Во вторник в администрации президента, в управлении по общественным проектам состоялось совещание, посвященное субсидиям из госбюджета для российских НКО – тех из них, что выполняют общественно полезные услуги (ОПУ). На совещании выступили как представители профильных министерств, так и вице-губернаторы из нескольких регионов, а также члены Общественной палаты.
Неустойчивость НКО – одна из главных проблем как для них самих, так и для граждан, которым они помогают. Законом предусматривается, что субсидии выдаются сразу на два года
Обсуждали, как запустить механизм хотя бы в нескольких регионах, чтобы появился успешный опыт, который затем можно было бы тиражировать, убедить все остальные НКО в том, что механизмом можно пользоваться. При этом размер самих субсидий может варьироваться от 100 тыс. до нескольких миллионов. Все зависит от бюджета конкретного региона: где-то в бюджете выдается всего 2–3 млн на поддержку НКО, где-то – 20 млн, а где-то – 50 млн.
Сократить волокиту сразу на два месяца
Хотя тема для большинства участников совещания была в новинку (раньше в России даже статуса такого не было – исполнитель «общественно полезных услуг»), прошло оно в довольно динамичном духе. Обсуждая первый же доклад, в котором глава департамента по делам НКО Минюста Владимир Титов обрисовал нынешний порядок, процедуру, по которой НКО могут получить субсидии, участники совещания предложили резко ее упростить.
Дело в том, что сегодня претендующая на льготный статус НКО должна сперва направить заявку в Москву, в одно из девяти ведомств, которое ближе всего по профилю к сфере ее деятельности. Эти ведомства – Минтруд, Минобрнауки, Рособрнадзор, Минкульт, Роспотребнадзор, Минздрав, Минспорт, Ростуризм и Минюст. После этого ведомство возвращает заявку в регион – своему местному филиалу или местным властям, которые должны затем прислать обратно в Москву свое заключение. Заключение либо содержит отказ, либо подтверждает, что данная НКО действительно оказывает полезные для общества услуги.
Далее Минюст вносит НКО в реестр «исполнителей общественно полезных услуг». С этого момента НКО получает право на приоритетное получение финансовой поддержки властей на срок не менее чем два года.
В ходе обсуждения доклада Титова сразу возникла идея – чтобы бумаги не ходили по кругу, из Москвы в провинцию и обратно, надо разрешить местным властям самим выдавать НКО необходимое заключение по поводу того, оказывает данная общественная организация помощь обществу или нет. При такой схеме НКО сразу сможет отсылать в Москву готовый пакет документов. Как подсчитали участники совещания, это ускорит процедуру на срок до двух месяцев.
Участники совещания подчеркивали, как важно, что НКО получат деньги на два года, ведь это придаст их работе стабильность, поможет общественникам на долгий срок планировать свою деятельность, развиваться.
«Неустойчивость НКО – одна из главных проблем как для них самих, так и для граждан, которым они помогают. Законом и нормативной базой, созданной под этот закон, предусматривается, что субсидии выдаются сразу на два года и больше, – пояснила газете ВЗГЛЯД участвовавшая в совещании член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова. – Смысл новаций в том, чтобы НКО, которые подходят под критерии исполнителя общественно полезных услуг, смогли бы получить на свою деятельность долгосрочное финансирование». «В Красноярском крае субсидии и сейчас выдаются на два года, но, к сожалению, больше таких регионов я не знаю. Это исключение из правил. В Москве раньше тоже такие были, но с прошлого года их отменили. Дают теперь только на год. Ты только успеваешь начать что-то делать, как срок уже закончился», – посетовала она.
Напомним, по данным Минюста, из общего числа в 227 тысяч НКО социально ориентированных насчитывается 140 тысяч, то есть более 62%. Установить правовой статус «некоммерческая организация – исполнитель общественно полезных услуг» для НКО, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, впервые предложил президент Владимир Путин в послании парламенту в декабре 2015 года. Уже 1 января этого года в России вступил в силу закон о поддержке организаций, получивших такой статус.
Организация признается таковой в том случае, если она на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества. К ним относятся в том числе социальное обслуживание на дому, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями, семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей.
Две недели назад правительство России своим постановлением «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг» определило широкий перечень социально полезных услуг, а также перечислило критерии, которым должны соответствовать НКО, претендующие на деньги из казны.
Еще одна цель – повысить конкуренцию
Впрочем, некоторые участники совещания – региональные чиновники признавались в том, что вообще пока не уверены, доверять ли общественникам крупные суммы из казны. «Мы же все понимаем. Он заявился, оказал одну услугу, получил субсидию, а затем исчез – куда-нибудь в Сочи. Завтра ищи его. А государственная организация – это стабильно», – заметил на совещании один из региональных вице-губернаторов.
«Цель-то какая? Повысить качество, – возразил представитель администрации президента. – А качество можно повысить, только если создать конкуренцию». Государственные учреждения являются своеобразными монополистами, никому, кроме них, нельзя было оказывать эту услугу. По словам представителя АП, новация создает механизм, который позволяет властям регионов отныне разговаривать со своими бюджетными учреждениями с новых позиций.
Впрочем, развитие конкуренции может стать выгодным, но лишь косвенным результатом нового закона. Как подчеркивали на совещании сотрудники администрации президента, главной целью остается поддержка социально значимых отечественных НКО. До сих пор им зачастую приходилось едва ли не на голом энтузиазме развивать свои проекты, однако теперь на помощь им приходит государство. Для начала НКО достаточно обратиться к руководству своих местных субъектов – как правило, к вице-губернатору, который курирует «третий сектор», и после этого в сжатые сроки получить поддержку из бюджета.