Соглашение по урегулированию кризиса на Украине вечером в пятницу подписали президент страны Виктор Янукович и лидеры оппозиции Арсений Яценюк, Виталий Кличко и Олег Тягнибок. Главы министерств иностранных дел Германии и Польши Франк-Вальтер Штайнмайер и Радослав Сикорский, а также руководитель департамента континентальной Европы МИД Франции Эрик Фурнье засвидетельствовали этот процесс. Представитель Москвы Владимир Лукин подписывать документ отказался.
Чтобы радикалов поставить на место, необходимо коллективное усилие, в том числе усилие западных спонсоров Майдана
«Было несколько вопросов, по которым мы не получили внятных ответов. Неясность касалась субъектов переговоров, кто и за что будет отвечать», – пояснил он ИТАР-ТАСС по возвращении из Киева. «Ситуация меняется очень быстро, появляются новые персонажи, и договоренности зафиксировать очень трудно», – признал Лукин.
Тем временем в Киеве вечером в пятницу собравшаяся на заседание Верховная рада возобновила действие конституции образца 2004 года. «За» проголосовали 386 депутатов. Депутаты приняли законопроект по сокращенной процедуре – без решения профильного комитета, а также одним голосованием за принятие за основу и в целом. От фракции Партии регионов проголосовали 140 депутатов, от «Батькивщины» – 89, от УДАРа – 40, «Свободы» – 35, КПУ – 32, внефракционных – 50. Согласно этому решению, однако, вступит конституция в силу только в сентябре.
За несколько часов до этого Виктор Янукович уже проанонсировал возвращение к конституции 2004 года, а также пообещал досрочно покинуть свой пост. Об этом говорится в его обращении, обнародованном в середине дня в пятницу. «Заявляю о том, что я инициирую досрочные президентские выборы. Я инициирую также возвращение к конституции 2004 года с перераспределением полномочий в сторону парламентской республики», – подчеркнул он.
Коалиционный кабинет министров
«Призываю к началу процедуры формирования правительства национального доверия», – также отметил Янукович. Как президент и гарант конституции я выполняю сегодня свою обязанность перед народом, перед Украиной и перед Господом Богом во имя государства, во имя жизни людей, во имя покоя на нашей земле», – заметил Янукович.
«В эти трагические дни, когда Украина понесла такие тяжелые потери, когда погибли люди с обеих сторон баррикад, считаю своим долгом перед светлой памятью погибших заявить: нет ничего важнее человеческой жизни. И нет таких шагов, которых бы мы все вместе не должны были сделать, чтобы восстановить мир на Украине», – добавил он.
Еще утром лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов в интервью агентству «Интерфакс» приподнял завесу над договоренностями, которые были достигнуты в ходе многочасовых и многосторонних переговоров в администрации президента.
По словам Ефремова, соглашение предусматривает голосование за конституционные изменения в сентябре и президентские выборы в декабре. «В 12 часов будет парафирование соглашения, которое было подготовлено сегодня ночью. Потом оно будет подписано президентом, оппозицией и якобы будет парафировано Францией, Германией, Польшей и Россией», – заявил он.
Затем, по его словам, «будет прописана процедура голосования за конституцию, изменения в конституцию, чтобы были соблюдены балансы властей между президентом и кабинетом министров». «И голосование по этой конституции в сентябре месяце, и если конституция голосуется в сентябре, то тогда в декабре – выборы президента», – заявил Ефремов.
«Никаких соглашений!»
Другой срок перевыборов назвал Арсений Яценюк, видимо, пытаясь утешить своих сторонников на Майдане. В соответствии с соглашением, президентские выборы состоятся между сентябрем и декабрем, сообщил он. Однако в тексте самого соглашения, как разъяснил чуть позже сайт самого президента, четко указан все же декабрь, а не сентябрь.
«Конституционная реформа, которая будет уравновешивать полномочия президента, правительства и парламента, будет начата немедленно и завершена в сентябре 2014 года. Президентские выборы будут проведены сразу после принятия этой конституции Украины, но не позднее декабря 2014 года», – говорится в документе, опубликованном на сайте президента.
Умеренные лидеры оппозиции, похоже, все еще надеются согласовать подписанный проект с Майданом. Но Майдан уже давно неоднороден. После гибели более 60 активистов в среду большинство протестующих настроены агрессивно к любым решениям и планам, которые продлевают нахождение Виктора Януковича у власти. Если до 18 февраля активисты Майдана кричали президенту «вон», то теперь кричат «смерть» и требуют не досрочных выборов в обозримом будущем, а немедленной отставки главы государства.
В четверг, еще до заявления президента, активисты двух майдановских группировок: «Демократический альянс» и «Общественный сектор» – провели импровизированную акцию против компромисса Виктора Януковича с оппозицией.
Акция прошла на Крещатике, ее требованием была немедленная отставка Януковича. По словам организаторов Игоря Луценко и Владимира Въятровича, попытки договориться с нынешним главой государства недопустимы. «Никаких выборов в декабре этого года. Только немедленная отставка», – подчеркнул он. Позже весь Майдан скандировал «Никаких соглашений!» и «Вместе и до конца!».
«Совет Майдана проголосовал положительно, но с определенными требованиями», – заявил Тягнибок. Эти требования: формирование нового кабинета министров без участия нынешнего главы МВД Захарченко, отставка генпрокурора Виктора Пшонки и возбуждение уголовных дел «против тех должностных лиц, в том числе силовиков, которые причастны к убийствам, пыткам, к похищению людей». Причем эти расследования, как подчеркнул Тягнибок, должны вестись «при жестком мониторинге» со стороны оппозиции и представителей Совета Европы.
Однако совет не представляет весь Майдан, а саму толпу пока еще никто не спрашивал. Зато уже достаточно четко выразил свою позицию лидер «Правого сектора*». Дмитрий Ярош обнародовал в своем «Фейсбуке» заявление, в котором подчеркнул, что «национальная революция продолжается».
«Договоренности нас не удовлетворяют, ни о каком перемирии речи быть не может, – заявил газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь «Правого сектора» Артем Скоропадский. – Революция продолжается, мы будем оставаться на Майдане и будем предпринимать активные действия, пока президент не уйдет». «Правый сектор» требует, чтобы Янукович «ушел в отставку прямо сейчас», подчеркнул Скоропадский. Кроме того, радикалы требуют немедленного ареста министра внутренних дел Виталия Захарченко. «Пока этого не произойдет, мы никуда уходить не будем», – пообещал Скоропадский.
Депутаты боятся обмана
К слову, с улиц бои переместились в Раду. Там в четверг было, пожалуй, горячее всего. Когда прозвучало обращение президента, многие депутаты были просто в растерянности и открыто говорили, что не очень верят в то, что такого рода соглашение поможет преодолеть кризис. Члены оппозиционных фракций прямо говорили об очередном фарсе от Януковича, который нарочно предлагает то, что не примет Майдан.
Впрочем, парламентарии были на взводе с самого утра. Даже объявленная минута молчания в память о погибших не стала минутой молчания: крики и ненормативная лексика в адрес друг друга звучали по всему залу.
Затем с трибуны Верховной рады звучали самые разные предложения от объявления трехдневного траура по всем погибшим, возвращения к конституции 2004 года и голосования по закону о реабилитации всех арестованных до немедленной отставки президента и руководства парламента, которое, не явившись накануне на экстренное заседание, дискредитировало себя.
На последнее предложение обиделся спикер Рады Владимир Рыбак, который утром все же подписал принятый накануне парламентом документ о прекращении огня и выводе всех силовиков из Киева.
Рыбак пояснил свое отсутствие в кресле председателя высокой температурой и решил объявить перерыв в заседании парламента до вечера. Такое предложение оппозиционные фракции и примкнувшие к ним перебежчики из Партии регионов восприняли агрессивно. Завязалась потасовка. Однако до кровопролития не дошло.
Не успели все успокоиться, как снова вскочили на ноги: в здание парламента вошли автоматчики... Впрочем, депутатам от «Свободы» удалось быстро выпроводить незваных гостей. Позже появилась информация, что это просто силовики решили спрятаться в здании Рады от каких-то выстрелов на улице.
После всего этого спикер уже не объявлял перерыва. И Рада зависла в ожидании решения лидеров фракций, что делать с соглашением, инициированным президентом, параллельно нарабатывая документы по возвращению конституции-2004 и реабилитации арестованных за беспорядки с ноября по февраль включительно.
Киев защищает сам себя
Тем временем паника, которая царила в Киеве в среду и привела к очередям в магазинах, на автозаправках и у банкоматов, уступила место пониманию того, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
У киосков с газетами очередей нет. Продавшая пожилому мужчине не ту газету, которую он просил, киоскер со слезами на глазах говорит: «Не могу работать! Пока все это разложила на прилавке... Насмотрелась. Эти фото убитых! Это невозможно! Такое горе! Сижу и ничего не соображаю, простите. Когда же это закончится?»
На этот вопрос киевляне пытаются дать ответ друг другу везде: на автобусных остановках, в магазинах, просто во дворах. И в основном приходят к выводу, что ситуация сложная и непредсказуемая.
В среду вечером во всех районах Киева начали организовываться отряды самообороны. Это такого рода дружинники, которые большими группами патрулировали улицы, чтобы предотвратить мародерство и поджоги автомобилей.
В ночь на четверг происходило немало казусов: жильцы, не знавшие об организации добровольной охраны, в панике звонили в милицию, на телевидение и активистам Майдана, жалуясь, что по их районам разгуливают толпы непонятных людей.
#{ussr}Страх и реальная опасность сплотили многих киевлян. «Была опасная ситуация под нашим домом. Кинули клич о помощи. Три минуты – больше 10 машин с дружинниками со всего района. Многие без машин бежали на выручку. Вы понимаете? Вы понимаете, какая это сила! Все у нас будет хорошо!» – рассказала газете ВЗГЛЯД жительница одного из спальных районов Киева Анастасия.
Главное, чтобы были подписи всех сторон
Внефракционный депутат Верховной рады Олесь Доний уверен, что сделка с Януковичем обречена на провал. «Сейчас он ищет варианты того, как остаться у власти. Поэтому пытается убедить всех подписать соглашение, согласно которому он до декабря может оставаться президентом. Я считаю опасным, чтобы он оставался на своем посту даже один лишний день», – пояснил оппозиционер в интервью газете ВЗГЛЯД.
На вопрос, как может оппозиция заставить президента подать в отставку, если тот откажется, Доний предположил: «Верховная рада должна принять акт об отстранении Виктора Януковича от власти. Так же, как когда-то Верховная рада приняла акт о провозглашении независимости. А потом сформировать новые органы управления: кабинет министров и глав администраций на местах».
Сами лидеры умеренной оппозиции, а также бывший вице-премьер, народный депутат Украины Сергей Тигипко поясняют поиск компромисса с президентом, немедленной отставки которого требует Майдан, желанием сохранить целостность Украины. Яценюк, выйдя из администрации президента, сказал: «Мы соглашение подписывали, чтобы не расколоть страну... Для спасения жизней людей... Для того чтобы наша страна сохранилась».
По его словам, этим соглашением «предусмотрены досрочные выборы, Янукович лишается диктаторских полномочий, будет международное расследование». «Конечно, этого соглашения недостаточно. Но это первый этап для мирного урегулирования», – сказал Яценюк.
Между тем глава Харьковской области Михаил Добкин еще накануне заявил о созыве съезда депутатов всех уровней юго-востока и Крыма в Харькове в субботу. Об этом он написал в своем Twitter. «По инициативе всеукраинского общественного союза «Украинский фронт» 22 февраля в Харькове пройдет съезд депутатов всех уровней юго-восточных областей, города Севастополя и Автономной Республики Крым»,– говорится в сообщении. Других подробностей Добкин, который является одним из инициаторов процесса федерализации Украины, не сообщает.
Ранее политики Восточной Украины в интервью газете ВЗГЛЯД уже высказывали предположение, что в случае победы Майдана в Киеве эта часть республики будет добиваться своей автономии.
На вопрос, сколько еще будет стоять Майдан, Яценюк сказал: «Майдан – это гарантия выполнения соглашения, Майдан – это воля людей. И когда люди почувствуют, что в стране восторжествовала справедливость, они примут решение».
На уточняющий вопрос, придется ли людям стоять до декабря, на который якобы могут быть назначены выборы, Яценюк сказал, что доверия к президенту нет, поэтому гарантами выполнения соглашения стали европейцы. Он надеется, что Майдан воспримет соглашение и не пойдет атаковать госучреждения – вопреки решению Совета Майдана, как это уже было 18 февраля.
«Зависят от митинговой толпы»
В Москве не верят, что радикалы на Майдане последуют призыву умеренного крыла оппозиции. «Радикальная часть Майдана менее всего расположена воспринять результаты переговоров; для того чтобы радикалов поставить на место, необходимо коллективное усилие, в том числе усилие западных спонсоров Майдана», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД зампред комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов.
Те лидеры парламентской оппозиции, которые называют себя руководителями оппозиции вообще и в этом качестве ведут переговоры с властью, на самом деле никакого особого влияния уже не оказывают, подчеркивает Климов. Напротив, сами «вожди Майдана» зависят от митинговой толпы. В этом смысле показательно признание Виталия Кличко, который в пятницу заявил о том, что оппозиция подпишет соглашение с Януковичем, но предварительно нужно будет уговорить тех, кто находится на площади.
«Досрочные выборы президента совершенно точно могут послужить переводом сложившейся ситуации в политико-правовое русло, – считает российский парламентарий. – Другое дело, кто на них победит, будут ли итоги этих выборов признанными в мире?»
Политологи опасаются, что умеренные лидеры оппозиции просто перестанут быть таковыми, уступив место радикалам. «Вероятность того, что толпа на Майдане вообще согласится с тем компромиссом, который достигнут, меньше 50%, даже если его утвердит Верховная рада, – заявил газете ВЗГЛЯД замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Крайние радикалы уже стали самостоятельным элементом политической жизни».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ