложила сердце и душу в проведение кампании и испытываю настоящее разочарование тем, что нам немного не хватило для победы», – призналась Никола Стерджен, вице-премьер правительства Шотландии. Вместе с тем сторонники независимости не планируют оспаривать итоги референдума.
Салмонд называет итоги референдума «вердиктом народа». Этот вердикт лично он «принимает» и призывает к этому всех шотландцев.
В пятницу также кабинет министров Великобритании предложил лидерам движения за независимость Шотландии сесть за стол переговоров по вопросам разграничения полномочий. Кэмерон уже связался с Салмондом по этому поводу. Кэмерон даже поздравил главу регионального правительства «с окончанием напряженной кампании».
Коллективная победа Запада
В России «шотландский» плебисцит в Соединенном Королевстве вызвал широкий отклик. Экспертное сообщество, главным образом, накануне задавалось вопросом о том, как референдум мог бы повлиять на архитектуру нынешней Западной Европы. Депутат Госдумы, политолог Вячеслав Никонов считает: сохранение Шотландии в составе Великобритании по сути сохранило единство Евросоюза.
«Результат нынешнего референдума придает меньше импульса движению за суверенитет других регионов Евросоюза: в Бельгии, Италии, Испании, Боснии и Герцеговине», – сказал Никонов РИА Новости. Политолог отметил: если бы Шотландия вышла из Великобритании, то многократно выросла бы вероятность выхода самой Великобритании из ЕС.
«Без еврооптимистичных шотландцев Англия гарантированно проголосовала бы на ближайшем референдуме, который тоже запланирован, за выход из Евросоюза, – сказал Никонов. – И сейчас большинство британцев за выход из ЕС». В целом, по словам Никонова, поражение сторонников шотландской независимости – это победа Запада. «За целостность Великобритании высказался и Обама, и все европейские лидеры», – говорит политолог.
На итоги референдума в пятницу отозвался и генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. «Я приветствую заявление премьер-министра Кэмерона о том, что Соединенное Королевство будет идти вперед как единая страна», – сказал Расмуссен. Генсек альянса напомнил, что Великобритания является членом-основателем НАТО. «И я уверен, что она продолжит играть ключевую роль в сохранении нашего альянса сильным», – добавил Расмуссен. Ранее, в августе Расмуссен предупреждал, что независимой Шотландии «не гарантировано место в НАТО».
Напомним: весь ядерный потенциал Великобритании размещен на подводных лодках. Все атомные субмарины Королевства сосредоточены на военно-морской базе Клайд. Именно там базируются все четыре атомные подлодки Великобритании, вооруженные баллистическими ракетами «Трайдент» с ядерными боеголовками. А база Клайд, в свою очередь, относится к Шотландии (она расположена на северо-западном берегу Страны Скоттов, примерно в 40 километрах от Глазго).
В НАТО опасались: в случае объявления Шотландией независимости возрос бы риск «оголения» приграничной с ней военно-морской акватории альянса. По оценкам некоторых аналитиков, Шотландия заявила бы о своем внеблоковом статусе, следовательно, потребовала бы у Лондона освободить свою территорию от ядерного присутствия.
Публицист Денис Тукмаков, в свою очередь, привел некоторые особенности демократии в проведении шотландского референдума: в частности, «голосование не было тайным, и по каждому из его участников можно выяснить, как именно он голосовал. Кроме того, чтобы получить бюллетень, человеку достаточно было просто назвать свое имя – он при этом не расписывался ни в каких талмудах. Также голосовать мог любой житель Шотландии, в том числе иностранец из ЕС и Содружества».
Еще одним интересным пунктом, по словам Тукмакова, является факт, что «можно было голосовать по почте, а также передав право голоса близким. Заочно голосовало какое-то гигантское количество человек – почти 800 тыс. из 4,2 млн участников». Кроме того, возрастной ценз для участников был снижен до 16 лет.
«Мне одному кажется, что на фоне всего этого российская избирательная система является образцом демократичности, открытости и здравого смысла?» – задается вопросом российский публицист.
«Воля к сепаратизму» не ослабнет
В отличие от Никонова, глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов считает: от результатов референдума в Шотландии «воля к сепаратизму» в других европейских странах не ослабнет.
«От результатов референдума в Шотландии воля к сепаратизму в других европейских странах не ослабнет. Все будет зависеть от остроты конкретных противоречий и переплетений этнических, экономических, культурных, религиозных, исторических и прочих причин», – цитирует Маргелова ИТАР-ТАСС.
«Нельзя сказать, что замысел сторонников отделения Шотландии совсем уж не удался», – констатировал глава профильного комитета СФ, напомнив, что «Шотландия и так пользуется значительной автономией в составе Соединенного Королевства, а Лондон обещал эту автономию в случае желанного для него результата референдума усилить».
«Трудно представить, чем еще усилить, но денег обещали много», – отметил Маргелов, предположив, что теперь и у других британских регионов «может возникнуть желание объявить свои референдумы по независимости, пошантажировать Лондон и получить преференции». «Так что эффект домино все равно возникнуть может», – не исключил он.
Маргелов добавил: перевес желающих остаться в составе Великобритании над сепаратистами в Шотландии «не столь уж убедителен». «Неофициальный гимн Шотландии «Flower of Scotland» с прямыми призывами к независимости референдум не запретил», – заметил глава комитета. Также, по его словам, сегодня «эхом этого гимна наиболее громко звучит «Песня жнецов» из Каталонии, которую каталонцы, мечтающие о независимости от Мадрида, поют с 17 века». А этим гимнам, в свою очередь, вторит «целый хор европейских областей, претендующих на собственную государственность», заявил Маргелов.
«Причины сепаратизма остаются. Может быть, будущим школьникам и офицерам генштабов рано или поздно новый учебник политической географии Европы изучать придется», – подытожил сенатор.
Политолог Сергей Марков считает, что Лондон на фоне шотландского референдума о независимости проявил разновидность расизма.«Мы – для них люди второго сорта. А шотландцы – первого сорта. Поэтому они имеют право на референдум, а дончане и крымчане – нет, это уже для них люди второго сорта. Шотландцы имеют право, чтобы их города не бомбили, их лидеров не арестовывали, активистов не избивали» - подчеркнул эксперт.Сами по себе методы воздействия Лондона на жителей Шотландии были вполне этичными как накануне референдума, так и во время. Столь же этичным Марков считает метод голосования, удививший российских наблюдателей, - когда для участия в плебисците даже не требовалось никаких документов, удостоверяющих личность. «Люди первого сорта доверяют друг другу», - пояснил политолог газете ВЗГЛЯД.
По словам Маркова, сложился так называемый «междусобойчик» из англичан, шотландцев, американцев, австралийцев и так далее, которые мнят себя людьми первого сорта: «Они идут на то, чтобы быть господами мира и более конкретно – нашими господами, чтобы их рабы, которыми, сейчас, к примеру, является украинская армия – убивала нас их оружием. Они хотят украсть у нас свободу», - сказал Марков.
Хорошо, что Шотландия имеет право на референдум, а также другие права, «проблема в том, что эти права те же шотландцы и англичане, и американцы хотят отнять у нас», - подчеркнул эксперт. Жителей Югославии или Судана, в которых руководство Великобритании и всего Евросоюза всячески поощряли сепаратизм, они, естественно, также не считали людьми первого сорта.
«Они считают, что они – Евросоюз должны объединяться для их прибыли, в то время как другие страны не должны объединяться ни в какой-либо Евразийский союз, а должны служить полуколониальным придатком людям первого сорта. Против этого расизма мы как раз и выступаем и никогда с ним не согласимся», - сказал политолог.