Тревожная неделя
Эти погромы – тревожный звонок для тех, кто принимает решения о будущем шведского общества
В Швеции расширяется география массовых беспорядков. Из Стокгольма они перекинулись в города Эребру, расположенный к западу от столицы, и Линчепинг – он находится к югу от столицы Швеции.
Накануне вечером в районе Вивалла в Эребру около 20 человек в масках забросали полицию камнями и подожгли автомашину, передает ИТАР-ТАСС. «Волнения в Стокгольме передались в Эребру, и молодые люди теперь считают, что все можно», – говорит представитель полиции города Матс Нюлен. По данным полиции, машины в ночь на 25 мая горели в 12 городах Швеции.
Не утихают беспорядки и в пригородах Стокгольма. В ночь на пятницу в районах на северо-востоке и юго-востоке столицы хулиганы продолжали бить стекла домов и магазинов. Пожарным пришлось тушить огонь в двух школах, заливать пеной мусорные контейнеры и горящие автомобили.
Чтобы держать ситуацию под контролем, на место была вынуждена прибыть полиция. Правда, как заявил представитель полиции Кьелль Линдгрен, в начале недели протестующие вели себя более агрессивно. «Сейчас все не так масштабно и немного тише», – сказал он. По его словам, дополнительные силы из других районов страны направлены в столицу в преддверии намеченных на эти выходные футбольных матчей и дня рождения принцессы Мадлен 8 июня.
Стокгольм не спит уже почти неделю. Ночные беспорядки вспыхнули в прошлое воскресенье в бедных кварталах шведской столицы – в основном в северо-западном районе Хюсбю, где живут иммигранты. Большинству протестующих по 12–19 лет.
На настоящий момент арестованы 29 человек, в том числе по подозрению в покушении на убийство с помощью поджога, в его подготовке, а также в попытке кражи. Кроме этого, идет разбирательство еще с 23 лицами, в частности, свыше 10 человек задержаны за участие в насильственных беспорядках и поджогах.
Стокгольмская полиция занялась выявлением и задержанием подозреваемых организаторов и участников противоправных выступлений. «В первые несколько ночей мы встретили масштабное насилие и были заняты тем, что обеспечивали пожарным возможность делать свое дело. Сейчас мы сменили приоритеты и работаем над задержанием конкретных лиц», – отметил в пресс-релизе начальник окружной полиции Матс Лефвинг.
По сообщениям газеты «Свенска дагбладет», один из полицейских, в которого бросали камни, обратился к зачинщикам беспорядков через свою страницу в Facebook. Он, в частности, написал: «Я на месте, если твоему папе нужна помощь, когда он столкнулся с автомобилем, я помогаю твоей сестре, когда начинается пожар на кухне, я приезжаю, когда ты идешь по льду в солнечный мартовский день. Зачем ты так поступаешь по отношению ко мне?» Этот текст в социальной сети читали и рекомендовали другим около 12 тысяч раз, передает РИА «Новости».
Формальный и реальный
Считается, что поводом для бунта стали как раз действия полицейских, застреливших при задержании психически больного 69-летнего мужчину, угрожавшего окружающим мачете. Эту версию поддерживают анонимные «активисты», опрошенные СМИ, а также некоторые жители Хюсбю.
Впрочем, очень похоже на то, что истинные причины иммиграционного бунта лежат куда глубже. Как отмечает BBC, беспорядки ставят под сомнение успех усилий интегрировать в шведское общество родившихся за рубежом жителей. В шведском обществе разгорелись дебаты об иммиграции, безработице и социальном неравенстве.
Кто-то из жителей пострадавших районов Стокгольма говорит, что главная причина выступлений молодежи – раздражение от невозможности найти работу. Кто-то винит родителей, которые просто не могут обуздать распоясавшихся подростков. Причем подавляющее большинство жителей уверены, что насилие не связано с идеологией ислама.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), за последние 25 лет в Швеции увеличился разрыв между богатыми и бедными больше, чем в какой бы то ни было другой развитой стране. Как правило, иммигранты и их семьи селятся в кварталах, подобных Хюсбю на западе Стокгольме (где в прошлое воскресенье как раз и начались беспорядки). В этом районе, где живут около 11 тысяч человек, 80% жителей – иммигранты либо в первом, либо во втором поколении.
Около 15% всех жителей Швеции родились за пределами страны – это самый высокий показатель среди скандинавских стран. Основной приток иммигрантов идет из таких конфликтных зон, как Сомали, Ирак, Афганистан и Сирия. В 2012 году Швеция предоставила убежище 44 тысячам человек – это на 50% больше, чем годом ранее.
Рост популярности правой партии «Шведские демократы», представители которой призвали ввести комендантский час в ответ на беспорядки, поляризовал шведское общество. По данным опросов, миграцию по-прежнему приветствуют большинство жителей, однако их число сокращается.
Между тем шведское правительство пока не торопится что-либо менять и настойчиво защищает существующую иммиграционную политику, пишет «Российская газета». «Швеция – это страна, которая принимает большое количество людей из других государств. И я горжусь этим, – заявил премьер Фредрик Рейнфельдт, комментируя беспорядки в Стокгольме. – Важно помнить, что поджог машины твоего соседа – это не пример свободы выражения, это хулиганство». Причиной беспорядков премьер назвал «переходный период между культурами», который, по его мнению, всегда существует в подобных ситуациях.
У большинства экспертов на этот счет иное мнение. Они, в частности, считают назревшей реформу миграционной политики. «Эти погромы – тревожный звонок для тех, кто принимает решения о будущем шведского общества, – отмечает советник муниципалитета Стокгольма Авад Херси. – В Стокгольме ситуация не такая серьезная, как это было в Лондоне в 2011 году или в Париже в 2005-м. У Швеции еще есть шанс все исправить, пока время не упущено».
Молодежные волнения в Швеции действительно напоминают лондонские беспорядки двухлетней давности и те, что происходили в Париже в 2005 году. Тогда хулиганы тоже громили магазины, хотя о мародерстве в Стокгольме говорить не приходится. Здесь возникает другая, типично шведская проблема. Страна традиционно славится щедростью и гостеприимством. Теперь же происходящее в Стокгольме ставит под вопрос образ Швеции как общества, выступающего за эгалитаризм и отказ от насилия.
По мнению социолога из университета Мальме Айе Карлбома, правительству нужно смириться с тем фактом, что приезжающие в страну иммигранты без соответствующего образования, скорее всего, останутся без работы. «Возможно, надо инвестировать много денег в образование второго и третьего поколения иммигрантов, делать так, чтобы они обязательно знали шведский язык. Но их родители, как мне кажется, к сожалению, – это безнадежное дело», – считает эксперт.
Чем бы ни кончились нынешние волнения в Швеции, они уже стали важной составляющей предвыборной парламентской кампании 2014 года. По мнению ряда наблюдателей, на гребне волны, поднятой иммиграционными бунтами, выплывет расистская партия «Шведские демократы», выступающая за резкое сокращение иммиграции и за более жесткие требования к уже осевшим в Швеции иностранцам. В частности, эта партия предлагает лишать «инородцев» шведского гражданства и высылать их из страны за серьезные преступления.