Во вторник Крымская и Севастопольская епархия РПЦ опровергла мироточение бюста императора Николая II в Симферополе. Собранная епархией комиссия из числа пяти священнослужителей осмотрела бюст и иконы в стоящей рядом часовне.
Мы не милиция, которая проверяет отпечатки пальцев. От самодеятельности, вроде камушков на могиле мальчика в Чебаркуле и других случаев, мы резко отстраняемся
«На момент посещения часовни (...) следов мироточения на бронзовом бюсте царя-страстотерпца Николая II и иконах в часовне не установлено», – цитирует РИА «Новости» сообщение епархии. Однако обещано, что члены комиссии продолжат наблюдение.
Напомним, что в минувшие выходные депутат Госдумы, экс-прокурор Крыма Наталья Поклонская заявила телеканалу «Царьград-ТВ», что в Симферополе замироточил бюст последнего императора Николая II, расположенный у часовни возле здания прокуратуры республики. По словам Поклонской, к нему уже приходят люди с больными детьми, «чтобы приложить их, чтобы исцелились». Смотритель часовни позднее сообщил, что вдобавок к бюсту замироточили и иконы храма. Эти новости вызвали многочисленные отзывы, в том числе ироничные, в соцсетях.
О том, чем оказывалось миро в таких случаях при химическом анализе, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал профессор РГУ нефти и газа имени Губкина, академик РАЕН, член Союза писателей России, внук известного философа Павла Флоренского, его полный тезка Павел Флоренский, который с 2004 года руководит экспертной рабочей группой по чудесным знамениям Богословской комиссии Московской патриархии.
ВЗГЛЯД: Павел Васильевич, может ли в принципе замироточить бюст, то есть статуя, а не икона? Правда, известно мироточение статуи Христа в Бомбее (Индия) в 2012 году, кровавые слезы из глаз статуэток Мадонны, не раз отмеченные в ХХ веке в Италии. Но в православной традиции о таком раньше не слышали.
П. Ф.: Начнем с того, что комиссия из числа служителей Церкви проверила бюст и иконы в стоящей рядом часовне, однако следов мироточения не обнаружила. Значит, этого не было. Поскольку именно Церковь – и только она – решает, было ли чудо или нет. Не путайте некое явление, пусть даже и непонятное, с явленной благодатью Божией.
«Мироточение» или, правильнее, появление масла на священных предметах, происходит не только в православии. Это обычное явление, связанное с духовной жизнью предмета. Священные камни у шаманов тоже покрываются маслом. Это знак снисходящей благодати. Мы занимаемся чудесными знамениями только в Русской православной церкви. Православные почитают государя императора, поэтому они ожидали чудес от его образа, статуй. Я вполне верю, что Поклонская говорит искренне, отражая желание благочестивых прихожан. Государь император канонизирован, и надежды верующих понятны.
ВЗГЛЯД: Также Наталья Поклонская говорила о том, что к бюсту государя приходят люди с больными детьми за исцелением. Как вы относитесь к такой практике?
П. Ф.: А вот про это хотелось бы высказаться очень серьезно. Начнем с того, что, с одной стороны, Крым – одно из самых благодатных мест лечения в православии. Там во время Крымской войны создал военную хирургию великий Пирогов. Он ввел общий наркоз во время операции. Великий хирург и богослов архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) был архиереем Крымским и Симферопольским. Он разработал локальный наркоз, который используется во всех сферах медицины. Но он лечил и душу. Множество верующих молятся ему и просят об исцелении, в Симферополе обретены его мощи. Так что Крым для православной медицины в высшей степени благодатное место.
Однако подчеркну, что чудесные знамения служат не для излечения, а для духовного преобразования человека. Излечение – дело врачей. Пантейлемон-целитель пишется на иконах с ложкой с лекарством, а Войно-Ясенецкий читал молитву перед операцией. Для православного человека всякое излечение есть Божье исцеление. Монахи, принимая лекарства, крестят таблетки. Нельзя противопоставлять Божью благодать и лечение. Нельзя отвлекать людей от врачей, от медицины. Это опасно и просто преступно. Экстрасенсы тоже, говорят, кого-то исцелили, разрушая душу, ввергая человека бесам.
Когда Поклонская заявляет о том, что дети исцелились от вещества на бюсте государя, меня это беспокоит. А родители, отвлекая своих чад от врачей, просто ужасают. Божье – Богу, а врачам – клизму. От врачей, по воле Божьей, зависит жизнь многих людей.
К тому же напомню, что на данный момент назначенная епархией комиссия не обнаружила мироточения. Это еще один аргумент в пользу того, что люди должны быть крайне внимательны к своему здоровью, а уж в отношении своих любимых чад – особенно.
ВЗГЛЯД: В одном из интервью накануне вы осудили «чудоманию». Почему? Разве готовность поверить в чудо не окрыляет людей, не приближает их к идеалу?
П. Ф.: «Чудомания» беспокоит не только меня, но и Церковь. В одном московском храме регулярно мироточат иконы, батюшка мажет маслом лбы прихожанам и уносит иконы в алтарь. А вы лучше просто отстойте службу! Это ведь гораздо важнее. Постоять литургию тяжело, проще помазаться маслом, и все пройдет. Задача публикации – уберечь людей от увлечения чудесами и от того, что они забывают при этом ходить к врачам. Врачи тоже выполняют волю Божью, честь и хвала им.
ВЗГЛЯД: Всегда ли для расследования такого рода сообщений на место приглашают вашу рабочую группу?
П. Ф.: Нашу рабочую группу на расследование таких происшествий давно уже не приглашают. Звонят, спрашивают, советуются. Когда мы только начали свою работу, это было сенсацией, мы пользовались громадным спросом. Сейчас же мы разработали принцип подобной работы, и все отлажено уже без нас. Мы не ревизионная комиссия, мы ученые. Наша задача была разработать принципы, отношение к подобным явлениям, что мы и сделали.
Чудесами должна заниматься Церковь, пусть там решают, мы же, ученые, как кому-то может показаться, разрушаем все это очарование. То же выделявшееся на киотах масло при исследованиях оказывается подсолнечным или оливковым. Отрицается ли при этом факт чуда или нет, я не знаю. Раз люди верят и молятся, значит, это чудо.
ВЗГЛЯД: В чем заключается разработанная вами методика? Берутся какие-либо срезы, соскобы?
П. Ф.: Мы не милиция, которая проверяет отпечатки пальцев. Вопрос этот церковный – и должен быть предоставлен Церкви, не приходскому иерею, а все-таки находиться в ведении архиерея. От самодеятельности, вроде камушков на могиле мальчика в Чебаркуле и других случаев, мы резко отстраняемся. С самодеятельностью мы не связываемся, боимся. Может, правда, может, нет. Дух Божий проявляется там, где хочет, но мы проводили расследования только с иерейского благословения.
ВЗГЛЯД: Какая доля сообщений о чудесах оказывалась в итоге достоверной? И икона официально объявлялась мироточивой?
П. Ф.: Всегда можно что-то объяснить. Конечно, в моей практике были случаи, которые объяснить было невозможно. Периодически бывали случаи появления мира на иконах, отображения образа на стекле, но в тех двух случаях, когда нам удавалось проводить анализ, было либо подсолнечное, либо оливковое масло. Мы давно опубликовали результаты этой работы.