Госдеп и Пентагон не убедили
Договор об открытом небе, по сути, остается единственным работающим документом в рамках системы мер доверия в Европе
В Конгрессе США настаивают на запрете выделения средств на проведение российскими самолетами наблюдательных полетов в рамках Договора по открытому небу (ДОН) до тех пор, пока Госдепартамент и Пентагон не убедят законодателей в том, что Москва выполняет все положения данного документа.
Соответствующая поправка к проекту оборонного бюджета страны на 2017-й финансовый год была предложена комитетом палаты представителей по делам вооруженных сил, передает ТАСС.
«Данный раздел ограничивает использование средств... на выдачу Соединенными Штатами разрешения Российской Федерации на проведение полетов до того момента, пока администрация не представит профильным комитетам необходимый доклад», – отмечается в сопроводительных материалах.
«В требуемом докладе должно быть сказано, что Российская Федерация не предпринимает никаких действий, которые бы не соответствовали положениям Договора по открытому небу (ДОН)», – уточняют разработчики.
Законодатели хотят быть уверенными в том, что Москва не выходит за рамки документа и «разрешает облеты своих определенных территорий, включая Калининград». Они также требуют, чтобы другие страны – участницы ДОН были проинформированы об опасениях разведывательного сообщества США касательно использования новой аппаратуры.
В подготовке доклада должны участвовать руководители Госдепартамента, Пентагона, министерства национальной безопасности, минэнерго, директор Федерального бюро расследований, главы нацразведки, а также стратегического, северного и европейского командований вооруженных сил США.
Согласно положениям ДОН, приглашающая сторона не оплачивает пролеты авиации над своей территорией, но именно она принимает у себя самолеты и несет эксплуатационные расходы, которые затем ей возмещаются.
Представители исполнительной власти США пока не прокомментировали данную инициативу.
Как ожидается, поправки к проекту оборонного бюджета будут рассмотрены комитетом в конце апреля, но такую же работу должен проделать и сенат. Затем документ поступит на рассмотрение палат полного состава. Обычно эта процедура растягивается на месяцы.
Дело не в деньгах
По оценке бывшего начальника международно-договорного управления Минобороны России, генерал-лейтенанта запаса Евгения Бужинского, ситуация с Конгрессом выглядит достаточно абсурдно: «Безусловно, Конгресс может принять любую резолюцию, какую только захочет, – заявил он газете ВЗГЛЯД. – Может прямо сейчас взять и объявить какого-нибудь президента нелегитимным... США являются единственной страной в мире, у которой национальное законодательство превалирует над международными обязательствами».
При этом если американцы откажутся финансировать прием российских военных самолетов в рамках ДОН, россияне за свой счет летать над территорией США не будут точно, уверен эксперт. «За свой счет нельзя. Там же целая система выстроена. Чужой самолет нужно принять, разместить, организовать обслуживание. Как мы это будем делать на чужой территории? Никак», – пояснил он.
При этом Бужинский считает, что если Вашингтон нарушит ДОН, прекратив финансирование, то и из самого договора им придется выйти: «Я бы тогда ставил вопрос о целесообразности пребывания США в нем. Пусть выходят, если хотят. Но нужно понимать, что таким образом они нарушат очередное соглашение. Договор об открытом небе, по сути, остается единственным работающим документом в рамках системы мер доверия в Европе. Тогда они поставят жирный крест на всей системе», – отметил он.
Сам договор специалист назвал хорошим документом. «Конечно, прожить можно и без него. И мы долго без него жили. Но, повторюсь, в нынешних непростых международных условиях ДОН – это последний работающий элемент в рамках международной системы мер доверия, – напомнил он. – И я не думаю, что предложение членов Конгресса связано с экономией средств. Нет, просто идет тотальная, бездумная обструкция всего, что связано с Россией. Особенно часто мы наблюдаем ее в Конгрессе. В администрации США все-таки более вменяемые люди, думаю, они не прислушаются к законодателям и до разрыва соглашения не дойдет».
Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов рассказал газете ВЗГЛЯД, что особого смысла в выходе из соглашения для американцев нет, а предложение местных законодателей не больше чем «элемент внутриполитического диалога».
«Чем ответит Россия, если все-таки наши полеты не будут финансироваться приглашающей стороной? В принципе, мы могли бы оплачивать эти полеты и сами. Но думаю, что до разрыва соглашения дело не дойдет, потому что тогда российская сторона примет симметричные меры и американцы также не смогут летать над нашей территорией. Неизвестно, кто больше от этого потеряет», – заметил он.
Фролов назвал предложение заморозить выплаты по ДОН недружественным шагом, а оценивая пользу от этих полетов для военных разведок разных стран, сказал: «Для таких государств, как Россия и США, имеющих свои крупные спутниковые группировки, не так критичен выход из этого договора. А вот для тех стран, у которых нет спутников, а вы знаете, что соглашение по открытому небу подписали больше трех десятков участников, эти полеты могут быть довольно полезны. В целом ДОН не так интересен для военной разведки, как может показаться, нам с его помощью можно только доуточнять какие-то данные со спутников. Цель этого соглашения другая. Многие вещи в современном мире могут не иметь большого практического смысла, но несут важный психологический. ДОН – это элемент разрядки, налаживания доверия и понимания между странами, обмен определенными сигналами», – заключил он.
Споры вокруг ДОН
Между тем полеты в рамках Договора по открытому небу продолжаются. В понедельник начальник входящего в Минобороны национального Центра по уменьшению ядерной опасности Сергей Рыжков сообщил, что американские военные инспекторы с 25 по 30 апреля выполнят наблюдательный полет над Россией на самолете ОС-135Б.
При этом 2 марта директор разведывательного управления министерства обороны (РУМО) США Винсент Стюарт заявил, что у России есть аппаратура, которая позволяет собирать ключевые разведданные об инфраструктуре и возможностях США, что дает Москве «значительное преимущество».
Стюарт заговорил о возможностях российской разведки после вопроса о Договоре об открытом небе, обеспокоенность условиями которого высказывалась ранее. Тогда глава стратегического командования вооруженных сил США Сесил Хейни заявил, что российская авиация улучшила возможности наблюдения, что по условиям Договора по открытому небу позволяет России осуществлять более пристальный надзор за США и другими странами.
Однако, как отмечала газета ВЗГЛЯД, заявления американских военных по данному поводу не имеют никакого отношения к реальным разведывательным возможностям России.
Дискуссии вокруг применения ДОН разгорелись после обращения России к Консультативной комиссии по открытому небу, действующей при штаб-квартире Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Вене, за сертификацией Ту-154, на котором установлен цифровой электрооптический сенсор. Как заявил представитель американского Госдепартамента, США намерены с привлечением технических специалистов и юристов изучать вопрос о том, может ли российский Ту-154 использовать эту аппаратуру при совершении наблюдательных полетов.
Договор по открытому небу был подписан в 1992 году. Россия ратифицировала его в 2001-м. Сейчас в работе в рамках договора участвуют свыше 30 государств. Документ предусматривает регулярные наблюдательные полеты стран – участниц соглашения над территорией друг друга.