На чемпионате Европы в Шеффилде олимпийский чемпион Турина-2006 Евгений Плющенко выступал с серьезными травмами колена и шеи, однако сумел превзойти всех оппонентов в произвольной программе и добиться триумфа. Теперь его ждет плановая операция, которая не позволит ему выступить на чемпионате мира. Другой ученик Алексея Мишина – Артур Гачинский – стал победителем короткой программы, но не сумел удержать лидерство, уступив его более титулованному партнеру по команде.
Многие журналисты ищут какие-то перец, лук или чеснок, какую-то каверзу, пытаясь разжечь психоз вокруг соперничества
ВЗГЛЯД: Результаты ваших подопечных превзошли ожидания?
Алексей Мишин: Превзошли, не превзошли... Я хочу привести вам один случай из истории фигурного катания, когда Москвина и Мишин на чемпионате СССР в 1969 году выиграли у Белоусовой и Протопопова. А считалось вообще неприличным их обыгрывать – они же гении. И вот мы собрались на пресс-конференции: все молчали, было неудобно даже какие-то вопросы задавать – произошла такая неприятность. И меня спросили: «Ну что ты думаешь по этому поводу?» Я ответил, что победили, но не превзошли.
Если же говорить о выступлении Гачинского и Плющенко, то, конечно, и победили, и превзошли.
ВЗГЛЯД: Когда Евгений пропустил официальную тренировку, какие мысли посетили вас в тот момент?
А. М.: Это неточная информация – никакой тренировки он не пропускал. Тренировка или не тренировка – это определяется планом подготовки. Он ничего не пропускал, все было так задумано.
ВЗГЛЯД: Тем не менее перед стартом у него обострилась травма.
А.М.: После квалификационного раунда на тренировке он получил травму шеи – верхней части спины. Его столько кололи... Нет, даже перед квалификацией он получил травму – на второй день в Шеффилде. За вечер и за утро в него всадили пять уколов: противовоспалительного и обезболивающего. После квалификации было два дня перерыва до короткой программы. После нее был еще день перерыва до произвольной. То есть за это время лекарства начали действовать, и болевой синдром прошел. Перед произвольной программой, накануне вечером, он почувствовал, что может прыгать четверной – и стал его исполнять.
Говорить о каком-то коварном тренерском плане или задаче обмануть соперников не стоит. Просто он почувствовал себя лучше, боль спала, и он стал прыгать.
ВЗГЛЯД: Такой случай, чтобы фигурист с серьезной травмой оставил всех далеко позади – такое с вами бывало за время тренерской карьеры?
А.М.: Бывали такие случаи. Например, Сергей Волков – наш первый советский чемпион мира в одиночном катании – в 1975 году в городе Колорадо-Спрингс получил жесточайшую травму колена. Его унесли со льда на носилках. В течение пяти-шести дней он успел восстановиться и сумел стать чемпионом мира.
#{interviewsport}ВЗГЛЯД: Вы не боялись, что с такой травмой Плющенко выступит не лучшим образом и это сказалось бы на его моральном состоянии на фоне подготовки к Сочи-2014?
А.М.: Этого не произошло. Мыслей таких вообще не было, потому что я реально знаю его возможности.
ВЗГЛЯД: Какие прогнозы делают медики?
А.М.: Прогнозы медиков нам окончательно не известны. Его ждет плановая операция, надеюсь, этот план будет полностью выполняться. И в данной ситуации ничего конкретного я сказать не могу.
ВЗГЛЯД: Прокат Гачинского насколько был неожиданным для вас?
А.М.: Неожиданным (улыбается)? Я ведь знаю его возможности: в принципе, он выполняет несколько четверных прыжков. То, что он сделал два четверных в произвольной программе, меня обрадовало, но не поразило. Говорить о том, что люди выходят и прыгают на 8,90, никогда не прыгав до этого, нельзя. У него был запланированный прокат: что-то удалось, что-то не удалось. Он слишком устал к концу произвольной программы из-за того, что много моральных сил потратил на четверные прыжки. Он слегка смазал впечатление от своего выступления. Но чуда там никакого не было.
ВЗГЛЯД: Артур много раз говорил, что Плющенко является для него кумиром и примером для подражания. Насколько тяжело ему будет выступать на чемпионате мира, который Евгений пропустит?
А.М.: Конечно, лучше выступать мощным тандемом, когда один подстраховывает другого. Я рад вашей формулировке вопроса, потому что многие журналисты ищут какие-то перец, лук или чеснок, какую-то каверзу, пытаясь разжечь психоз вокруг соперничества. Их совместные тренировки исключительно насыщены, каждый бросает вызов другому. И это помогает им двигаться вперед. На этой дружеской, позитивной ноте я бы хотел, чтобы акцентировали свое внимание журналисты.
ВЗГЛЯД: Не только Плющенко, но и Гачинский заставили всю Европу дрожать от страха. На чемпионате мира удастся Артуру повторить свой успех?
А.М.: Это будет сделать трудно. Каковы шансы – ответим после самого чемпионата.