Заявление компании «Инжтрансстрой-СПБ» о приостановке работ было опубликовано в четверг утром, накануне приезда в город на выездное заседание комиссии Совета Федерации по вопросам подготовки чемпионата мира 2018 года. А в среду возле стадиона произошли события, которые администрация города и фирма-генподрядчик трактуют по разному.
Они просто обречены договориться. Строительство находится под контролем правительства и президента. Это обязательство нашей страны. Куда они денутся?
Администрация говорит, что примерно 150 рабочих начали забастовку с требованием выплатить им задолженность по заработной плате.
«Жадность генподрядчика привела к такой ситуации. Рабочие высказали свое недовольство задержкой зарплаты, которая по некоторым организациям достигает двух месяцев. После встречи с администрацией города люди пошли отдыхать. Прокуратура начала проверку, инцидент исчерпан», – цитирует ТАСС пресс-службу вице-губернатора города Игоря Албина. Сам господин Албин в эфире телеканала «Санкт-Петербург» сразу же после происшествия высказался более загадочно: «Ничем не объяснимая жадность генподрядной организации привела к командно-штабным учениям, которые мы тут и провели». Он пообещал разобраться «с каждой подрядной организацией, которая не получила расчеты, оплату за выполненные работы и, соответственно, не расплатилась с подчиненными». Рабочие же согласились прекратить забастовку, по словам Албина, после того, как он с ними лично поговорил и убедил, что зарплату им выплатят.
Согласно версии, изложенной «Инжтрансстрой-СПБ», имело место совсем другое – попытка рейдерского захвата, которой как минимум попустительствовала администрация города.
«Несколько субподрядных организаций, задействованных на строительстве стадиона, а именно компании «Леокам», «Элпром», «Управление строительства 620», попытались сорвать строительство стадиона на Крестовском острове», – цитирует заявление компании ТАСС. Якобы компании с помощью строительной техники попытались заблокировать допуск рабочих к строительству. Ситуация нормализовалась только после приезда полиции и представителей прокуратуры. Причем администрация города, по словам заказчика, к урегулированию ситуации отношения не имела. Напротив, «Инжтрансстрой-СПБ» винит мэрию в сложившейся ситуации.
«Заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта», – говорится в заявлении. В числе главных претензий генподрядчика к заказчику – задержка проектной документации и отсутствие оплаты уже сделанной работы на сумму 1 млрд рублей: якобы заказчик тянет с ее приемом. Заксобранием города принято решение увеличить стоимость стадиона на 4,3 млрд рублей. Однако смета так и не утверждена. Более того, убыточные работы компании не компенсировали.
Из-за всего этого на объекте сложилась критическая ситуация, невыплаты зарплаты действительно имеют место, и ситуация находится на грани забастовки.
В пресс-службе мэрии Санкт-Петербурга отказались комментировать газете ВЗГЛЯД сложившуюся ситуацию, сославшись на то, что официальный комментарий будет позднее. В компании «Инжтрансстрой-СПБ» заметили, что ничего не могут добавить к распространенному ими заявлению. От каких-либо комментариев воздерживается и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. Известно, однако, что «Инжтрансстрой-СПБ» направил ему письмо, где в задержке строительства обвиняются чиновники администрации и лично господин Албин. Министр спорта Виталий Мутко, в свою очередь, выразил надежду, что мэрия и генподрядчик все-таки договорятся.
«Стадион сейчас готов на 85–86%. Вы же не будете менять сейчас генподрядчика. Поэтому они просто обречены договориться. Строительство находится под контролем правительства и президента. Это обязательство нашей страны. Куда они денутся? Если там будут люди недоговороспособные, это будет разговор из другой области», – цитирует его слова агентство «Р-Спорт».
Впрочем, источник в строительных кругах Петербурга возможность расторжения контракта с подрядчиком не исключил.
Между тем Албин в интервью изданию «Деловой Петербург» утверждает, что компания получит финансирование только после предъявления актов о выполненных работах. «За июнь предъявили выполненных работ аж на 58 млн рублей при лимитах 1,2 млрд рублей! Величина необработанных авансов – 3,6 млрд рублей», – возмущался он. По его словам, 2,5 млрд рублей, направленные в компанию в прошлом году, уже «испарились в неизвестном направлении», из-за чего на фирму было написано заявление в прокуратуру. Кстати, обыски в фирмах-субподрядчиках в июне уже были – правда, по делу о мошенничестве, возбужденному по заявлению генподрядчика.
Стадион «Зенит-Арена» относится к числу самых известных российских долгостроев, в то время как при начале его возведения предполагалось, что он станет самым впечатляющим спортивным сооружением России. Ведь автором проекта был знаменитый архитектор Кисё Курокава. Именно он спроектировал знаменитый стадион «Оита» в Японии, считающийся одним из инженерных чудес современности. Строительство началось еще в 2006 году.
Однако очень скоро проект Курокавы пришлось изменить (сам архитектор умер в 2007 году) как технически слишком сложный. По первоначальному плану стадион предполагалось сдать в 2008 году. Но в срок закончить объект не удалось, а в декабре 2009-го, перед предполагаемым открытием, проект раскритиковала ФИФА, заявив, что он не соответствует критериям этой организации. Всего сроки сдачи объекта переносились четыре раза. Сейчас предполагается сдать его к июню 2017 года, к Кубку Конфедераций.
К сожалению, стадион в Санкт-Петербурге – не единственный пример проблем, возникающих с возведением объектов к чемпионату. В июне Мутко говорил о приостановке строительства стадиона в Самаре и о проблеме в Калининграде. Речь идет о земле калининградского садоводческого товарищества, которую местные власти пытаются изъять. На этой земле предполагается построить объекты инфраструктуры к чемпионату, в частности парковки. Что касается стадиона в Самаре, который планируется сдать к 15 декабря 2017 года, то, как заявлял 13 июля вице-премьер Игорь Шувалов, здесь все сложности устранены и строительство, начатое в 2014 году, будет завершено в срок.