В последнее время появляется все больше сообщений об успешных наступательных операциях Вооруженных сил России. Например, на прошлой неделе президент Владимир Путин отмечал: около двух тысяч украинских военных окружены в Курской области. Также, по словам Путина, две недели назад 155-я бригада морской пехоты Тихоокеанского флота взломала оборону противника на расстоянии десяти километров от госграницы и начала движение вдоль нее.
В среду также стало известно о новых успехах российских военнослужащих в Харьковской области, где группировка войск «Запад» установила контроль над населенным пунктом Кругляковка. Министр обороны Андрей Белоусов особо отметил вклад 2-й гвардейской мотострелковой Таманской дивизии.
Освобождение Кругляковки, как считает глава военно-гражданской администрации Харьковской области Виталий Ганчев, позволит перекрыть важный транзитный путь снабжения ВСУ, лишит украинскую армию выхода на правый берег реки Оскол и способствует продвижению российских сил к Купянску. Такое развитие событий способно повлиять на расстановку сил в регионе.
Между тем продолжается освобождение Донбасса, где ВС РФ продвинулись к северной окраине населенного пункта Терны, зашли в Торское и ведут бои за освобождение этих населенных пунктов. Для ВСУ Терны долгое время были одним из основных центров обороны. Военный аналитик Борис Рожин называет Торское воротами к Красному Лиману – городу, который может открыть для России перспективы освобождения Славянска или Купянска.
Однако он ожидает, что при сохранении текущих тенденций на фронте «противник, скорее всего, пожертвует именно Тернами». «Поэтапное окружение села с нашей стороны создаст для ВСУ угрозу полного логистического разрыва с ним. Удерживать его в таких условиях попросту нет смысла. Рано или поздно наши оппоненты примут решение оставить деревню», – предположил Рожин.
При этом накануне в Минобороны сообщили, что войска группировки «Центр» сумели полностью взять в ДНР под контроль Селидово, где сходятся важные автомобильные трассы, которые значительно повышали маневренные возможности ВСУ. Кроме того, на днях были освобождены Катериновка, Горняк и Доброволье.
Как сообщил в среду в эфире Первого канала советник главы ДНР Игорь Кимаковский, ВСУ начали отводить силы из Курахово – города к западу от Марьинки и Красногоровки, имеющего оперативно-стратегическое значение, так как в более дальней перспективе взятие Курахово открывает путь на запад и юго-запад.
По словам Кимаковского, за Селидово, особенно со стороны Угледара, начинаются степи, и украинское командование понимает, что российские войска смогут довольно быстро зайти в тыл группировки, которая сейчас находится в Курахово. По прогнозам Кимаковского, полного освобождения республики стоит ожидать уже в ближайшие месяцы.
Что касается Запорожской области, то утром в среду российская фронтовая авиация нанесла массированный удар по позициям ВСУ в районе города Орехова и села Малая Токмачка. В то же время украинские аналитики и военные ожидают на Запорожском направлении масштабного наступления ВС России.
В целом же успешные действия российских военных признают и на Украине. Как заявил накануне генерал-полковник украинской армии Дмитрий Марченко, фронт ВСУ обрушился под натиском Вооруженных сил России из-за разбалансировки управления, усталости личного состава и дефицита резервов.
«Я не открою военную тайну, если скажу, что фронт у нас посыпался... Во-первых, это нехватка боеприпасов, вооружений. Во-вторых, это люди: нет людей, нет пополнений. Люди очень устали, они уже просто не вытягивают те фронты, на которых находятся. И, в-третьих, это разбалансирование управления», – заявил Марченко.
Об «очень сложной» ситуации для украинских войск по всей линии фронта заявлял в начале сентября Зеленский, и последние два месяца ситуация для ВСУ продолжает ухудшаться. По оценке аналитика немецкого таблоида Bild Юлиана Репке, украинский фронт на юге ДНР теряет «от двух до пяти километров в день».
В Германии считают, что при таких темпах «России понадобится шесть месяцев, чтобы добраться до Днепропетровской области». Однако российские военные эксперты полагают, что разговоры про обрушение фронта требуют осторожности.
С одной стороны, в стратегическом плане общий ход развития событий на фронте играет в пользу России. По словам Бориса Рожина, украинские войска не могут адаптироваться под набранный темп наступления России.
Схожие оценки рекордных темпов приводят и западные аналитики: за октябрь Российская армия освободила 478 кв. км территории, тогда как в сентябре этот показатель равнялся 459 кв. км, а в августе 477 кв. км. Украинские аналитики и вовсе считают, что ВС РФ освободили в 5,5 раза больше территорий, чем за весь 2023 год. Перепроверить эти данные не представляется возможным, однако тренд они отображают верно.
С другой стороны, каждый более-менее крупный населенный пункт в Донбассе используется ВСУ как укрепрайон. И хотя скорость боев за города в последние несколько недель увеличилась, ведение боевых действий за каждый из них все еще далеко от «легкой прогулки». Поэтому говорить о том, что «фронт посыпался», не вполне корректно. Но то, что он трещит – факт.
«Мы, условно говоря, применили каскадное наступление. Прорывы на линии фронта происходят сразу в нескольких местах. А противник, истратив свои резервы в Курской области, не в состоянии оперативно реагировать на прорывы в других регионах.
В итоге во вторник было освобождено четыре населенных пункта, а в среду, судя по всему, мы уже подошли к Курахово»,
– рассуждает военный эксперт Алексей Леонков. По мнению собеседника, противник по-прежнему способен что-нибудь предпринять, но если освобождение новых населенных пунктов продолжится лавинообразно, как эффект домино, «то можно будет говорить о том, что российская тактика прорыва линии боевого соприкосновения полностью оправдывает себя».
Недавние успехи в Донбассе также позволяют «сформировать ударные кулаки, которые смогут схватывать, как клещи, те группировки ВСУ, которые сейчас расположены на Запорожском направлении и на западе ДНР. Учитывая, что за тем же Курахово начинается степь, ВСУ как минимум на этом направлении «не за что будет зацепиться для надежной обороны».
«Поэтому сейчас главный вопрос заключается в том, где именно произойдет следующий прорыв ВС России. Если нам удастся окончательно нарушить логистику противника и ВСУ не смогут цепляться за последние рубежи обороны, тогда слова генерала Марченко станут реальностью – гарнизоны ВСУ в южной части Донбасса не смогут долго сопротивляться», – заключил Леонков.