Общество

30 июня 2024, 15:05

Новый авиадвигатель послужит российским самолетам и вертолетам

«В конструкцию заложены передовые решения, позволяющие обеспечить как высокую топливную эффективность, так и весовую отдачу. То есть по своим удельным показателям он будет находиться либо на уровне лучших международных аналогов, либо даже превосходить их». Авиационный эксперт Олег Пантелеев объяснил газете ВЗГЛЯД преимущества и возможности для применения нового авиадвигателя ВК-650В, разработанного в России.

Российский авиадвигатель ВК-650В завершает сертификационные испытания, сообщает Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) ГК «Ростех». По планам предприятия-разработчика уже в следующем году технология должна перейти в стадию серийного производства. Специалисты готовят двигатель к наземным отработкам в составе вертолета «Ансат», после чего будет получено заключение на первый вылет.

При этом ВК-650В является первой отечественной разработкой, призванной заменить иностранные аналоги в том числе и для легких самолетов. Об особенностях создания проекта, способах его применения и перспективах развития авиационного двигателестроения в России газета ВЗГЛЯД поговорила с Олегом Пантелеевым, исполнительным директором агентства «Авиапорт».

ВЗГЛЯД: Чем уникален ВК-650В для отечественной авиации?

Олег Пантелеев: С одной стороны, в мире немалое количество турбовальных двигателей, чьи показатели варьируются от 500 до 1 тыс. и более л. с. Числовой индекс двигателя 650 как раз и означает мощность изделия в лошадиных силах. Но у российских компаний до сих пор не было собственных двигателей такого класса.

Еще до создания ОДК, когда двигателестроением занималось несколько фирм, «живого», сертифицированного и готового к установке на летательные аппараты устройства у нас тоже не имелось. Ближе всего к реализации схожего проекта приблизились в ОДК «Климов», когда создавали ВК-800. Но работа велась в инициативном порядке, и закончить ее в 2000-е годы не удалось. Таким образом, даже к 2020-м годам Россия не обладала отечественным сертифицированным продуктом такого класса.

Второй важный момент заключается в том, что ВК-650В – один из самых новых двигателей такой размерности в мире. В его конструкцию заложены передовые решения, позволяющие обеспечить как высокую топливную эффективность, так и весовую отдачу. То есть по своим удельным показателям он будет находиться либо на уровне лучших международных аналогов, либо даже превосходить их.

ВЗГЛЯД: Но не слишком ли долго велась работа над этим двигателем?

О. П.: Создание нового двигателя с нуля, когда нет образца предыдущего поколения, занимает в среднем лет десять. И это без учета времени, которое необходимо потратить на формирование научно-технического задела, материалов, технологий и так далее.

Если в этом году удастся завершить сертификацию ВК-650В, то это будет означать, что получилось заметно сократить срок создания нового продукта.

Более того, переход от срока в десять лет на пятилетний период даст России возможность создавать востребованные на внутреннем рынке решения, а также оперативнее вводить в эксплуатацию имеющиеся разработки. Сократится и стоимость будущих проектов.

ВЗГЛЯД: В заявлении производителя указано, что это двигатель для легких самолетов, который, впрочем, будет устанавливаться и на вертолеты «Ансат». Откуда такой диапазон применения?

О. П.: Для ответа на этот вопрос стоит детально рассмотреть схему изделия. В нем есть газогенератор, который сопрягается со свободной турбиной, снимая с нее мощность. Она, в свою очередь, может через редуктор подаваться на несущие рулевые винты, что соответствует вертолетной схеме. Также энергию можно направить и на тянущий или толкающий винт, что отвечает требованиям самолета или даже БПЛА. Не исключено, что газогенератор и свободная турбина будут приводить в движение электрический генератор. Тогда ВК-650В станет частью гибридной силовой установки.

Так или иначе, сопряжение двигателя с конкретным летательным аппаратом зависит от модификации. Ее создание, к слову, очень легкий и быстрый процесс, потому как основные ноу-хау и все современные технологии используются именно на этапе производства газогенератора и свободной турбины.

ВЗГЛЯД: Почему было принято решение о создании сначала вертолетной версии двигателя?

О. П.: К моменту, когда шли первые изыскания и проработки, было понимание, что отечественные вертолеты «Ансат» достаточно востребованы на мировом рынке. Но они оснащались канадскими двигателями.

После 2008 года санкционные риски стали очевидными, однако до 2022 года, хотя и не без некоторых трудностей, необходимые устройства поставлялись Оттавой в интересах Москвы. Тем временем вертолет Ми-38 был переведен на российскую разработку, двигатель ТВ7-117В. Тогда же появилось осознание, что «Ансату» также нужен отечественный аналог. И это первая причина, почему ВК-650В сначала создается в вертолетной версии.

Второй момент: этот двигатель может использоваться в качестве основы силовой установки вертолета К-226. Тот изначально использовал британское оборудование, позднее появилась версия К-226Т, оснащенная французскими технологиями. Но оба варианта, скажем прямо, сейчас нежизнеспособны.

При этом Россия продолжает переговоры с Индией относительно производства в стране К-226Т. Не исключаю, что Нью-Дели заинтересуется нашим ВК-650В, когда он зарекомендует себя при эксплуатации в первую очередь на «Ансате».

ВЗГЛЯД: Вы говорили о сотрудничестве с иностранными партнерами. Насколько реальна перспектива экспорта ВК-650В в дружественные страны?

О. П.: Двигатель действительно может быть востребован у иностранных производителей вертолетов. Помимо Индии в качестве потенциального рынка сбыта уже рассматривался Иран. Более того, не сомневаюсь, что одной из задач был именно экспорт товара в третьи страны. Вместе с тем очевидно, что основным приоритетом является удовлетворение потребностей внутреннего российского рынка.

ВЗГЛЯД: Значит ли, что санкции подстегнули потенциал наших разработчиков?

О. П.: Процесс ограничений поставок западных высокотехнологичных продуктов России впервые стал наблюдаться еще после 2008 года. Следующий виток рестрикций пришелся на 2014 год. Ну и теперь, уже на фоне спецоперации, происходит последовательное ужесточение ограничений в отношении России в целом и нашей авиационной промышленности в частности.

И да, в России, в свою очередь, произошла существенная смена парадигмы. Так, в конце 1990-х и самом начале 2000-х годов мы ориентировались на то, что если у нас есть нефть, то все остальное мы купим. Затем пришло понимание, что надо создавать наиболее высокотехнологичные изделия, в том числе самолеты и двигатели самостоятельно, но при тесном взаимодействии с мировыми лидерами в этой отрасли.

Дальнейшие события привели к увеличению локализации и освоению производства на территории страны все большего количества наименований. Безусловно, санкции лишь подстегнули процесс импортозамещения. Таким образом, магистральный путь для отечественной промышленности – это освоение самостоятельного производства с широкой номенклатурой изделий. И в первую очередь это касается высокотехнологичных отраслей.

Текст: Матвей Малыгин

Вам может быть интересно

Рябков заявил о последнем рывке для урегулирования ситуации на Украине
Темы дня

Россия избавится от «заборостроительных» университетов

«Освобождение от самых халтурных вузов». Такими словами эксперты описывают смысл новой системы оценки высшего образования, подготовленной в России. О чем именно идет речь и почему данная реформа имеет значение не только для учебных заведений, но и для всей экономики страны?

Как будут освобождаться оставшиеся города Донбасса

«Вскрытием этого "крепкого орешка" предстоит заниматься нашей армии в следующем году. Если, конечно, Владимир Зеленский добровольно не выведет войска из ДНР», – так эксперты описывают задачу ВС России в районе Дружковско-Краматорско-Славянской агломерации. Какие цели преследует противник и как будет выглядеть освобождение последних вражеских «фортеций» в ДНР?

СМИ: В паспортах рожденных в России эстонцев стали указывать Эстонию

Министр культуры Турции рассказал, как сериалы стали инструментом «мягкой силы» страны

Время русской силы. Как страна черпает мощь в своих истоках

Новости

Росстат сообщил о росте реальных зарплат в стране

Средний уровень начисленных зарплат в России по данным Росстата достиг почти 100 тыс. рублей в октябре, что на 6,1% превышает показатель прошлого года.

В Донецке обезвредили открывшего огонь из автомата в супермаркете

Правоохранители обезвредили мужчину, который открыл огонь из автомата в супермаркете в западной части Донецка, никто не пострадал, сообщили в региональном МВД.

Китай предостерег Японию от милитаризации

Япония отказывается от курса мирного развития и все больше уходит в сторону милитаризации, заявил официальный представитель МИД КНР Линь Цзянь на брифинге.

В России начались переговоры по созданию исламского банка

В России обсуждается открытие первого исламского банка, потенциал которого может достичь не менее 1 трлн рублей.

Москвичи рассказали о самых неудачных подарках на Новый год

Гели для душа, фотоальбомы и невкусные шоколадки: москвичи рассказали газете ВЗГЛЯД, какие самые неудачные подарки на Новый год они получали и как с этим бороться.

Бывший сотрудник МИД получил 12 лет за госизмену

Бывший работник МИД России Арсений Коновалов получил срок за передачу секретной информации разведке США во время зарубежной командировки.

Балицкий сообщил об урегулировании разногласий с ЦИК

Губернатор Запорожской области Евгений Балицкий встретился с председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Эллой Памфиловой.

Путин заявил о кратном увеличении производства востребованных вооружений

Производство наиболее востребованной в ходе СВО продукции, включая боеприпасы и бронетехнику, с 2022 года увеличилось кратно в 2025 году, заявил президент Владимир Путин на совещании по рассмотрению основных параметров проекта государственной программы вооружения.

Генсек НАТО не увидел причин для ЕС создавать независимую от США оборону

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил, что не видит повода для того, чтобы Евросоюз становился оборонительно независимым от США.

ОАК в 2025 году выпустила рекордный объем боевой авиации

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в Ростех) завершила год рекордным объемом выпуска боевых самолетов, сообщил гендиректор ОАК Вадим Бадеха.

В Госдуме исключили введение штрафов за использование VPN-сервисов

Российские власти не рассматривают введение штрафов за использование VPN-сервисов, заявил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин («Единая Россия»).

Новая госпрограмма вооружения включила ИИ в приоритетные направления

В материалах к совещанию президента раскрыты планы по массовому внедрению искусственного интеллекта в новые системы вооружения и военной техники.
Мнения

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

Сергей Миркин: Когда на Украине появится новый гетман Скоропадский

Скоропадский формально не был объявлен гетманом немецкими генералами, а был провозглашен монархом на всеукраинском съезде хлеборобов. Имя нового руководителя Украины не столь важно, его главной функцией будет заключить мир с Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов