Как сообщила в понедельник газета ВЗГЛЯД, на совещании с силовиками президент Украины Петр Порошенко акцентировал внимание на «необходимости некоторых изменений в тактике», которые бы «позволили сузить зону проведения антитеррористической операции, усилить защиту границ и сделать все для того, чтобы обеспечить защиту мирного населения».
Ополчением уже сбито примерно 50 процентов украинских вертолетов, захвачено или выведено из строя большое количество единиц тяжелой артиллерии и танков
Кроме того, президент велел ВПК «улучшить положение дел с обеспечением военных оружием в зоне АТО». Соответствующее поручение Порошенко дал главе Укроборонпрома Роману Романову, участвовавшему в совещании.
Эксперты попытались разобраться в том, что подразумевается под «сужением зоны проведения антитеррористической операции». Как известно, АТО проходит на узком плацдарме вдоль позиций ополчения ДНР. Сужать сейчас этот плацдарм – это приговаривать украинские войска к полному разгрому.
Его «суженный»
Как полагает источник газеты ВЗГЛЯД в аппарате Минобороны России, слова президента Украины могут означать следующее: для крупной военной кампании у Киева нет ни сил, ни средств.
«Украинская армия одновременно ведет бои под Луганском, осаждает Донецк, сражается с ополченцами за восстановление контроля на российской границе, и ко всему этому вынуждена еще и готовить «освобождение» Крыма. На все это попросту не хватает сил, военных кадров, боеприпасов и техники», – отметил собеседник.
По словам источника, идея Порошенко, возможно, заключается в том, чтобы сосредоточить усилия на одной задаче, а остальные решать по мере возможности. «Тогда от боевых действий будет какой-то толк», – сказал источник.
«Объявлено официально о завершающей стадии АТО, – пояснил газете ВЗГЛЯД логику Порошенко директор киевского Института глобальных стратегий, политолог Вадим Карасев. – Мы видим, что ополченцы сдаваться не намерены, они отчаянно сопротивляются, значит, нужно «отжимать» в города, а в городах проводить спецоперацию: локализовывать, наемников заставлять уходить назад в Россию, а местных – сдаваться».
Карасев добавил, что результаты АТО, как считают в Киеве, зависят не только от украинской армии, но также от того, как себя поведет Россия, смогут ли силовики окончательно заблокировать границу. На фоне смены тактики «надо закрыть все, что можно», уверен Карасев. «Ополченцам некуда деваться: только сопротивляться, или они будут уничтожены. Это вопрос времени. Но в Киеве хотели бы завершить операцию до начала сентября», – резюмировал собеседник, иначе, по его прогнозу, война затянется на всю зиму.
Директор Центра военного анализа, полковник в отставке Анатолий Цыганок считает: сужение зоны проведения АТО означает смену прежнего военного плана на другой.
«Первоначально Киев руководствовался так называемым планом А», – сказал Цыганок газете ВЗГЛЯД. «Этот план предусматривал отсечение восставших регионов Юго-Востока от России и, как говорили в Киеве, прекращение поставок сепаратистам российской военной техники. Выполнив эти условия, Киев намеревался навести в Донбассе окончательный порядок».
Расставили котлы
К сожалению для Киева, план А провалился, считает Цыганок, прежде всего потому, что задачу по отсечению взвалили на несколько малокомплектных пехотных бригад и совсем необученную Национальную гвардию. «Я знаю, что план А был раскритикован в украинском генеральном штабе. Украинские генштабисты резонно предположили: с такой диспозицией, какая сейчас существует в Донбассе, противостоящая сторона может расставлять котлы, и украинская армия обязательно в эти котлы попадет. Кроме того, позиции украинских сил хорошо простреливаются. Обратите внимание, за последние двое суток украинские силовики постоянно оказываются в огневых мешках», – говорит эксперт.
«В минобороны Украины нет специалистов по настоящим боевым действиям», – продолжает Цыганок. «Украинская армия в течение 23 лет не принимала участия в реальных боях. По сути командуют дилетанты, которые разрабатывают дилетантские планы».
Еще одна побудительная причина – недостаток средств огневой поддержки сухопутных сил. «Ополчением уже сбито примерно 50 процентов украинских вертолетов, захвачено или выведено из строя большое количество единиц тяжелой артиллерии и танков. Без огневой поддержки на земле и в воздухе сухопутные части не представляют серьезной силы», – напомнил Цыганок. С этим фактором эксперт связывает поручение Порошенко, данное Укроборонпрому. Чтобы дефицит танков и вертолетов не выглядел столь явно, пресс-служба президента употребила обтекаемое выражение об «улучшении положения дел с военным вооружением в зоне АТО».
Напомним, минобороны Украины еще в середине июня потребовало от ВПК увеличить производство бронетехники. Сергей Бутенко, директор Житомирского бронетанкового завода, сообщил телеканалу «Евроньюс»: «Из-за ситуации на Востоке Украины мы увеличим производство на 200 процентов. Что касается ремонта, в прошлом году мы отремонтировали всего лишь четыре танка. В этом отремонтируем 140».
На заводе собирают бронетранспортеры, ремонтируют БМП, БМД и танки, сделанные еще в СССР. Как обещали на заводе, первая партия отремонтированных бронемашин поступит в распоряжение минобороны Украины в конце июля.
«Ареал» огня
В связи с тем, что план А не оправдал надежд, Киев разработал так называемый план Б. По мнению Цыганка, сужение области проведения антитеррористической операции – это главная его часть. Но, как считает эксперт, в этом плане Б многое пока остается за кадром.
Важный момент – корыстные мотивации боевиков «Правого сектора*» с Западной Украины. По словам директора Центра военного анализа, мало кто знает, что Киев пообещал этим боевикам имущественные активы на Юго-Востоке. «Известно, что Киев в этом плане предоставил «Правому сектору» полную свободу рук, и тот с готовностью претворяет приказы в жизнь. На Западе Украины мало земли, а на Юго-Востоке ее предостаточно», – говорит Цыганок.
Как считает эксперт, с планом Б у Киева тоже могут быть проблемы, поскольку ополчение ДНР прошло тяжелую школу и теперь готово воевать в любых условиях. Сейчас перевес на стороне ополченцев, а не Киева.
«Не столь давние времена, когда ополченцы снимали с постаментов танки времен Великой Отечественной, остались в прошлом, – сказал Цыганок. – Сейчас на вооружении ополчения находятся современные танки. Заявление Киева о том, что они были поставлены Россией, – бред. Эти танки давно находились в базах хранения в Донбассе. Вопрос был в том, кто сможет завладеть ими».
Как говорит эксперт, на стороне сторонников ДНР и моральный перевес. «Ополчение находится на своей территории, воюет за свою землю. Ополченцев поддерживает местное население. Нацгвардия и «Правый сектор» на Юго-Востоке – чужаки. Их там ненавидят».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ