Парламент Ирландии спустя 68 лет после окончания Второй мировой войны одобрил законопроект, объявляющий амнистию для более чем 5 тысяч ирландских военнослужащих, сражавшихся на стороне антигитлеровской коалиции. Президент Майкл Хиггинс, как ожидается, подпишет закон о помиловании в течение нескольких дней, пишет Guardian.
Ирландцы не исключали захвата Ирландии Великобританией. С другой стороны, они боялись, что нападет Гитлер, который тоже достаточно легко захватил бы страну
Сама Ирландия во время войны держала нейтралитет, поэтому солдаты, покинувшие страну, чтобы добровольно сражаться вместе с британцами против нацизма, на родине слыли дезертирами. Более того, после 1945 года ветеранов не только не наградили, но еще и наказали – власти им запретили работать на государственных должностях, лишили права на пенсию, и многие из них столкнулись с бытовой дискриминацией.
В прошлом году Дублин принес наконец официальные извинения за то, как обращался с такими ветеранами, а теперь принято решение официально их простить.
«Это будет признанием того, что то, через что они потом прошли – несправедливо. Это было наказание для них, которого не должно было быть», – заявил Питер Малвани, координатор ирландской кампании по помилованию солдат.
К амнистии «дезертиров» еще в прошлом году призвал министр обороны Ирландии Алан Шаттер, признав наконец, что эти солдаты сыграли важную роль в защите свободы и демократии.
«Сказали, что мой отец – предатель»
Ирландец Пэдди Рейд-старший воевал в составе британских войск против японцев в Бирме. «Я уверен, что когда мой отец вернулся, ему не было стыдно, но его заставили чувствовать стыд, – сказал в интервью BBC его сын Рейд-младший. – Когда я был ребенком, мне сказали, что мой отец – предатель и мне тоже должно быть стыдно за него».
При этом сын ветерана отметил, что «не было ни помощи, ни надежды найти работу в Ирландии». По его словам, отец не мог устроиться на работу в течение многих лет после возвращения на родину. «Это было похоже на репрессии», – сказал он.
Семья Рейдов хранит письмо от другого знакомого солдата, который служил в ирландской армии в годы войны. Солдат подчеркивает, что в ирландской армии на дезертиров тогда были очень злы. Большинство в армии считало, что каждый солдат необходим Ирландии для того, чтобы она сама была в состоянии защититься от вторжения.
Теперь, как сказал Пэдди-младший, появилась надежда на то, что тех, кто сбежал из своей армии, чтобы воевать с Гитлером, теперь будут вспоминать только с честью.
«Политически себя оправдало»
Политолог, преподаватель кафедры славистики университета Глазго, доктор философских наук Андрей Рогачевский пояснил газете ВЗГЛЯД, что решение о нейтралитете было призвано сохранить Ирландию. «С одной стороны, в Дублине не исключали захвата Ирландии Великобританией. С другой стороны, они боялись, что нападет Гитлер, который тоже достаточно легко захватил бы страну», – сказал Рогачевский.
При этом, по словам эксперта, ирландцам вовсе не возбранялось служить в войсках союзников. «И около 50 тысяч человек действительно такой возможностью воспользовались. Но, разумеется, эта возможность не распространялась на тех, кто уже служил в ирландских вооруженных силах, – пояснил он. – В данном случае амнистия касается только тех пяти тысяч человек, которые служили в ирландской армии и дезертировали оттуда».
«Потребовалось почти 70 лет, чтобы солдаты, которые воевали против Гитлера, были наконец официально прощены. Это заслуживает всяческого одобрения. Может, в будущем их даже наградят, но не сейчас. Такие политические шаги, к сожалению, быстро не делаются», – посетовал Рогачевский.
По мнению эксперта, само по себе решение Дублина о нейтралитете политически себя оправдало. «Британия предлагала Ирландии тайно присоединиться к союзникам еще в конце 1930-х, обещая за это воссоединение с Северной Ирландией. Но Ирландия не пошла на это, так как не доверяла североирландским политикам, а они – ей. Кроме воли Великобритании, есть еще мнение североирландцев, а они на такое объединение тогда бы не пошли и сейчас не хотят», – объяснил он.
Однако, как отметил Рогачевский, Дублин в какой-то степени все же пострадал за свой нейтралитет. «Время от времени и немецкие, и британские корабли атаковали транспортные суда ирландцев. А после войны на протяжении десяти лет Ирландия тщетно пыталась вступить в ООН. Каждый год подавала заявление, но оно блокировалось членами Совбеза ООН, – напомнил эксперт. – Возможно, Сталин договорился с Черчиллем о том, что Ирландия должна поплатиться за свой нейтралитет. Только после смерти Сталина в 1955 году наконец-то ее приняли в ООН».