Чемпионат мира по хоккею завершился 23 мая. В захватывающем финальном матче сборная России, которая была безоговорочным фаворитом турнира, неожиданно уступила чехам. С тех пор прошло почти две недели, и газета ВЗГЛЯД решила подвести итоги мирового первенства вместе с главным тренером сборной России Вячеславом Быковым.
Что бы мы ни делали, в первую очередь мы должны думать о российском хоккее
− Возглавляя сборную России, на четырех чемпионатах мира подряд вы смогли завоевать медали разного калибра. Какая из них является для вас самой важной, самой выстраданной?
− Я не могу выделить ни первую, ни вторую, ни третью, ни четвертую. Все медали дороги, все ценны по-своему. Все были завоеваны, как говорится, потом и кровью. При большой поддержке наших болельщиков. Все медали − знаковые.
− В Германии на матчи российской команды ходило очень много поклонников хоккея. Даже в играх против хозяев чемпионата чувствовалась мощная поддержка болельщиков сборной России. Вам было приятно такое внимание?
− Безусловно. И эта поддержка ощущалась даже после моего первого чемпионата. Наша работа не проходит даром.
Мы почувствовали, что людям начал нравиться хоккей, который показывает сборная. Он становится более интересным, привлекательным, зрелищным. Приносит результат. Дает возможность снова надеяться, ждать лучших результатов с каждым годом
Каждый болельщик, который находится рядом с нами, который болеет у экранов телевизоров и на трибунах, является соучастником этого процесса. Это очень серьезная миссия, потому что люди идентифицируют себя с командой. У нас есть одна общая команда − Россия. Для нас, россиян, это важно.
− Просто космический хоккей показывала в Германии тройка Ковальчук – Дацюк – Малкин. Вы могли бы провести какую-то аналогию с советской сборной, сравнить эту тройку с мастерами той эпохи?
− Я не сторонник того, чтобы сравнивать разные эпохи. Тогда были свои мастера, свои кумиры, свои звезды. И каждый из них показывал тот хоккей, который был любим, нравился болельщикам. Так что сравнивать – дело неблагодарное. Каждый из российских игроков старается выложиться на 120 процентов, старается порадовать своих болельщиков.
− Как вы оцениваете игру третьего и четвертого звеньев в Германии?
− У нас это чисто номинально – третье, четвертое звено. На самом деле, у нас четыре очень боеспособных пятерки, каждая из них может добиваться результата и выигрывать матч. И соперникам становится сложно сдерживать все четыре звена. Ведь важно не то, в каком звене ты играешь, а то, чтобы игровое время, которое тебе предоставляется, ты использовал по максимуму и работал на команду. Это самое важное.
− Александр Овечкин выступал в большинстве на позиции защитника. Не думаете ли вы, что под конец турнира он немного устал от дополнительной нагрузки, поэтому играл уже не так ярко?
− Нет, я так не думаю. Саша провел хороший сезон. И сезон был тяжелым, насыщенным. Не всегда, может быть, радостным для него. Но это – профессионал. И я горжусь, что у нас есть такие ребята, как Саша. Горжусь и другими. Я бы отметил всех, кто был в нашей сборной. И тех, кто не попал в сборную, но был рядом с нами.
Надо отдать должное Овечкину. Соперники били его в течение всего чемпионата. И он старался играть на максимуме. А то, что мы использовали его в большинстве... Но так ведь мы знаем, что он – очень продуктивный игрок. Мы использовали это. Конечно, мы хотели лучшего. Так же, как и болельщики. Но в любом случае, я знаю, что он отдал все, что у него было. И за это честь и хвала ему.
− Сборная Чехии, за которую не приехали играть многие энхаэловцы, выступала на турнире очень неровно. Россияне же играли блестяще, проиграли всего один матч. Как вы считаете, насколько справедлива нынешняя формула чемпионата мира, предусматривающая плей-офф?
− Я думаю, что здесь удача в какой-то момент отвернулась от нас и счастье было на стороне чехов. А искать какую-то подоплеку в формуле... Конечно, если бы мы играли по круговой системе, то стали бы чемпионами. Но есть определенная формула турнира, под нее и нужно подстраиваться. Поэтому искать причины поражения в формуле турнира я бы не стал.
− Что вы сказали ребятам после матча с чехами? Были ли сказаны какие-нибудь особые слова для них?
− Безусловно. Я поблагодарил их за то, что они приехали в непростое время, когда на сборную обрушилось много критики. Но все они приехали, чтобы реабилитироваться за неудачный матч с канадцами. Хотя слово «реабилитироваться», может, и не совсем правильное. Просто ребята хотели показать, что нельзя судить по одному матчу о той работе, которая была проделана за все эти годы.
В спорте всякое бывает. И поражения, какими бы горькими они ни были, дают возможность двигаться вперед, делать выводы, совершенствоваться. То, что ребята приехали, за это большая им благодарность.
Также я передал им слова нашего президента Дмитрия Анатольевича Медведева, сказанные в том же ракурсе. Это были слова благодарности, поддержки. Да, мы желали большего. Но у нас была Команда, и она боролась до конца.
− Как можете оценить работу вашего нового помощника Андрея Назарова, а также консультанта Бориса Майорова?
− Положительно. Для Андрея это был хороший опыт, который неоценим. Сложно найти такую возможность – быть задействованным на чемпионате мира. Это будет хорошим подспорьем Андрею в дальнейшей его работе. Он достаточно молодой тренер, амбициозный. Такой опыт пойдет ему на пользу.
Что касается Бориса Майорова и Валерия Брагина, которые нам помогали и работали на команду, то их помощь также оценена. Мы поблагодарили их на исполкоме за тот вклад, за ту работу, которую они проводили до начала чемпионата, во время его проведения и после.
− В последние годы у нас появились проблемы с резервом – очень слабо выступают юношеские и молодежные сборные. Легендарный тренер Виктор Тихонов выразил обеспокоенность по этому поводу, а что можете сказать вы? Неужели у нас появились проблемы с кузницей кадров?
− Мне сложно сказать. Дело в том, что я работаю и в клубе, и в сборной. Я думаю, что такой опытный специалист, как Виктор Васильевич Тихонов, раз уж он заметил такое, мог бы заняться этим делом, мог бы более тщательно и глубже вникнуть в эту проблему вместе с федерацией. Тем более что он − человек с именем, опытный специалист.
− Как вы считаете, есть ли смысл брать на этапы Евротура экспериментальные составы, как это делают некоторые сборные. Проверять ближайший, а иногда и отдаленный резервы?
− Мы стараемся делать то же самое. Может быть, не так ярко, как другие команды. У нас своя стратегия. Важно, чтобы все это было не искусственно. Чтобы все было продуманно.
Но в любом случае, этапы Евротура – это возможность для каких-то экспериментов. При этом все должно быть продумано и со стороны федерации, и со стороны тренерского штаба.
− В одном из интервью вы сказали, что руководству КХЛ стоит пересмотреть свое отношение к количеству легионеров. Каким, на ваш взгляд, было бы оптимальное соотношение наших и иностранных игроков в российских командах?
− Я думаю, схема должна быть такой − «3+1». А четвертый легионер при этом должен находиться в том же положении, в каком находится шестой легионер сейчас. (Российские команды КХЛ могут заявить шестого легионера, если заплатят за это большую компенсацию − прим. ред.) И вратарей я тоже бы сделал российскими. Но это мое личное мнение.
Мы видели, что после того как был введен запрет, сразу появились молодые, перспективные ребята, которым дали возможность сыграть. Это пошло на благо российскому хоккею.
А увеличение числа легионеров... Не думаю, что это пойдет нам на благо. Что бы мы ни делали, в первую очередь мы должны думать о российском хоккее. Опять же, это мое личное мнение.
− Напоследок немного неожиданный вопрос. В июне стартует чемпионат мира по футболу, будете ли вы следить за его перипетиями?
− Безусловно. Это очень интересное событие. Проводится раз в четыре года. Финал – апогей четырехлетия. Будут собраны лучшие команды мира, будут показаны грандиозные матчи.
Жду чемпионат мира по футболу с нетерпением. Будут ли какие предпочтения? Нет, я − за интересный, красивый, результативный футбол. Есть много команд, которые, конечно, будут привлекать не только мое, но и всеобщее внимание.