Председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Общественной палаты РФ Артем Кирьянов в интервью агентству Ura.ru предложил создать «газовую полицию», которая обладала бы правом без разрешения входить в любую квартиру и проверять безопасность подключения.
Мотивы Кирьянова прозрачны и понятны. Второй за две недели взрыв бытового газа с человеческими жертвами – это однозначный повод для массовой проверки. Вот только непонятно, зачем создавать в стране, по сути, новую спецслужбу, обладающую правом нарушать зафиксированную в Конституции неприкосновенность жилища?
Как отмечает Кирьянов, «сегодня проблема заключается в том, что нет возможности проверить оборудование внутри всех квартир – люди просто не пускают сотрудников. При этом они не понимают, что речь идет о вполне реальных рисках».
Представитель Ассоциации производителей газового оборудования уточняет, что проверяющим сегодня не удается попасть как минимум в половину квартир. «В квартирах, где не был произведен осмотр, можно отключить газоснабжение. Но это сложная процедура – чтобы ее реализовать, требуется как минимум три месяца. Поэтому к такой мере прибегают редко», – рассказал он журналистам.
Еще один работник газовой сферы добавляет, что «газовая полиция» могла бы решить множество проблем: «Сейчас на нас просто плюют. Хотят – открывают дверь, не хотят – не открывают. Поэтому за исправность оборудования никто поручиться не может. Нам нужны реальные, а не формальные полномочия. Иначе дома так и будут взрываться», – пригрозил анонимный газовщик.
Создание «газовой полиции» – это не единственная законодательная инициатива подобного рода.
Также сегодня группа депутатов во главе с лидером «Справедливой России» Сергеем Мироновым внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий установку в жилых домах систем газовой безопасности за счет средств Фонда капремонта. При этом в документе признается, что полной безопасности подобные системы обеспечить не могут из-за «человеческого фактора».
Радикальнее всех выступил глава комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский, который предложил вовсе запретить установку газовых плит в многоэтажных домах. «Следует выработать такие тарифы на электроэнергию, чтобы граждане платили за приготовление пищи примерно столько же, как это происходит при пользовании бытовым газом», – заявил политик. При этом, по его словам, основной защитой от взрывов газа должны служить инженерные системы – в частности, плиты с датчиками автоматического перекрытия газа в случае утечки.
После каждой трагедии депутаты пытаются что-нибудь запретить, ужесточить и так далее. Эффективность обычно равна нулю – в полном соответствии с поговоркой «после драки кулаками не машут». К тому же самые суперсовременные и эффективные средства безопасности пасуют перед упомянутым в мироновском законопроекте «человеческим фактором». В 2004 году уже действовали все современные правила авиабезопасности, но террористки-смертницы просто прошли мимо контроля и оказались в самолетах, которые взорвали через час после вылета.
До сих пор нет ясности, как именно произошел взрыв в Магнитогорске, и тем более непонятно, почему взлетели на воздух верхние этажи дома в Шахтах. Газ, при всей его разрушительной силе, нечаянно взорвать довольно-таки сложно. Необходимо полное отсутствие вентиляции и обоняния у жильцов квартиры, а также их соседей. Еще нужна старая плита – современные автоматически прекращают подачу газа, если огонь гаснет.
Поэтому для случайного взрыва, который смогут предотвратить проверки «газовой полиции» или установленные за счет Фонда капремонта датчики, даже в нынешних условиях нужно крайне маловероятное стечение обстоятельств.
От злоумышленников проверки и датчики не помогут. Возможно, им помещает предлагаемый представляющим Курскую область сенатором Рязанским запрет на установку газовых плит в домах. Это вполне выполнимо в новостройках – особенно учитывая, что девелоперы предпочитают возводить многоэтажные человейники, проводить газ в которые нельзя и по действующим строительным нормам.
Но массовая замена всех газовых плит на электрические в старых домах будет стоить астрономических денег, которых нет ни у граждан, ни у государства. Да и ничто не мешает злоумышленнику приобрести газовые баллоны и принести их под покровом ночи в квартиру.
Значит ли это, что все вышеуказанные предложения полностью бессмысленны? Нет, не полностью. Конечно, отдельная «газовая полиция» в стране не нужна. Но
у газовиков должна быть возможность в случае отказа владельцев квартиры открыть дверь вызвать участкового, а если и это не поможет – перекрыть газ игнорирующему необходимость проверки человеку в течение дней, а не месяцев.
Датчики должны устанавливаться за счет газовых компаний, а не за счет фонда капремонта. Деньги у них есть – сейчас в Москве минимальная операция с газовой трубой стоит более 20 тысяч рублей. В регионах цены не такие зверские, но тоже высокие. Наверное, можно позволить себе закупить датчики и установить современные электронные системы, моментально прекращающие подачу газа в случае утечки.
О запрете проведения газа в новостройках мы написали выше – в человейниках и без того электроплиты, а в невысоких домах в случае проведения газа будут установлены современные самоотключающиеся плиты. Поэтому этот вопрос есть смысл оставить на усмотрение граждан. Боишься газа – покупаешь квартиру в многоэтажке, не боишься – в невысоком доме.
Два взрыва подряд показали наличие серьезной проблемы. Но решать ее надо не кампанейщиной, не созданием новых бюрократическо-силовых структур и уж тем более не запусканием рук в и без того негустой Фонд капремонта. Нужны регулярные эффективные проверки. Нужна личная ответственность граждан за допуск газовщиков в квартиры, а сотрудников газовых компаний – за состояние сетей и наличие всех необходимых датчиков и систем. Нужен легальный рынок сдачи жилья и понимание как участковым, так и соседями, что за люди живут с ними рядом.
Тогда взрывы прекратятся.